Российский рынок крупногабаритной тары

А. Рикошинский

Количество производимой и потребляемой тары без преувеличения можно назвать одним из интегральных показателей развития страны, ведь уровень состояния любой национальной экономики неизбежно отражается в первую очередь на объеме потребления этого вида продукции. Хорошим примером тому служит статистика потребления тары в развитых государствах. Так, по данным "Союзупак", в экономике США упаковочная отрасль вместе с АПК по объемам реализации делит 2-е и 3-е места, уступая только военно-промышленному комплексу. Как ни удивительно, тарная промышленность оставила позади даже таких гигантов, как автомобилестроение и общее машиностроение. Ежегодный объем мирового рынка тарно-упаковочной продукции составляет около 500 млрд. USD. Что касается нашей страны, то отставание в этой области можно диагностировать как "хроническое": в 1990 году в СССР производилось всего 10 кг тарной продукции на душу населения, тогда как в Германии этот показатель доходил до 150 кг, а в США и Японии – до 250 кг. Правда, после известного кризиса 1998 г. производство тары практически удвоилось и составляет в настоящее время до 30 кг на душу населения. По оценкам различных источников, российский рынок тары и упаковки оценивается в 1...3 млрд. USD.

Особенностью рынка тары и у нас в стране, и за рубежом является удовлетворение потребности в этом виде товарной продукции преимущественно за счет внутренних ресурсов, что сближает показатели объемов ее производства и потребления. Данное обстоятельство является проявлением такой более общей особенности, присущей и другим аналогичным товарным рынкам, как значительная доля транспортных издержек в стоимости тары при перевозке ее на значительные расстояния. Подсчитано, что при транспортном плече длиной более 500 км стоимость затрат на транспортировку тары типа емкостей, резервуаров, контейнеров становится равной стоимости ее производства.

Импорт тары как явление тоже существует, однако его объектом выступают, как правило, изделия, не имеющие аналогов в номенклатуре продукции, выпускаемой отечественными предприятиями. При этом зачастую речь идет не о массовых видах тары, предназначенных для транспортировки каких-либо жидких и сыпучих грузов, производимых в больших количествах, а для использования стационарно, в составе хранилищ, инженерных систем водоснабжения, водоочистки, водоподготовки и т. п.

Широкие диапазоны вместимости тары определяют и различные области ее применения:

  • использование тары для целей транспортировки продукции;
  • использование тары для долговременного хранения на постоянном месте и в стационарных системах инженерного обеспечения (отопление, водоснабжение, водоочистка);
  • комбинированное использование.

По видам материала всю используемую крупногабаритную тару можно классифицировать следующим образом:

  • металлическая (включая алюминиевую);
  • пластмассовая;
  • стеклянная;
  • деревянная и картонная;
  • мягкие пластиковые контейнеры.

Наряду с количественным ростом, наблюдающимся по мере развития российской экономики, в процессе потребления тары происходят и структурные изменения. В долгосрочной перспективе, как и везде в мире, они характеризуются ростом доли современных видов тары, в первую очередь из пластмассы. Однако в России в силу недостаточной зрелости внутреннего рынка и нестабильности общеэкономической конъюнктуры эти долгосрочные изменения сопровождаются значительными колебаниями, связанными с созданием новых производств и появлением на рынке тары новых крупных игроков.

Точная количественная оценка структуры потребления разных видов крупногабаритной тары требует достоверной информации об объемах поставок на российский рынок всех изделий, идентифицируемых как крупногабаритная тара. Сопоставление таких данных на какой-либо фиксированный момент времени не позволяет получить представление о происходящих здесь процессах. Из-за неразвитости рынка и нестабильности общеэкономической ситуации в России сложно говорить даже об определенных устойчивых тенденциях. В период с середины 1980-х годов до конца 1990-х одна из таких закономерностей – постепенное движение в направлении структуры потребления, сложившейся в развитых странах, – прослеживалась достаточно ясно. Эта структура характеризуется относительно меньшей долей "традиционных" видов тары (прежде всего металлической) и большим удельным весом современных видов (преимущественно пластмассовой). В конце 1990-х годов неполное удовлетворение спроса на крупногабаритную тару предопределило ситуацию, когда деятельность недавно появившихся на рынке компаний изменила расстановку сил и соотношений между производством отдельных видов тары.

Наиболее массовым видом тары, используемой в РФ в настоящее время, является металлическая (под ней понимаются прежде всего бочки из углеродистой и легированной стали; кроме того, в крайне незначительных количествах в России производят и алюминиевые емкости). О структуре потребляемой в России крупногабаритной тары можно судить по информации, приведенной на рисунке.

Структура потребления тары в РФ

Можно говорить о том, что производителями основных конкурирующих видов тары осуществляется приблизительно пропорциональное наращивание выпуска продукции. Особого внимания заслуживает крупногабаритная пластмассовая тара (КПТ) вместимостью 100...1200 л, являющаяся современной альтернативой наиболее массовому и традиционному виду – металлической таре.

В настоящее время наиболее распространены два способа изготовления пластмассовой тары: экструзионное и ротационное формование. На сегодняшний день более 90% КПТ, потребляемой в России, изготавливают методом экструзионного формования. Это объясняется особенностями спроса на тару, характеризующегося тяготением российских потребителей к изделиям небольшой вместимости – 100...200 л и менее. По мере роста спроса на более объемную тару (400...500 л и более) позиции технологии ротационного формования могут укрепиться: с увеличением емкости изделий их удельная стоимость (т. е. приведенная к 1 л емкости) при изготовлении методом экструзии значительно возрастает. Принято считать, что границей технологической и экономической целесообразности метода экструзионного формования является вместимость тары около 1000 л.

Какие же положительные качества имеет КПТ по своим потребительским и эксплуатационным характеристикам по сравнению с аналогичными видами тары? Для определения ниши, в которой эти преимущества достигают своего максимального воплощения, необходимо провести более подробный анализ. Рассмотрим эксплуатационные и потребительские характеристики КПТ, получаемой методом экструзионного формования (КПТ ЭФ), на фоне основных альтернативных видов крупногабаритной тары – металлической, стеклянной, деревянной, картонной и пластмассовой, получаемой методом ротационного формования (КПТ РФ).

Общие характеристики тары

К общим характеристикам тары относятся номенклатурный ряд, возможность упаковки различных видов продукции, разнообразие форм и конструкций, удобство в использовании и транспортировке.

Как видим, спектр емкостей выпускаемой КПТ ЭФ достаточно широк и уступает только КПТ РФ (в диапазоне больших емкостей). Возможна перевозка любых видов грузов, а традиционная форма в виде бочек и контейнеров позволяет использовать привычные методы транспортировки. Применяемые при этом конструктивные решения позволяют штабелировать бочки и канистры. По рассмотренным параметрам КПТ ЭФ является наиболее универсальным видом тары.

Характеристики тары по видам продукции

Производители товаров предъявляют сегодня самые разные требования к таре. Так, для хранения и транспортировки пищевых продуктов необходимо получить гигиенический сертификат от соответствующих органов. Перевозка опасных грузов требует сертификации в российских и международных транспортных органах. Транспортировка и хранение некоторых продуктов в силу сложившихся традиций не осуществляется в определенных видах тары и т. д.

КПТ ЭФ не имеет ограничений по транспортировке и хранению каких бы то ни было видов продукции и может использоваться для хранения пищевых продуктов, что открывает для нее очень широкий сегмент рынка. Кроме того, высокая химическая стойкость позволяет использовать эту тару и для самой разнообразной химической продукции, в том числе для перевозки опасных грузов, что подтверждается сертификатом Министерства транспорта РФ.

Механические характеристики тары

С точки зрения сохранности продукта показатель прочности тары является одним из определяющих. Обеспечение защиты продукта от порчи и утраты является главным требованием к таре любого вида. Герметичность также способствует сохранению потребительских свойств большинства продуктов.

По приведенным выше показателям КПТ ЭФ является наиболее предпочтительным видом тары, лишь по показателю прочности эти изделия уступают металлическим бочкам. Зато показатели массы пластиковой тары (в расчете на 1 л объема) выгодно отличают ее от традиционных металлических, деревянных и стеклянных емкостей. Важной характеристикой пластиковой тары является возможность ее повторного использования.

Цена

КПТ ЭФ в широком диапазоне вместимости (до 220 л) не уступает по цене традиционным металлическим бочкам, значительно превосходя другую пластиковую тару – КПТ РФ. Ценовые преимущества КПТ РФ начинают проявляться только в диапазоне вместимости более 500...700 л. Что касается деревянной и картонной тары, здесь ценовой показатель уже не может быть определяющим, так как по ряду других факторов сфера ее применения по сравнению с КПТ продолжает неуклонно сокращаться.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что практически по всем рассмотренным критериям КПТ ЭФ имеет существенные преимущества или по крайней мере не уступает аналогам и заменителям. Все это позволяет рассчитывать на расширение сферы применения КПТ и увеличение объемов ее потребления на российском рынке.

(Окончание следует)






ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ: