Reach truck – чудо складской техники (Окончание)

В. Антонов

(Окончание. Начало см. в «СиТ» №8, №9, №10 за 2004 г.)

Модели японских производителей

Ричтраки японских компаний у нас не так хорошо известны, как европейская техника. Пока их поставляют не много. Так, в 2003 г., по данным японской ассоциации JIVA, в Россию импортировано лишь 26 таких машин, тогда как, например, новых японских электропогрузчиков за тот же период было завезено примерно в 9 раз больше. Наибольшим спросом пользовались машины г/п 1,5 т (их было поставлено 19 шт.).

Модель серии 6FBR

Тoyota

Ряд электроштабелёров с выдвижным грузоподъемником фирмы Тoyota состоит из моделей двух типов. Серия ричтраков 6FBRE включает четыре устройства г/п 2,0; 1,35; 1,6 и 2,0 т с сиденьем для оператора. Их отличает высокая способность к маневрированию, малый внешний радиус поворота (1530...1750 мм). Устройства способны укладывать груз на высоту до 7,5...8,5 м (при стандарте 3,0 м) в условиях ограниченного пространства.

С марта 2002 г. Toyota обновила модельный ряд электроштабелёров, на которых оператор работает стоя. Они предназначены для применения в еще более узких проездах (радиус поворота 1320...1710 мм). Как и новейшие погрузчики Тoyota, эти ричтраки являются 7-й по счету серией моделей и называются 7FBR. Новое поколение штабелёров, состоящее из четырех моделей г/п 1,0; 1,25; 1,5 и 1,8 т, при внешнем сходстве с предыдущей, 6-й серией ниже на 10 мм при увеличенном на 10 мм клиренсе. У них выше скорость передвижения, подъема и опускания груза, больше максимальный угол преодолеваемого подъема. Максимальная высота подъема грузов – до 6,0 м. Все устройства оснащены приводом переменного тока, обеспечивающим плавное управление. Система регулирования тягового усилия уменьшает проскальзывание колес в момент трогания с места. Компьютерное управление тормозной системой сокращает тормозной путь и занос задних колес.

Модель FB15R Komatsu

ТСМ

Линейка ричтраков FR фирмы ТСМ насчитывает больше моделей, чем выпускают другие японские компании. Серия базовых моделей с площадкой для оператора, управляемых стоя, состоит из 12 устройств: пяти компактных ричтраков FRB г/п 1,0...2,5 т (высота подъема до 5,0 м), пяти моделей FRBH такой же грузоподъемности с высотой подъема до 6 м и четырех устройств (с индексом C) г/п 1,0...1,3 т c узким шасси для небольших проходов. Серия моделей с сиденьем FRSB имеет г/п 1,0...2,5 т и максимальную высоту подъема до 7,5 м. Все машины удачно совместили в себе высокие показатели производительности погрузки и способность легко маневрировать, что сделало их особенно удобными для работы в стесненных условиях, на сильно загруженных складах. Из основных преимуществ этих машин отметим также:

  • самый долгий период непрерывной работы среди машин своего класса, который достигается значительным уменьшением энергопотребления (на 30%);
  • особо точную регулировку процесса зарядки аккумуляторной батареи (это первая подобная система, внедренная в данной отрасли промышленности);
  • полностью автоматизированное, с управлением от микрокомпьютера зарядное устройство, служащее для непрерывной и равномерной подачи электроэнергии;
  • амортизатор сиденья оператора, обеспечивший снижение вибраций на 65% и уменьшение шума на 20%.

Все модели в стандартной комплектации оснащают двух- и трехступенчатыми рамами грузоподъемника. По желанию покупателя может поставляться и дополнительное навесное оборудование. Ричтраки серий FRB и FRHB выпускают и с обогреваемой кабиной в низкотемпературных спецификациях: до –35, –45 и –55 °С.

Komatsu

Эта фирма выпускает две серии ричтраков (AR30 и BR-20) на заводе в Точиги (Япония) и одну серию (AR-2R) – в Италии на заводе компании OM Carrelli Elevatori S.p.A., входящей в группу Linde AG. Серия AR30 представляет собой 12-е поколение ричтраков Komatsu и cостоит из 12 моделей FB г/п 1,0...1,8 т. У машин серии AR30 наивысшая скорость движения в своем классе – до 10,5 км/ч, они оснащены системами рекуперации энергии при торможении и самодиагностики, многофункциональным микропроцессором и ЖК-дисплеем. Специальное устройство снижает скорость и предохраняет груз и вилы от удара при опускании их в крайнее нижнее положение. Электропитание в моделях отключается автоматически через 15 мин после окончания каких-либо действий оператора. Это время, а также многие другие параметры, определяющие производительность, экономичность и безопасность работ, оператор может задавать самостоятельно даже в процессе их выполнения. Кроме того, приводные колеса всех моделей серии имеют специальную защиту.

Модели с индексом RL оснащены центральным приводом и могут устойчиво работать с большими грузами на предельных высотах. Модели с индексом RS (на подвесной тяге) обеспечивают плавный ход и предназначены для работы на складах с неровными полами. Штабелёры с сиденьем для оператора (индекс RJ) снабжены двумя опорными роликами, при этом модели с индексом RJW имеют расширенные опорные консоли.

Серия BR20 предназначена для выполнения ежедневных складских операций. Модели этой серии отличает большая грузоподъемность – 2,0 и 2,5 т, а также высокая степень адаптации к конкретным условиям технологического процесса. Микропроцессорная система управления контролирует и управляет всеми двигателями, отслеживает правильность и надежность выполнения операций. В серии ВR20 применен противооткатный механизм, обеспечивающий возможность работы на наклонной поверхности. Конструкция мачты увеличивает горизонтальный и вертикальный обзор, что облегчает подъем груза, размещение его на высоких стеллажах и улучшает маневренность машин в ограниченных складских помещениях. Специальные конструкционные сплавы, используемые при изготовлении мачт, обеспечивают высокую устойчивость и безопасность при работе.

Серия AR-2R (г/п 1,2...2,0 т) вобрала в себя все последние достижения инженерной мысли в области складской техники. Помимо технологий, основанных на переменном токе, в моделях данной серии использованы специально разработанные эргономичная кабина и система управления. У мачты с широким обзором значительная остаточная грузоподъемность вплоть до максимальной высоты 11 550 мм. Мощный усилитель рулевого управления способствует повышению маневренности и реактивности. Угол поворота колес – 183°, что соответствует четырем оборотам рулевого колеса. Все модели серии могут работать при температурах выше –30 °С (как с закрытой кабиной, так и без нее). Для удобства работы на вилах установлена видеокамера. Все ричтраки Komatsu, поставляемые в Россию, оснащены встроенными или внешними зарядными устройствами.

Mitsubishi

Ричтраки марки Mitsubishi выпускают не в самой Японии, а на европейском заводе компании в Нидерландах. По конструкции они аналогичны моделям с логотипом Rocla, отличаясь от них, собственно, только цветом. Поскольку компания ориентируется на продажи в Европе, она выпускает большой модельный ряд с широким спектром возможностей: три модели г/п 1,4 т – компактные RB14KE (высота подъема до 6,3 м) и RB14K (высота подъема до 8,5 м), а также модель с узким шасси RB14KC (высота подъема до 6,3 м). У моделей г/п 1,6 т максимальная высота подъема 7,0 м (RB16KС, узкое шасси 1100 мм), 9,0 м (RB16KN) и 9,5 м (RB16K). У четырехходовых ричтраков RB20 г/п 2,0 т и RB25H г/п 2,5 т, которые применяют в основном для перевозки длинномерных грузов, все колеса поворачиваются на 360°, а высота подъема достигает 10 и 11 м соответственно. Все модели оснащены двигателем переменного тока с улучшенным соотношением крутящего момента и мощности, что обеспечивает быстрый разгон, высокую скорость хода, и системой рекуперации энергии при торможении. Высокочастотный блок управления гидравлического насоса позволяет плавно управлять рабочими движениями мачты. Штабелёры отличаются высокой скоростью подъема-опускания груза. В стандартной комплектации мачты оснащены функциями наклона и бокового смещения вил. Полностью программируемый контроллер имеет три предварительно устанавливаемых рабочих режима скорости хода, ускорения и торможения. Встроенная система диагностики позволяет вовремя обнаружить неисправности и свести к минимуму простои машин. Сиденье – регулируемое.

Nissan

Как и многие другие японские компании, Nissan выпускает два ряда ричтраков – с площадкой С01 и сиденьем JС01. Грузоподъемность моделей с площадкой HC01L15/ 18/ 20HU составляет 1,5; 1,8 и 2,0 т при максимальной высоте подъема до 6,0 м. Грузоподъемность моделей с сиденьем JHC01L14/ 15/ 18HU – 1,35; 1,5 и 1,8 т соответственно при высоте подъема до 7,0 м. Ричтраки оснащены микрокомпьютером и контроллером систем передвижения и подъема, системой диагностики неисправностей, ЖК-дисплеем и другими современными техническими средствами.

Shinko

В настоящее время компания Shinko выпускает уже 8-ю серию ричтраков. Модели оснащены двигателем переменного тока и бесконтакторной системой управления, многофункциональным жидкокристаллическим дисплеем. У наиболее ходовой модели г/п 1,5 т высокая скорость движения – 11 км/ч, радиус поворота 1555 мм, высокая остаточная грузоподъемность (1500 кг) на максимальной высоте подъема 6,0 м. Время работы без перезарядки – от 16 до 24 ч, в интенсивном режиме – в 1,5 раза меньше, чем у предыдущих моделей. Имеется спецификация для работы в низкотемпературных складах, от –35 до –55 °С.

Nichiyu (Nippon Yusoki Co.)

Продукция Nippon Yusoki Co. более известна под маркой Nichiyu (ранее NYK) и появилась на нашем рынке совсем недавно. Этот производитель интересен тем, что из всех японских фирм предлагает, пожалуй, самый большой ряд ричтраков. Набор только стандартных моделей с площадкой для оператора насчитывает 17 видов г/п от 900 кг до 3,0 т. Помимо них в производственную программу устройств, управляемых стоящим водителем, входит три модели с расширенными опорными консолями FRB 10H/ 13H и FBRA 13H г/п 1,0 и 1,25 т, шесть низкопрофильных машин FBR9/10/13/14/15/18 с индексом L г/п 900 кг...1,8 т. Большой интерес представляют и довольно редкие «мультифункциональные» модели RBFO, у которых все колеса могут разворачиваться на 360°. По конструкции они аналогичны машинам серии Q немецкого концерна Jungheinrich и способны не только перемещаться в четырех направлениях, но и сохранять неизменной ориентацию вил при передвижении по сложной траектории. В ряд этих машин серии RBFO входит восемь устройств г/п 1,0...3,0 т.

Кроме этого компания выпускает необычный четырехопорный ричтрак типа «side-fork» со всеми поворотными колесами, напоминающий погрузчик с боковым расположением вил (похожие конструкции выпускает немецкая фирма Hubtex). В эту серию (FBS) входят четыре такие модели г/п 1,0...2,5 т.

Линейка ричтраков с сиденьем, как и у большинства японских производителей, невелика и состоит из трех моделей FBRF14/ 16/ 20 г/п 1,35...2,0 т. Помимо перечисленного Nippon Yusoki производит модификации ричтраков с застекленной кабиной в «холодном» исполнении специально для работы при низких температурах (серия FBRF).

Редакция благодарит компании, оказавшие помощь в подготовке статьи, за присланные фотоматериалы и ценные советы.