компании из статьи

Высотный узкопроходный штабелер Magaziner

По мере увеличения объемов складских площадей классов А и В возрастает потребность в технике для высотного складирования, такой, например, как узкопроходные штабелеры для трехсторонней обработки грузов. Среди компаний, занимающихся разработкой и производством такого оборудования, особо следует выделить фирму Magaziner (Германия), которая выпускает уникальные модели с высотой подъема груза до 17 м и грузоподъемностью до 2 т. На вопросы о технике такого класса отвечает руководитель проекта компании «Универсал-Спецтехника» Олег Парахин.

• Где работает узкопроходный штабелер Magaziner?

– Возможности высотного узкопроходного складирования широко используют европейские автомобилестроительные компании с большим объемом комплектующих и интенсивным товарооборотом – здесь парк узкопроходных штабелеров исчисляется десятками единиц, включая модели со специальным навесным оборудованием для складирования шин. Такую модель, например, закупила фирма Volkswagen. Комплектовщики заказов Magaziner работают на складах и других широко известных компаний – производителя мороженого Nestle и крупного производителя бытовой техники Siemens. Высотное узкопроходное складирование применяют также склады мебели и фурнитуры. Грузы, которые они способны обрабатывать, весьма разнообразны. Всякий раз машину изготавливают по индивидуальному проекту с учетом конкретных требований. Так, для московского склада мебельной фурнитуры компании Hfele был поставлен штабелер г/п 1,5 т, с высотой подъема 12,2 м. Ширина межстеллажного прохода в этом помещении – всего 1,7 м, за счет чего обеспечена высокая плотность хранения, максимальное использование площади склада (общая площадь около 2000 м2), оперативная комплектация многономенклатурного заказа.

В общей сложности на счету Magaziner уже 1900 ед. узкопроходных штабелеров. Объемы их производства с каждым годом растут: так, в 2005 г. предприятие выпуcтило 200 штабелеров и 12 комплектовщиков заказов, причем примерно треть этой продукции поставлена на экспорт. В декабре 2006 г. Magaziner поставила на склад-холодильник крупной компании – производителя скоропортящихся продуктов семь узкопроходных штабелеров в специальном низкотемпературном исполнении.

Монтаж штабелера Magaziner на складе мебельной фурнитуры компании Ha..fele выполняют специалисты «Универсал-Спецтехники»

Каковы преимущества высотного узкопроходного штабелера и в чем его отличие от обычного противовесного погрузчика или штабелера? За счет чего обеспечена возможность работы в узком пространстве?

– История традиционного вилочного погрузчика с противовесом насчитывает без малого век. По сравнению с ним высотный узкопроходный штабелер для трехсторонней обработки грузов довольно молод – первая такая машина была создана пионером в этой области, компанией Magaziner лишь в 1975 г. На штабелере Magaziner, как и на классическом погрузчике, тоже есть противовес, иначе не обеспечить устойчивость машины при работе с грузами на высоте. Однако у обычного погрузчика со стандартным противовесом общая длина вместе с вилами составляет порядка 3 м, что и определяет ширину рабочего коридора. Высотному штабелеру для трехсторонней обработки грузов не надо разворачиваться в межстеллажном пространстве: его вилы, закрепленные на специальной оси, можно поворачивать в горизонтальной плоскости под углом 90°. Каретка с вилами, взяв паллету, «отъезжает» от стеллажей (погрузчик при этом стоит на месте), а вилы разворачиваются вдоль машины. Полный угол поворота вил на турели – 180°, т. е., стоя на месте и работая только поворотными вилами, погрузчик может взять паллету со стеллажа, расположенного по одну сторону проезда, и переместить на стеллаж с противоположной стороны. Общая длина машины может превышать 4 м. Итак, если у классических погрузчика с противовесом и штабелера вилы перемещаются вверх-вниз, а у ричтрака вилы еще и выезжают вперед вместе с мачтой, то только у высотного узкопроходного штабелера они поднимаются вместе с кабиной оператора вверх, затем дополнительно перемещаются вместе с мачтой над кабиной и при этом поворачиваются на 180° вокруг оси вращения (см. схему).

EK 20

Как обеспечивается устойчивость такой машины при работе?

– Вопросы безопасности при высотном складировании очень важны, тем более что в данном случае одновременно с движением штабелера поднимается кабина с оператором – это так называемое диагональное перемещение. В первую очередь следует отметить, что конструкцию мачты Magaziner рассчитывает и оптимизирует компьютер. Это обеспечивает ей высокий коэффициент жесткости, небольшую массу, что придает погрузчику высокую устойчивость, подтвержденную испытаниями, и отличный обзор зоны обработки груза. На машинах применяются двух- и трехсекционные мачты, стабильность которых повышается за счет дополнительного крепления. Для изготовления шасси и мачт машин применяют оригинальные, сверхпрочные сплавы.

Идеально вертикальное положение погрузчика достигается с помощью регулировки положения надежно защищенных от возможных повреждений колес. Прямолинейность движения обеспечивают специальные направляющие: механические или электромагнитные. В первом случае это рельсы из металлического профиля высотой 40 или 100 мм, по которым скользят боковые низко посаженные ролики. При такой конструкции рулевое колесо выравнивается автоматически после распознавания ширины прохода. Во втором варианте исполнения используется кабель индуктивного управления, в котором с помощью частотного генератора создается магнитное поле. Оно распознается сенсорными датчиками, которые и подают сигнал на блок рулевого управления машины. Если механический вариант дешевле и проще в монтаже, то электромагнитный экономически более целесообразен при обслуживании очень длинных проходов (до 150 м) и допускает более высокую скорость работы. Кроме того, в данном случае не загромождается пол. Разумеется, покрытие должно соответствовать максимально высоким требованиям в отношении ровности и износостойкости.

EK 15 XL

Как обеспечена при работе на высоте безопасность оператора?

– К управлению высотным узкопроходным электроштабелером допускают только специально подготовленных операторов. В пол его кабины вмонтирована специальная педаль. Машина не будет работать, если оператор не наступит на нее (система контроля присутствия оператора). Во время работы на дисплее в кабине отображаются основные параметры: направление движения, скоростной режим, режим работы, заряд аккумуляторной батареи, счетчик машино-часов (опция – индикатор высоты подъема кабины с системой позиционирования). Кроме педали «присутствия» оператора работу машины может остановить поднятая или отклоненная дверца кабины; это происходит в случае, когда оператор, комплектуя заказ, перегибается через нее.

Если работа машины заблокирована и кабина осталась наверху, оператор может спуститься вниз с помощью специального спасательного комплекта или воспользоваться функцией аварийного опускания кабины. В базовых моделях это делается с помощью специального ключа, закрепленного в моторном отсеке. С его помощью оператор открывает клапан гидравлической системы, и кабина под собственным весом опускается вниз. Как опцию в моторный отсек устанавливают дополнительное электронное устройство, позволяющее нажатием двух кнопок вернуть вилы в безопасное для движения положение и опустить кабину.

Можно ли на погрузчик Magaziner «навешивать» какое-либо иное рабочее оборудование помимо классических паллетных вил?

– Для Magaziner используется разнообразное рабочее оборудование, адаптированное к специальным условиям эксплуатации. Так, если машина будет работать с крупногабаритными единицами хранения на складе мебельного производства, то грузовая мачта с вилами усиливается дополнительным креплением – специальная направляющая связывает ее с крышей кабины. Такая конструкция мачты применена на модели EK 15 XL с высотой подъема груза до 17 м. К специфическому навесному оборудованию можно отнести штырь для рулонных материалов и телескопические вилы для работы в особо узких местах, а также телескопические вилы с поворотом на 360°. Высотный комплектовщик заказов в отличие от штабелера оснащают специальной площадкой (мачта и вилы отсутствуют).

Какое будущее, на ваш взгляд, ожидает «узкопроходники» в России?

– Самое радужное. Сейчас Россия переживает так называемый «складской бум». Во всех экономически развитых регионах страны строят крупные логистические комплексы. А тенденции роста цен на рынке недвижимости не оставляют надежды на то, что ставки аренды в ближайшие годы будут снижаться. Поэтому экономия складских площадей и одновременное увеличение грузооборота непременно подтолкнут руководителей компаний к единственно правильному решению – увеличивать вместимость склада за счет сокращения межстеллажного расстояния и применения узкопроходных машин.

Беседу провел В. Антонов