компании из статьи

Голосовые технологии: на взлёте популярности

Голосовые технологии стали внедрять в складских комплексах по всему миру около 15 лет назад. Первыми их применили на своих складах бакалейных и продуктовых товаров такие известные американские компании, как Wal-Mart, Kroger и Kellog's, успешно использующие эти системы до сих пор. А ведь еще несколько лет назад многие фирмы считали голосовые технологии экспериментом и «экзотикой», однако сегодня многое изменилось в лучшую сторону. Выросло число предложений, равно как и их качество, а некоторые специализированные издания уже публикуют сравнительные тесты голосовых устройств от разных производителей.

В центре внимания

В настоящее время «имидж» голосовых систем в глазах общества начал трансформироваться, и компании, активно внедряющие новейшие технологии, проявляют к ним пристальное внимание. На промышленных выставках стенды фирм, предлагающих голосовые технологии, пользуются неослабевающим интересом посетителей. Вопрос: «Как внедрить эту технологию у нас?» – звучит все чаще, а рынок голосовых технологий заметно оживился. Приведем лишь несколько цифр, подтверждающих это. Годовой рост оборота компании Vocollect, предлагающей голосовые системы для складов, возрос с 40 млн. USD в 2000 г. до 75 млн. USD в 2005 г., увеличившись таким образом за последние пять лет на 60%! У ее конкурента компании Voxware (г. Принстон, Нью-Джерси) прибыль выросла на 91%, с 4,5 млн. USD в 2002 г. до 8,6 млн. USD в 2003 г., а в 2004 г. доход превысил 11 млн. USD. Перспективы роста в этой отрасли огромны, поскольку, по оценкам специалистов, только на 1% складских комплексов в США в 2004 г. пока применяются голосовые технологии.

Причины популярности

Почему же резкий рост популярности систем, известных уже 15 лет, начался лишь сейчас? Следует сказать, что к настоящему времени эти системы только успели зарекомендовать себя. Всего несколько лет назад это была инновационная и достаточно «сырая» технология, но теперь она усовершенствована и показала прекрасные результаты на практике.

Возросла и активность компаний, предлагающих эти технологии. Они успешно осваивают новые рынки в других частях света, а также наращивают объемы продаж на американском рынке. Взрывной рост популярности голосовых систем наблюдается не только в традиционных областях применения, но и на складах розничной торговли товарами массового спроса и специализированного ассортимента, 3PL-провайдеров и вторичного рынка транспортных средств. Компании – поставщики голосовых систем адаптируют свои продукты для использования при подсчете циклов грузооборота, получении грузов и пополнении складских запасов. Голосовые системы, в отличие от сканирующих радиосистем, для внедрения которых приходится вносить серьезные изменения в систему управления складом (WMS), интегрируются в последнюю сравнительно легко. Голосовая система дополняет и расширяет возможности системы WMS, особенно процесс подбора заказов. Удобство их в данном случае налицо: речевые указания отдаются WMS в режиме реального времени и помогают работникам подбирать заказ, при этом их руки не заняты какой-либо аппаратурой.

Серьезным фактором для более широкого применения голосовых систем является прогресс технологии. За последний год многие компании, раньше считавшие, что приобретать голосовую систему нет смысла из-за ее несовершенства, изменили свое мнение. Программное обеспечение теперь позволяет прекрасно распознавать речь оператора и подавлять фоновый шум от вентиляторов морозильных камер, хлопающих дверей и грохочущих ленточных конвейеров. Программное обеспечение стало более гибким, его можно адаптировать к различным технологиям складирования и обработки грузов, вместо того чтобы изменять отлаженный складской процесс под возможности голосовой системы.

Быстрая окупаемость

Однако самым значительным достоинством голосовых систем в глазах потенциальных покупателей является их быстрая окупаемость. Этот фактор тем более важен, если учесть, что эти системы недешевы. Стоимость их колеблется в зависимости от комплектации и объема заказа, но ориентировочно составляет 4000...5000 USD на одного оператора. Для сравнения: радиосистема сканирования штрихкода оценивается в 2500...3000 USD на одного работника, а ведь следует еще учесть и дополнительные затраты – это сеть радиопередачи, программное обеспечение, техническая поддержка и сервис. Компании, несмотря на высокую первоначальную стоимость голосовой системы, обычно начинают оправдывать капиталовложения уже в течение первого года. Например, руководитель канадской специализированной логистической компании-провайдера Connect Logistics оценил это так: «Мы сразу же стали окупать вложенные средства. Но обучение и подготовительные работы на складе, где планировалось увеличить производительность за счет голосовых систем, были начаты еще за шесть месяцев до начала их внедрения».

Что же позволяет получить прибыль от инвестиций столь быстро? Благодаря применению голосовой технологии подборщикам заказов теперь не надо разбираться в ворохе нарядов и накладных, разглядывать ярлыки и возиться со сканером. Они не отвлекаются больше на разглядывание наряд-заказа или маленького экрана компьютера, а заняты исключительно подбором заказанных товаров. В результате возрастает и точность исполнения заказов, и производительность. Специалисты утверждают, что во многих компаниях с внедрением голосовых систем число ошибок при подборе заказа снижается на 50%, а некоторым пользователям удалось добиться еще больших успехов. В компании U.S. Foodservice, занимающейся оптовой торговлей пищевыми продуктами, например, число ошибок при подборе заказов снизилось на 70% после того, как на 24 ее складских комплексах была внедрена голосовая система VoiceLogistics компании Voxware.

Повышение точности подбора заказов вызывает своего рода цепную реакцию: улучшаются и другие показатели работы. Специалисты компании U.S. Foodservice утверждают, что с повышением точности сокращается число заказов, выполненных с опозданием, и возвратов, а качество обслуживания клиентов повышается. Но самый главный выигрыш принесло сокращение пробега транспорта, затрат на топливо и, конечно, прекрасное настроение клиентов, получивших заказ точно в срок.

В результате внедрения голосовых технологий удалось повысить производительность на складском комплексе 99-Cent Only Stores в Техасе. Эта компания сэкономила большие средства и быстро окупила вложенные средства. Окупаемость ускорилась и благодаря тому, что обучить персонал подбору заказов с помощью голосовой системы оказалось не только очень просто, но и быстро: здесь это произошло всего за один день.

Когда следует внедрять голосовую технологию

В некоторых случаях преимущества использования голосовой технологии очевидны и не вызывают сомнений. Например, она идеальна для работы в холодильных помещениях, где операторы вынуждены надевать перчатки, затрудняющие использование носимых в руках приборов, на которых надо нажимать кнопки управления. Другая столь же бесспорная сфера применения – подбор заказов из крупногабаритных товаров целыми ящиками. Когда рабочим, подбирающим заказы, приходится поднимать ящики массой 13...14 кг в течение 8 часов, очень важно, чтобы их руки не были заняты еще и переноской аппаратуры.

Тем не менее технологии, одинаково пригодной для любой компании и любых условий, не существует, поэтому голосовую систему часто приходится сравнивать с другими «безбумажными» системами подбора заказов. Сейчас компании, поставляющие голосовые системы, начали предлагать их для подбора заказов из неполных ящиков и единичных товаров, и в этом сегменте деятельности сравнивать преимущества систем различного типа пока достаточно непросто. Радиосканеры, голосовые системы, системы с «экранами подбора» (Pick-to-Light) – все они обладают определенными достоинствами.

Сравнивать технологии лучше по их экономической эффективности. Так, специалисты рекомендуют сопоставить затраты на внедрение каждой из этих систем с планируемой экономией средств от их использования. А главное – следует серьезно проанализировать вопрос: стоит ли тратить лишний капитал на голосовую систему? Есть ли в этом смысл, если обеспечивать работникам «свободу рук» вообще-то и не требуется? Даже если необходимо, чтобы руки работников, занятых подбором заказов, были свободны, необязательно выбирать голосовую систему. Система с «экраном подбора» и световыми индикаторами, например, обеспечивает более высокую скорость подбора заказа, а человеческий глаз видит световой сигнал быстрее, чем мозг поймет голосовую команду.

В некоторых случаях голосовая технология может не обеспечивать нужную точность. Голосовые системы обычно используют более понятные короткие определения для описания местонахождения товара вместо длинных инвентарных номеров, и если товар случайно был помещен не в тот контейнер или ячейку, оператор при подборе заказа может ошибиться.

Из первых рук

Наш рассказ о голосовых технологиях могут дополнить свидетельства некоторых компаний, успешно внедривших у себя голосовые технологии.

CooperVision вводит голосовую систему, чтобы усовершенствовать работу своего склада. В 2003 г. был автоматизирован складской комплекс компании CooperVision в г. Рочестер (шт. Нью-Джерси). Для этого выбрали голосовую технологию, поскольку она позволяла осуществить необходимые преобразования при умеренных затратах. Правда, выбор усложняло то обстоятельство, что на этом складском предприятии осуществлялся подбор в основном «заказов из единичных наименований» контактных линз в упаковках размером всего 76х125 мм (3х5 дюймов), а не целыми контейнерами.

Однако голосовые технологии показали себя здесь очень хорошо. Каждому складскому проходу и тысячам контейнеров были присвоены идентификационные номера. На складе 48 тысяч мест хранения, и если бы здесь использовалась система с «экраном подбора» и световыми индикаторами, то, по утверждению директора компании, для размещения всей необходимой электропроводки и инфраструктуры потребовался бы склад, вдвое больший по площади.
Очевидно, что в данном случае голосовая технология подходит как нельзя лучше: обучение пользованию системой прошло очень быстро, имеются достоверные цифровые данные, доказывающие увеличение производительности на складе. И все же переход от подбора заказов по накладным к голосовой технологии не был легким. Работники, занятые подбором заказов, сначала очень волновались – не оставит ли новая система их без работы? не будет ли она слишком сложной? смогут ли они освоить ее? Чтобы развеять их сомнения, руководители рассказали о ее преимуществах, а уже за два месяца до внедрения началось обучение персонала работе с выбранной системой компании Voxware. Эти предварительные мероприятия принесли результат. Работники хорошо ознакомились с технологией заранее, и с началом эксплуатации системы производительность при подборе заказов почти удвоилась (компания объясняет свой успех автоматизацией подбора сложных заказов). Благодаря этому CooperVision полностью окупила вложенный капитал уже через 9 месяцев после начала работы системы.

Успешное освоение компанией голосовой технологии позволило достичь сразу двух целей: поднять производительность склада в соответствии с быстрым ростом объема продаж без существенного увеличения штата и сделать более лояльным отношение работников к нововведениям и новым технологиям.

Впечатляющее достижение Associated Wholesale Grocers. Компании Associated Wholesale Grocers (г. Канзас-Сити), занимающейся оптовой торговлей бакалейными товарами, в результате перехода от устройств сканирования штрих-кода на голосовые системы удалось повысить производительность на разных складах на 8...15%, что оказалось эквивалентно увеличению площадей складов на 93 тыс. м2 (1 млн кв. футов). Работникам больше не надо останавливаться, чтобы сканировать штрих-коды, их производительность повысилась. «Недавно я был на складе, где заказы подбирают в тележки. Теперь работники могут везти их вдоль стеллажей, не останавливаясь, потому что сканировать штрих-коды больше не нужно. Такой слаженной и четкой работы я еще никогда не видел», – признался один из руководителей компании.

На складах, где при использовании сканеров точность подбора заказов составляла 99,52%, этот показатель в результате применения голосовой технологии Talkman компании Vocollect повысился до 99,64...99,8%, поскольку работникам теперь не требуется постоянно поглядывать на сканер, чтобы получить необходимые сведения. Возможно, такое увеличение точности покажется незначительным, однако, если учесть, что Associated Wholesale Grocers отправляет 62 млн. ящиков в год, голосовая система позволила дополнительно отгрузить 74 тыс. ящиков, которые не пришлось возвращать назад, упаковывать повторно и заменять. При средних затратах 20 USD на один ящик ежегодная экономия составила 1,5 млн. USD – цифра, которая несомненно впечатлит кого угодно!

По материалам зарубежной печати подготовил С. Протасов