Новые нормативы ЕС по защите водителя погрузчика от вибрации
Заболевания опорно-двигательного аппарата в странах Евросоюза составляют примерно 50% всех заболеваний, обусловленных неблагоприятными условиями работы людей. Для тех, кто в течение дня постоянно подвергается воздействию механических колебаний, существует значительно большая опасность таких нарушений, которые при определенных обстоятельствах могут привести к возникновению хронических заболеваний.
Тем не менее только в Германии 1,6 млн. работающих по найму вынуждены подвергаться общим вибрациям на уровне, который связан с опасностью для здоровья, а по Европе в целом эта цифра достигает 7,5 млн. человек. В этой связи уже два года назад Евросоюз для охраны труда таких работников принял нормативы Vibrationen 2002/44/EG. В этом году они найдут отражение в национальном законодательстве всех стран ЕС, а уже в 2011-м станут обязательными для исполнения окончательно и без исключений.
Поэтапный план внедрения
С помощью новых нормативов ЕС регламентирует, какому максимальному «общему объему» колебаний ежедневно может быть подвергнут любой работающий по найму человек. Для их внедрения разработан поэтапный план, согласно которому уже к середине следующего года должно быть закончено внедрение нормативов в национальное законодательство всех стран, входящих в ЕС. В Германии введение нормативов в действие должно завершиться примерно в апреле 2006 г., при этом предполагается, что на первом этапе могут быть исключения по их применению, которые должны быть согласованы с соответствующими органами.
Тем не менее уже до конца года отдельные страны должны сообщить о сделанных ими исключениях, и в 2007 г. ЕС снова проверит состояние и уровень введения в действие нормативов в странах-участницах. Для оборудования, которое будет поставлено на предприятия до 6 июля 2007 г., предусмотрен переходный период до 6 июля 2011 г. Однако для оборудования, которое будет продано после июля 2007 г., превышение предельного значения уровня общей вибрации недопустимо. С 2011 г. со всеми исключениями будет покончено. Начиная с этого момента максимально возможный переходный период закончится и нормативы станут обязательными для выполнения. Лишь предприятиям сельского хозяйства и лесной промышленности планируется предоставить еще три дополнительных года на переход к новым стандартам безопасности труда.
Влияние введения новых граничных значений на производственников
При инвестициях в новое рабочее транспортное оборудование европейские фирмы-производители уже сейчас должны обратить внимание на то, чтобы оно соответствовало новым требованиям в отношении вибрационных нагрузок. После перехода на новый стандарт они будут обязаны выполнить ряд мероприятий, в частности, в рамках анализа опасностей на рабочем месте определить общую вибрацию и оценить риски от возникающих вибрационных нагрузок (ст. 4 нормативов).
Primo XM |
При превышении нижнего (начального) или верхнего (граничного) значений работник должен быть проинформирован не только о риске, которому он подвергается, но прежде всего о содержании программы по снижению уровня вибрации на рабочем месте. В противном случае при продолжительном превышении верхнего (экспозиционного) значения работа должна быть немедленно запрещена. Если работник по найму потеряет трудоспособность, а работодатель не сможет доказать, что действовал в пределах существующих законных предписаний, последний понесет весьма значительные убытки. Работник, который по вине работодателя недопустимо долго подвергался воздействию вредного фактора, может привлечь его к судебной ответственности в том случае, если у него возникли нарушения здоровья.
Рабочее место водителя
К рабочему месту водителя вилочного погрузчика предъявляются особенно высокие требования в отношении снижения уровня вибрации. Вилочный погрузчик предназначен для того, чтобы транспортировать тяжелые грузы и при необходимости устанавливать их в штабеля на высоте более 5 м. Чтобы машина при этом была как можно более устойчивой, ее шасси не подрессорено, a шины выбирают достаточно жесткие. Однако вследствие этого неровности дороги и толчки в основном передаются на раму без демпфирования, поэтому конструкции сиденья водителя как основного «места стыковки человека и машины» все производители погрузчиков придают особенно большое значение.
GS 12 |
Как правило, сиденья для погрузочной техники изготавливают специализированные компании. Одной из наиболее известных в Европе является фирма Grammer. Изготовленные ею сиденья нового поколения МSG 65 (Primo), которые пришли на смену прежним моделям MSG 20, выполняют основные требования классов вибрации ITI и IT2 для средств напольного транспортного оборудования и уже сейчас соответствуют новым нормам ЕС. Отличительными признаками сидений этой серии является высокий комфорт при подрессоривании и компактная конструкция. Кресла по выбору оснащают механической или пневматической подвеской и регулируются под вес водителя. Подлокотники регулируются как по горизонтали, так и по высоте расположения. Спинка также регулируемая, ее угол с вертикалью может составлять от –5° до +30°. Процесс управления регулировками кресла следует логике, которой интуитивно придерживается и может выполнять водитель. Лучшим примером этого является регулирование сиденья в зависимости от комплекции водителя. Рессоры сиденья просто и быстро регулируются по весу водителя легким подъемом-опусканием специального рычага. Продукция Grammer очень скоро приобрела популярность и предлагается в качестве варианта оснащения рабочего места ведущими производителями напольного транспорта. Так, со времен СеМАТ 2005 все фронтальные вилочные погрузчики немецкого концерна Jungheinrich оснащены новыми сиденьями, благодаря чему производственникам легче выдержать будущие нормативы и значительно снизить граничные значения вибрации.
Двойное подрессоривание демпфирует лучше
MSG 20 |
Следуя этому девизу, разработчики концерна обеспечили в большинстве серий своих машин «двойную изоляцию» водителя погрузчика. Этот принцип, при котором весь модуль рабочего места водителя не привинчен жестко к раме, а опирается на нее через демпфирующие опоры, они назвали floating cab. Благодаря такой конструкции жесткие толчки смягчаются и не передаются полностью на кабину, что дополнительно снижает вибрационную нагрузку на водителя. С прогрессирующим распространением новых норм EС по уровню вибрации на транспортных средствах и их поэтапным внедрением у использующих погрузчики производственников возникает потребность точно знать, в каком диапазоне находятся вибрационные нагрузки на водителя в процессе работы. Как долго человек может ехать на том или ином вилочном погрузчике до момента достижения границы, за которой уровень вибрации начинает превышать допустимые значения?
Этот вопрос все чаще задают специалистам концерна Jungheinrich, однако на него нельзя дать однозначный ответ. Поскольку воздействие вибрации в значительной степени зависит не только от веса водителя, числа рабочих циклов, которые он выполняет, модели погрузчика, конструкции и правильной регулировки сиденья, но и от таких факторов, как состояние проезжей части дороги и место эксплуатации машины, анализ опасности должен проводиться работодателем индивидуально в каждом конкретном случае применения. Эту работу каждый производственник должен проводить самостоятельно.
По материалам зарубежной печати подготовил Л. Цинцевич