Лизинг персонала

Последние 50 лет в мире стали появляться компании и технологии, предоставляющие нетрадиционные услуги, которые помогают эффективней строить бизнес, снижать риски, оптимизировать бизнес-процессы, включая управление человеческими ресурсами. В 1960-е годы на Западе возникла прогрессивная теория человеческого капитала, которая изменила прежние взгляды на его роль в процессе производства, переставила акценты в отношении его создания и воспроизводства.

Статистические исследования показывают, что в США и ряде стран Западной Европы около 1% всех работающих состоят в штате кадровых агентств – лизингодателей. О размере рынка этих услуг в мире можно судить исходя из того, что число компаний, специализирующихся на кадровом лизинге, ежегодно увеличивается в 1,5 раза. Примерно одна треть оборота приходится на кадровые агентства США.

Лизинг персонала (staff leasing) представляет собой форму временного или срочного привлечения работников со стороны. Преимущества такого подхода очевидны и обоюдны для всех участников этого процесса: кадрового агентства, работника и работодателя. Рассмотрим основные моменты их взаимодействия. К услугам временного сотрудника обычно прибегают: в периоды срочных работ и «горячих сезонов»; на время отсутствия незаменимого постоянного специалиста (отпуск, декрет и т. п.); для выполнения специальных работ, не связанных с основным профилем организации; когда нет возможности ввести в постоянный штат новых сотрудников.

Преимущества для работодателя: не тратится время на поиск кандидата; новый сотрудник готов приступить к работе в кратчайшие сроки с момента запроса в кадровое агентство; рабочие инструкции и специфика работы изучены до начала первого трудового дня; кадровое агентство предоставляет замену на время больничного, отпуска временного сотрудника или при неудовлетворенности новым сотрудником.

Преимущества для работника: приобретается опыт работы в организациях разного профиля деятельности; обеспечивается временная занятость при невозможности постоянного трудового графика; появляется возможность получить постоянную работу.

Правовые преимущества лизинга для работодателя: заказчик оплачивает только услуги агентства и несет обязательства перед ним, а не перед каждым работником в отдельности; агентство оплачивает необходимые социальные налоги и другие выплаты, установленные законами РФ, включая больничные, декреты, премии и проч.; при возникновении трудового спора именно агентство несет ответственность перед сотрудником, предоставленным в лизинг.

Чем выгоден заказ временного персонала?

Для руководителя склада. В зависимости от размера организации в период незапланированных авральных работ потребности в дополнительном персонале склада могут возрастать от 10 до 60 чел. в смену. Временные работники являются единственным выходом в такой ситуации, поскольку, во-первых, вводить в штат новые единицы на 1...2 месяца нецелесообразно, а во-вторых, кадровая служба, вероятнее всего, и не сможет это сделать за короткий период, который предшествует неожиданному началу работ.

Если в обычном рабочем процессе руководитель склада должен терять лишнее время, донося свои распоряжения до всего персонала, то в нашем случае это сделает бригадир. Достаточно давать указания только ему и через него удобно высказывать претензии и корректировать деятельность всей бригады. Поскольку объемы работ и соответственно количество выполняющих их людей обычно зависят в том числе от прихода машин, которые часто задерживаются на таможне, появляется еще один весомый «плюс»: количество заказанных накануне работников можно менять, избегая тем самым простоя «лишних» сотрудников.

Для кадровых служб. Не секрет, что рабочие склада – контингент не самый дисциплинированный. Нередко получается, что в штате оформлены люди, на них производят социальные отчисления, но прогулы, больничные, отпуска следуют один за другим, идут и жалобы от руководителя склада по поводу низкой работоспособности, некорректной речи или запаха алкоголя. Однако уволить работника не просто: на дни прогулов имеется больничный лист, а комиссия по трудовым спорам и суд всегда на стороне «оскорбленного». При найме персонала эти проблемы отпадают сами собой, поскольку для замены равноценным работником достаточно уведомить об этом агентство.

Во время работ случаются производственные травмы, что является большой проблемой для организации, особенно иностранной. Это влияет на имидж компании, влечет за собой значительные потери рабочего времени и финансов (штрафы, больничные и т. п.), причем в деле участвует прокуратура и иные государственные инстанции. Если случай произошел с привлеченным сотрудником, все исковые заявления автоматически передают исполнителю.

Лизинг или договор о предоставлении персонала? Правовые аспекты

Термин «лизинг» в России обычно применяют к оборудованию. Лизингодатель предоставляет и организует некий процесс, а компания-лизингополучатель на временной основе использует полученные блага, но при этом обязана приобрести их в собственность по окончании срока лизинга и оплатить аренду временного использования. Схема лизинга персонала аналогичная – кадровое агентство (лизингодатель) предоставляет во временное пользование организации-лизингополучателю одну штатную единицу либо целый коллектив. В свою очередь лизингополучатель оплачивает кадровому агентству стоимость услуг в соответствии с договором.

На Западе такую схему называют лизингом персонала, однако в российском ТК это понятие отсутствует и, таким образом, договор лизинга персонала будет неправомерным. Действительно, в соответствии со ст. 666 ГК РФ «предметом договора финансовой аренды (лизинга) могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности...». Согласно вышеизложенному можно рассматривать лизинг персонала как предоставление работ/ услуг и правильнее будет говорить о заключении соответствующего договора:

• на предоставление конкретных работ/ услуг. Например, при заказе грузчиков следует заключать договор на предоставление погрузочно-разгрузочных услуг, где стоимость привязывается к человеко-часам либо к кубометрам;

• на предоставление персонала (определенного сотрудника оговоренной квалификации). Здесь целесообразней установить тариф за человеко-час либо фиксированную ежемесячную ставку.

Раньше кадровое агентство являлось посредником, и основным видом его деятельности был подбор сотрудника на постоянную (реже – временную) работу для компании-заказчика за фиксированное вознаграждение (1...2 месячных оклада). В данном же случае кадровое агентство является уже не посредником, а непосредственным работодателем. Таким образом, в сделке участвуют три стороны: кадровое агентство, работник и компания, привлекающая персонал со стороны. Как видно, на первом лежит двойная ответственность: перед заказчиком – за исполнение услуг/ работ по договору и перед работником – по трудовому договору, где в соответствии со ст. 57 ТК должно быть дополнительно оговорено место работы.

Лизинг персонала в России и на Западе

За десятилетия существования данной схемы на Западе она претерпела некоторые изменения. Так, большинство крупных компаний «взращивают» свои кадры, дополнительно обучают выпускников, оформляя их заранее в свой штат, и затем направляют на работу в другие организации. В России это новая кадровая услуга, и чаще новых работников подбирают при наличии конкретной заявки от сторонней организации.

Проблема гастарбайтеров

По данным ГУВД, к апрелю 2005 г. в Москве трудовым мигрантам выдано уже 24 тыс. разрешений на работу. В среднем за год в столице официально проходят оформление около 100 тыс. гастарбайтеров, хотя, по экспертным оценкам, реальное их число превышает 1 млн. человек. Одна из причин привлечения рабочей силы со стороны очевидна – это нехватка рабочих рук. Согласно оценкам Госкомстата, в 2002 г. в промышленности России не было заполнено каждое пятое рабочее место. За три последних года число вакансий возросло в три раза, а в некоторых областях – более чем в пять раз.

Пожалуй, главная причина использования иностранцев – низкие расценки за тяжелый труд. Россияне просто не хотят работать за невысокую зарплату на сложных или вредных участках производства, зато мигранты не требуют ни социального пакета, ни соблюдения ТК, неприхотливы к условиям труда и проживания. Однако в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к легализации деятельности предприятий, в том числе и в отношении официального оформления работников, которая объясняется значительным усилением штрафных санкций за незаконное привлечение рабочих из ближнего зарубежья.

Обнародование результатов проверки миграционных служб также негативно отражается на репутации компании и проводимой ею кадровой политики. В первую очередь это относится к предприятиям питания, детским и медицинским учреждениям.

Осенью 2004 г. Федеральная миграционная служба МВД предложила увеличить штрафы для работодателей за использование нелегалов до 3 тыс. минимальных размеров оплаты труда. ФМС в ближайшем будущем намерена добиваться внесения в Уголовный кодекс статьи, предусматривающей ответственность за организацию незаконной миграции. Речь идет преимущественно о финансовом наказании. Соответствующий законопроект уже вынесен на рассмотрение в Госдуму.

Подготовлено по материалам компании «Темп»