компании из статьи

Reach truck – чудо складной техники

В. Антонов

Во всем мире все более интенсивно используют внутрискладскую погрузочную технику для штабелирования грузов. Как показывают статистические данные, показатели ее реализации только за последнее десятилетие увеличились более чем в два раза, причем росли они интенсивнее, чем популярность такой широко распространенной продукции, как вилочные погрузчики. Объемы потребления внутрискладского оборудования в России также ежегодно увеличиваются, хотя по-прежнему остаются более чем в два раза ниже уровня потребления в таких небольших странах, как Дания и Швейцария, не говоря уже о лидерах в области автоматизации и механизации складских хозяйств – Германии и Франции.

Наряду с техническим совершенствованием, увеличением эффективности, эргономичности и безопасности, одной из основных тенденций развития внутрискладских погрузочных устройств является их специализация. Характерной иллюстрацией, свидетельствующей об эффективности такого подхода к разработке, может служить деятельность шведской фирмы Atlet, о которой мы рассказывали в одном из прошлых номеров нашего журнала. В настоящее время существует широкая гамма самых разнообразных устройств, которые используются на разных этапах технологического процесса перемещения и складирования грузов и приспособлены для выполнения типовых операций при определенном наборе условий (конструкции, высоте и глубине стеллажей; величине межстеллажных проходов, интенсивности работ и т. п.). Одним из наиболее интересных видов такого оборудования являются штабелёры с выдвижной рамой грузоподъемника (мачтой), или ричтраки.

Ричтраки – оборудование на отечественных складах относительно новое. До сих пор оно является диковинной «экзотикой», мало знакомо широкому потребителю и используется, пожалуй, лишь на самых «продвинутых» складских терминалах. Действительно, эта техника недешева и эффективно работает в помещениях, использующих стеллажное оборудование высотой более 6,0 м, что встречается у нас пока достаточно редко. Между тем в мире ричтраки известны уже достаточно давно: первую такую машину более 40 лет назад создал доктор-инженер из Германии Фридрих Юнгхайнрих, основатель знаменитого ныне немецкого концерна «Jungheinrich AG».

Ричтрак сложно причислить к какому-либо виду или классу складской подъемно-транспортной техники. В Европе это устройство обычно относят к «высотным» штабелёрам, а вот в Японии его считают скорее погрузчиком, правда отличая от традиционных моделей, которые оснащаются противовесом (forklift truck). Характерно, что все японские производители напольного транспорта, в том числе и выпускающие исключительно погрузчики с противовесом – Toyota (до покупки фирмы ВТ), Komatsu, Nissan, Mitsubishi, Shinko, – изготавливают и ричтраки. Во всяком случае, этим машинам удается успешно сочетать в себе функции как штабелёра, так и вилочного «противовесного» погрузчика. Если от первого ричтрак взял небольшие размеры, а значит и способность работать в узких межстеллажных проходах, то от второго – мобильность, бо’льшую проходимость за счет увеличенного диаметра колес и клиренса, высокие скорости подъема груза (в два раза больше, чем у штабелёра) и движения (на 40% больше, чем у штабелёра).

Например, если для нормальной работы самого компактного (трехопорного) погрузчика минимальная ширина межстеллажного прохода должна составлять не менее 3,3 м, то у ричтрака она почти такая же, как и у самоходного штабелёра, которым управляет стоящий или сидящий оператор, – 2,7 м. Устойчивость ричтрака достигается не наличием противовеса, как у обычного погрузчика, а за счет двух консолей с колесными опорами, что позволяет расположить центр тяжести груза внутри контура опорных и приводного колес.

Есть у этой машины и другие характерные отличия, связанные с ее применением и определившие особенности конструкции. Она незаменима при обслуживании высотных стеллажей. В зависимости от модели и типа грузоподъемной рамы ричтрак способен поднимать груз на поддонах массой до 2,5 т на максимальную высоту до 5,3 м или грузы до 800 кг – на 11,5 м; естественно, что в первом случае рама должна обладать повышенной жесткостью и демпфирующей способностью к гашению колебаний груза на высоте. Необходимо отметить и еще один важный момент, который следует учитывать при подборе требуемой модели: как и любая другая погрузочная техника, ричтраки имеют свою грузовысотную характеристику – диаграмму грузоподъемности. Это означает, что если масса груза, поднимаемого на высоту до 6,0 м, обычно соответствует номиналу, то масса груза, который ричтрак поднимает на максимальную высоту 11,0 м, значительно меньше и, как правило, не должна превышать 800 кг. Принципиально конструкция этой машины отличается от конструкций близких ей по применению штабелёров и погрузчиков в основном тем, что ричтрак имеет раму грузоподъемника, выдвигающуюся в горизонтальном направлении на расстояние 600...1100 мм (ниже мы будем использовать и термин «штабелёр с выдвижной рамой грузоподъемника» как синоним ричтрака). Вероятно, отсюда и возникло название этих устройств – ричтрак (от англ. reach truck – букв. «доставляющий» транспортировщик грузов).

Таким образом, для установки поддона на стеллаж ричтрак должен сначала поднять поддон с грузом на требуемый уровень стеллажного хранения, за счет перемещения рамы грузоподъемника выдвинуть его в стеллажное пространство, а затем проехать в направлении стеллажа еще 60 см (при продольном размещении поддона) или 20 см (при поперечном размещении поддона). Модели некоторых компаний помимо функции выдвижения мачты имеют телескопические вилы, что позволяет укладывать поддон в специальные стеллажи на двойную глубину. Для подъема на высоту 4,5...5,0 м обычно используются рамы грузоподъемника, состоящие из двух секций, а для подъема на бо’льшую высоту – трехсекционные (триплекс). Как правило, все ричтраки с трехсекционными рамами имеют и функцию «свободного подъема» вил. Для облегчения снятия штабеля с вил грузоподъемник оснащается устройством наклона рамы (обычно до высоты подъема 6,5...7,0 м) и/или наклона вил (при высоте подъема более 7,0 м), а для лучшего позиционирования груза при его захвате или укладке в стеллаж – устройством (кареткой), обеспечивающим боковое смещение вил.

Движение машины, управление ею и подъем груза происходит с помощью трех раздельных двигателей. Эти агрегаты, как и во многих других средствах напольного транспорта с электрическим приводом, питаются от свинцово-кислотных аккумуляторных батарей (чаще всего с напряжением 48 В и емкостью 360...700 А·ч – в зависимости от модели), которые надо периодически подзаряжать. Обычно при двух-трехсменном графике работы требуется одна или две дополнительные батареи, которые подзаряжаются во время работы машины. Последние модели ведущих производителей оснащаются асинхронными двигателями переменного тока. В конструкции таких приводов отсутствуют сменные угольные щетки, благодаря чему они не требуют техобслуживания и выполняются в герметичном корпусе, идеально защищенном от попадания грязи, пыли и влаги. Помимо этого асинхронные двигатели имеют целый ряд других преимуществ перед использовавшимися ранее двигателями постоянного тока, обеспечивая:

– интенсивное ускорение при движении с места;

– быстрый реверс хода;

– плавность движения машины и подъема груза;

– более длительное время работы от одной зарядки благодаря рекуперации энергии (возврату в батарею) при торможении машины и опускании груза.

Функции, которые должен выполнять ричтрак в ограниченном пространстве, определили и другую его особенность: кресло водителя здесь расположено не как обычно – по направлению движения, а перпендикулярно ему. Помимо классических моделей с одним управляемым (рулевым) колесом, существуют и так называемые четырехходовые ричтраки: у них поворачиваются все колеса, таким образом, кроме движения вперед-назад и поворота они способны двигаться вправо-влево, причем радиус поворота таких машин существенно меньше. Отдельные производители выпускают и «многоходовые» ричтраки с большим количеством степеней свободы (см. ниже модельные ряды отдельных производителей).

В связи с тем, что ричтраки оперируют с грузами на весьма большой высоте, особое место в их конструкции занимают вопросы безопасности. Кабина машин оснащается «прозрачной» решетчатой защитной крышей, дающей хороший обзор рабочей зоны на большой высоте и одновременно защищающей оператора от возможного падения штабеля или его частей. Рама грузоподъемника выполнена более жесткой, обеспечивает хороший обзор зоны обработки груза. Система управления гидравликой оснащена специальной системой амортизации, которая позволяет замедлять выдвижение рамы грузоподъемника в крайних верхнем и нижнем положениях и более плавно исполнять команды даже при недостаточно четких действиях оператора, но при этом сохраняет скорость подъема и опускания вил, а значит, и производительность достаточно высокими. При работе в условиях пониженных температур, например в складах-холодильниках, ричтраки комплектуются застекленными кабинами с обогревателями.

Ричтраки немецких производителей

Linde

Немецкий концерн Linde выпускает в общей сложности 14 моделей ричтраков, которые можно разделить на несколько групп под общим названием Active, и четырехходовые модели R14F–R25F.

Первая группа включает компактные модели R10С, R12C и R14C г/п 1,0...1,4 т, которые характеризуются высокой остаточной грузоподъемностью на максимальной высоте и используются в стеллажах с уменьшенным коридором разворота. Эти ричтраки могут комплектоваться стандартной, дуплекс- или триплекс-мачтой (последней комплектуются только R10С и R12C) и служат для подъема грузов на высоту до 6,9 м. Вторая группа включает модели г/п 1,4, 1,6 и 2,0 т с максимальной высотой подъема груза 9,5...11,5 м. Три ричтрака с индексом HD (R14 HD, R16HD и R20HD) оснащаются усиленной мачтой и имеют улучшенные по сравнению с другими моделями показатели остаточной грузоподъемности. Модели R16N и R20N предназначены специально для обслуживания так называемых «набивных» стеллажей и при высоте подъема до 9,5 м отличаются уменьшенной до 1080 мм шириной. Модель R20W используется для обработки паллет нестандартного (большего) размера и имеет шасси шириной 1400...1600 мм.

Все модели ричтраков оснащены собственными «ноу-хау» концерна Linde – цифровыми системами управления LLC (Linde Load Control) и LDC (Linde Digital Control). Система управления рабочей гидравликой LLC позволяет оператору точно контролировать перемещение груза при минимальных усилиях на органах управления. Эргономичная, двухпедальная система управления движением DC обеспечивает моделям высокие рабочие характеристики, плавность хода и безопасность движения. Она же реализует функцию автоматического торможения при отпускании педали хода. Погрузчики оснащены современной электронной системой обмена данными – CAN-шиной. При подключении средств диагностики к CAN-шине можно настраивать системы LLC и LDC под конкретные условия эксплуатации (скорость разгона и замедления, максимальная скорость движения, скорость подъема и опускания мачты).

Конструкция шасси ричтраков Linde отличается максимальной прочностью и жесткостью, гарантирует защиту оператора и агрегатов машины и обеспечивает удобство доступа к узлам. Гидравлическая система грузоподъемной мачты оснащена системой амортизации, осуществляющей замедление мачты в крайних положениях, четкость и безопасность исполнения команд оператора. Стандартная скорость движения для всех моделей – 12,0/ 12,5 км/ч (с грузом/ без груза). Электронная система управления гарантирует безопасное трогание на уклонах. Штабелёры оборудованы тремя системами торможения: включаемыми педалью гидравлическими тормозами (на всех колесах), стояночным тормозом с электроприводом, фиксирующим вал ходового двигателя, и электрической системой торможения с возвратом энергии в батарею, которая запускается автоматически во время движения, при отпускании педали хода.

Still

Фирма Still производит 17 моделей ричтраков. Модели классической серии FM 12-20 имеют г/п 1,2...2,0 т и высоту подъема до 9,6 м, оснащаются 48-вольтовыми батареями емкостью 420...700 А·ч и внутри ряда одной грузоподъемности различаются общей длиной и длиной выдвижения вил (480...697 мм). Модель FM20H с сиденьем оператора (г/п 2,0 т, высота подъема 11,5 м) имеет увеличенный до 2070 мм свободный подъем и уменьшенную ширину каретки. Как и другие немецкие компании, Still производит и многоходовые ричтраки. Модель FM-Q 25 – универсальный четырехходовой высотный штабелёр с тормозной системой на всех колесах, который идеально подходит как для перевозки и складирования длинных грузов, так и для обработки стандартных паллет и контейнеров. Ричтраки EFSM 250 и EFSM 320 обладают увеличенной грузоподъемностью – 2,5 и 3,2 т. В отличие от указанных выше, модель ESSM (стандартная г/п 1,25 т) комплектуется площадкой для оператора, отличается компактностью и маневренностью, поэтому используется в помещениях с дефицитом площади под хранение и обладает высокими характеристиками ускорения, что обеспечивает ей быстрый разгон до предельной скорости и самый короткий рабочий цикл. Ричтраки с индексом «I» имеют необслуживаемый асинхронный двигатель переменного тока; модели с буквой «N» (узкие) применяются для обслуживания стеллажей набивного типа.

Место водителя, пульт управления и педали во всех моделях регулируются в зависимости от телосложения водителя. Для управления движением используются мини-руль и педаль, а операции гидравлическими функциями могут осуществляться как с помощью джойстика, так и четырех рычагов (выбор этого элемента конструкции производится заказчиком, что бывает достаточно редко), это обеспечивает одновременное выполнение всех возможных движений без изменения мощности. Управление ричтраками осуществляется с помощью импульсной транзисторной системы MOSFET. Грузоподъемник оснащен устройством бокового смещения вил, а сиденье водителя – системой гидравлического демпфирования. На пульте управления размещены: индикатор готовности к работе, электронный указатель степени разрядки аккумулятора с отключением подъема, счетчик рабочих часов, указатель степени износа графитовых щеток электродвигателей, индикатор состояния ручного тормоза, управление вперед, направление хода вперед/назад, указатель времени следующего технического и сервисного обслуживания.

Продолжение следует...