Погрузчики будущего с точки зрения прагматика

Развитие технологий – в интересах производства

Отрасль напольного транспортного оборудования продолжает развиваться, ориентируясь на конкретные потребности потребителя: новые модели и направления развития этой техники способствуют в первую очередь повышению эффективности производства. Это в равной степени относится как к конструкции приводов оборудования, так и к его эргономике, надежности и новым моделям деловых контактов, которые меняют взаимоотношения изготовителя и эксплуатационника.

На первый взгляд, может показаться, что стремление к инновациям у изготовителей напольного транспортного оборудования тесно связано с изменениями конъюнктуры. Вспомним крупные международные выставки транспортной техники в 2000 и 2001 гг. На них продемонстрировали довольно много прототипов, которые презентовались в качестве техники «завтрашнего дня», например напольное транспортное оборудование на шести колесах, погрузчики с поворотными кабинами. Такие альтернативные существующим конструкциям двигатели, как мотор Стирлинга, топливные элементы или гибридные приводы, безусловно, выглядели довольно необычно и привлекали к выставочным стендам посетителей.

Были показаны погрузчики без мачты, с «Head-up-Display» (своего рода проектор, на котором отражаются данные навигационной системы машины и который находится непосредственно перед глазами водителя), дополнительной грузовой платформой и подъемной кабиной. Если это и были вилочные погрузчики третьего тысячелетия, то можно сказать, что будущее, каким его представляли изготовители, пока не наступило. Показанные тогда образцы, несмотря на большой интерес публики, так и не дошли до серийного производства. Более того, столь же смелые аналогичные конструкции в дальнейшем уже не демонстрировались

Однако неправильно делать какие бы то ни было отрицательные выводы. Эти погрузчики создавались вовсе не как серийные машины следующего поколения, но как носители идей, которые показывали, каковы могут быть иные направления конструирования. Причем некоторые из этих идей их авторам все же удалось воплотить в действительность. В частности, можно видеть, что дизайн модели RХ 50 Still очень близок к концепции нашумевшего в свое время погрузчика RXX этой же фирмы. Причиной того, что в сегодняшней номенклатуре фирм Jungheinrich и Still отсутствуют концептуальные модели Future Truck и RXX, является неизбежное удорожание погрузчика, а также и другие обстоятельства, которые можно заметить, если внимательно изучить рынок вилочных погрузчиков в целом.

В настоящее время наряду со «старыми добрыми» погрузчиками классического образца с противовесом и рулевым управлением на задние колеса уже имеется довольно большой выбор альтернативных конструкций. Эксплуатационник может, например, решиться приобрести шарнирно-сочлененные погрузчии Bendi (фирма Landoll, США) или LOC (LOC Manutention, Франция), которые хорошо показали себя в узких проездах высотных складов. Интересна и пользуется популярностью модель Асroba японской компании ТСМ – погрузчик с противовесом и всеми управляемыми колесами, который способен передвигаться и в поперечном направлении.

Возможно, кто-то отдаст предпочтение еще более необычному погрузчику Airtrax, который перемещается на вращающихся роликах-катках. А фирма JCB предлагает погрузчик Teletruck, на котором вместо мачты установлена телескопическая стрела с большим радиусом действия, но который может вместе с тем полностью разгрузить прицеп грузовой машины.

Все решает производственная необходимость

Конечно, потребители заметили и оценили достоинства перечисленных выше моделей. А изготовители заняли свои ниши на рынке, но все же основная масса погрузчиков, сходящих с конвейеров заводов, как и прежде, имеет традиционную конструкцию. Так можно ли говорить о том, что покупатели и эксплуатационники довольно консервативны и негативно воспринимают все новое, что появляется на рынке этой техники? Правильнее сделать вывод: известная конструкция хорошо показала себя и оправдала на практике.

И все-таки модели для узких сфер применения представляют интерес в специфических случаях работы, например в узких проездах и при необходимости обеспечить большой радиус действия, однако эксплуатационники явно хотят иметь ту гибкость и универсальность, которую дает «старый», классический погрузчик. Это вовсе не означает, что новинок нет, как раз наоборот, и производственная необходимость явно является определяющим фактором в этом процессе.

Эргономика как предпосылка высокой производительности

Реальная эффективность погрузчика всегда является итогом совместной работы. От того, насколько хорошо работают вместе человек и машина, зависит, насколько продуктивным и надежным будет конечный результат. Эргономика имеет особое значение в обеспечении здоровья и безопасности водителя и эффективной работы погрузчика. Поэтому изготовители постоянно заботятся об оснащении погрузчиков эргономическими сиденьями (с регулировкой по росту и весу водителя) и такими же удобными элементами управления, а благодаря современной электрогидравлике функции подъема груза управляются легким прикосновением пальцев.

Массивные рычаги, которые были механически связаны с гидроклапанами, уступили место миниатюрным переключателям и джойстикам, и рука водителя в постоянном напряжении во время работы теперь не висит в воздухе, а удобно лежит на подлокотнике. При размещении элементов управления могут быть приняты и достаточно нетрадиционные решения, что характерно для новейших моделей погрузчиков. В новой серии дизельных погрузчиков 39Х фирмы Linde выключатели освещения и стеклоочистителя размещены под потолком кабины, равно как и дисплей, на который выводится информация о техническом состоянии машины.

Кабина: комфорт оправдан

Наряду с эргономикой управления важную роль играет комфорт. Прежде всего это касается кабины. Если водитель чувствует себя в ней комфортно, он может работать с достаточной концентрацией внимания и уверенно, а значит, более производительно и безопасно.

Концерн Toyota реализовал эту идею в концепции «Operator Total Care» (ОТС): облегчить труд водителя погрузчика здесь помогают заново сконструированное сиденье, а также новая электрическая тормозная система и однопедальное управление. Во многих случаях большой помехой становятся условия эксплуатации: пыль, жара, холод и шум ухудшают самочувствие и снижают производительность водителя. Для таких случаев все изготовители предлагают соответствующим образом защищенные кабины. Так, недавно Toyota представила новую кабину De Luxe, которая устраняет все названные факторы. Специальная система отопления и, как вариант, климатическая установка обеспечивают оптимальную температуру в кабине. Подрессоренное сиденье снабжено подголовником и откидным левым подлокотником, рулевая колонка регулируется по высоте и наклону. Кое-что Toyota придумала и для облегчения сервисных работ: капот над мотором разделен посередине на две части и может откидываться в сторону вместе с дверями.

Если спросить медиков о том, какие операции, выполняемые человеком на погрузчике, приводят к наиболее негативным последствиям для здоровья, то одним из наиболее часто называющихся факторов будет названа интенсивная езда задним ходом. Водитель при этом должен неестественно изгибать туловище, что вызывает одностороннюю нагрузку на мышцы и позвоночник. На складском подъемно-транспортном оборудовании эта проблема решена за счет поперечного расположения сиденья.

Например, на погрузчиках фирмы Jungheinrich рабочее место может поворачиваться вместе с сиденьем и элементами управления, включая педали. В уже упомянутых проектах «погрузчика будущего» эта задача также решается тем или иным способом: с помощью видеокамеры с монитором «Head-up-Display», на котором показаны состояние трассы и препятствия сзади погрузчика, или с помощью полностью поворотной кабины. Последнее решение реализовано на погрузчике с противовесом Kalmar: новая серия грузоподъемностью от 5 до 9 т оборудована кабиной Spirit Delta Spaсе с поворотным рабочим местом. Водитель может разворачивать его на 180° в обе стороны и благодаря этому работать в наилучшем с точки зрения эргономики положении.

Напольное транспортное оборудование с электроприводом наступает

Если, заглянув под капот, посмотреть на привод погрузчика, то можно увидеть, что здесь преобладают две конструкторские тенденции. Во-первых, техника с электроприводом увеличивает свою долю на рынке. В первую очередь это относится к технике переменного тока, которая делает возможной более продолжительную работу с одной подзарядки аккумуляторной батареи (АКБ) и одновременно снижает расходы на техническое обслуживание, а в результате выигрывает потребитель.

Герметизация приводов переменного тока дает дополнительные преимущества, особенно если погрузчик работает в тяжелых, грязных условиях. Помимо прочего у электропогрузчиков более широкий спектр применения, так как они в отличие от дизельных моделей могут работать в помещении. По этой причине, в частности, в автомобильной промышленности применяют почти исключительно электропогрузчики. Конечно решения по выбору модели должны быть взвешены и оправданны экономически, поскольку машины с батарейным питанием в целом пока стоят дороже дизельных.

Погрузчики с ДВС становятся «чище»

В рамках второй тенденции, которая просматривается в области приводов, видно, что европейские и американские нормативы на эмиссию стали новым стимулом к развитию техники: каждое новое поколение погрузчиков с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) выбрасывает в атмосферу все меньше отработавших газов. Конструкторские подразделения моторостроителей находятся в постоянной конфронтации с требованиями нормативов по эмиссии, которые по возможности должны решаться за счет внутримоторных мероприятий и с помощью электроники двигателей, тогда как изготовители погрузчиков по соображениям стоимости и экономии места хотели бы отказаться от дополнительных изменений и установки новых компонентов.

Большинство изготовителей демонстрируют более или менее выраженную тенденцию увеличить долю выпуска приводов с газовыми моторами. По расчетам изготовителей оборудования с газовыми моторами, существуют достаточно веские аргументы в пользу производства этого оборудования, поскольку его использование более рационально в отношении эксплуатационных расходов. Некоторые изготовители, например, Linde, Jungheinrich и Still предлагают также погрузчики, работающие на природном газе и с еще меньшей эмиссией и меньшим уровнем шума. У фирмы Linde покупатели могут приобрести даже заправочные станции для природного газа.

Существуют ли новые концепции?

У конструкторов приводов, как и у производителей погрузчиков, имеются многочисленные новации, но нет принципиально новой концепции. Как мы уже отмечали, в последние несколько лет они дают возможность ознакомиться с их «экспериментальной кухней» и демонстрируют проекты с гибридным приводом, топливными элементами и моторами Стирлинга (мотор внешнего сгорания), но в серию это оборудование пока не пошло. Причину легко объяснить: у потребителей «чистая» технология отнюдь не на первом месте по приоритетам. Покупателям важнее взвешенное соотношение между производительностью и ценой машины, которое, например, в случае топливных элементов еще не реализовано.

Новые критерии дифференцирования

Изучив предложения компаний по вилочным погрузчикам и рейтинг, приведенный в статье, можно прийти к заключению, что времена «рабочих лошадок» в чистом виде прошли: многочисленные усовершенствования в оборудовании наиболее известных изготовителей улучшают его надежность, комфорт и увеличивают ресурс. Практически все изготовители погрузчиков предлагают оборудование с приводом переменного тока, сенсорным управлением «прикосновением пальцев», каталитическими нейтрализаторами отработавших газов, электронным менеджментом и комфортной кабиной. Такая ситуация вынуждает изготовителей, помимо модных технических новшеств, искать иные пути к сердцу клиента. Одним из них является дифференциация марок, аналогичная той, что имеет место в автомобильной промышленности, т. е. создание «марочной» идентификации модельных рядов за счет индивидуального, узнаваемого дизайна. К этому решению давно пришла фирма Linde. За ней и компания Still заявила о себе дизайном нового RX50, который невозможно спутать с дизайном погрузчиков других фирм.

Проблемы сервиса

Приносит ли дизайн реальную пользу клиентам? Во всяком случае, по данным маркетологов, дизайн является одним из факторов в принятии решения о покупке погрузчика. Значительно больший интерес для эксплуатационника представляет другой аспект.

Фирмы – изготовители напольного транспортного оборудования все больше превращаются из чистых производителей в исполнителей определенных работ. Те из них, которые несколько лет назад занимались исключительно выпуском и продажей погрузчиков, в настоящее время предлагают набор сервисных услуг, обеспечивающих надежное функционирование внутренних грузопотоков потребителя. Как далеко зашла эта тенденция, можно увидеть, например, из отчета по бизнесу той же фирмы Jungheinrich. По собственным данным этого изготовителя, фирма имеет парк сдаваемых в аренду погрузчиков, состоящий из 16 тыс. ед. оборудования. Каждый третий погрузчик продан по финансовой схеме, которая всегда связана с договором о техническом обслуживании. Jungheinrich обеспечивает техническое обслуживание около 55 тыс. своих погрузчиков; в этом бизнесе только в Германии занято более 200 сервисных техников. Эксплуатационник, который согласен с этими дополнительными сервисными услугами, не должен беспокоиться о сроках проведения технического обслуживания: за него это быстро и качественно сделают профессионалы.

Работаем по новой модели

Еще больший выигрыш получает клиент при выходе за рамки сервисного обслуживания. В этом случае совсем иначе выглядит распределение задач между изготовителем или производителем работ с одной стороны и клиентом – с другой.

Характерный пример: фирма Still заключила с компанией MAN договор, которым предусмотрено обновить весь парк погрузчиков изготовителя оборудования. В соответствии с договором в ближайшие 5 лет предстоит замена примерно 1600 погрузчиков по согласованной твердой цене, включая сервис и комплексный менеджмент парка. Still, таким образом, стала внешним партнером фирмы МАN и взяла на себя ответственность за оптимизацию работы парка погрузчиков в соответствии с потребностями отдельных заводов изготовителя грузовых машин. Выгоды клиента от такой стратегии внешнего сотрудничества очевидны: эксплуатационник теперь не должен думать, какие погрузчики необходимо закупить, оптимально ли они используются и соответствуют ли потребностям эксплуатационные расходы. Это сделает за него выбранный изготовителем производитель работ, который одновременно заботится и о том, чтобы парк погрузчиков соответствовал конкретным требованиям. В подобных моделях делового сотрудничества, которые пригодны не только для потребителей напольного транспортного оборудования, может быть заложен большой потенциал как для развития изготовителя, так и дополнительные возможности экономии расходов и увеличенная практическая ценность для потребителя. Новизна подхода состоит в том, что в современных условиях выгоду от погрузчиков покупателям нужно искать не только в самой технике, т. е. под капотом и в кабине, но и в новых формах делового сотрудничества.

Перевод с нем. Л. Цинцевича