компании из статьи

В гостях у TCM

В. Антонов

Побывать на современном высокотехнологичном заводе Страны восходящего солнца удается не каждому российскому журналисту. Естественно, что от столь заманчивого предложения, сделанного нам руководством компании «СоюзКомплектАвтоТранс», отказаться было невозможно. Увидеть своими глазами хваленую японскую автоматизацию и роботизацию в действии, посмотреть на особенности и сравнить уровень производства напольного транспорта в Европе и Японии, да и просто немного познакомиться с людьми и культурой загадочной заокеанской страны – возможность уникальная, а может быть, и единственная в жизни.

Для нас эта поездка была тем более интересной, что речь шла о крупнейшем предприятии компании ТСМ, знаменитой своими инновационными технологиями и «ноу-хау», которая еще в 1949 г. выпустила первый в Японии вилочный погрузчик.

Этим чудом технического прогресса 1940-х годов можно полюбоваться и сейчас. Раритет до сих пор стоит на специальном постаменте в центре завода, расположенного в Chokoji-cho (префектура Siga), который и был целью нашего визита, и не только является гордостью и основной достопримечательностью предприятия, на фоне которой обязательно фотографируются его гости, но и находится в отличном рабочем состоянии. Как сказали мне по секрету сотрудники завода, для директора компании ТСМ Кацухико Аоки (Kazuhiko Aoki) нет большего удовольствия, чем прокатиться на этой машине. Но сначала немного истории.

Только факты

За свою почти 60-летнюю деятельность компания TCM заслужила репутацию ведущего японского производителя и признанного мирового лидера в производстве вилочных и ковшовых погрузчиков. Процесс превращения небольшого предприятия в международную корпорацию с мировым именем и десятками подразделений в разных странах мира был достаточно длительным, хотя компания, первоначально получившая название Тоуо Сarrier Маnufacturing Со., Ltd., начала экспорт погрузчиков за рубеж уже через год после своего основания (1949 г.). В 1952-м образовано предприятие в Tou-un Kougyou (ныне завод в Ryugasaki-shi, префектура Ибараки), на котором восемь лет спустя также впервые в стране освоено производство фронтальных погрузчиков по лицензионному соглашению с компанией Clark (США).

В 1954 г. Toyo Carrier Manufacturing Co., Ltd. переименована в Toyo Umpanki Co. В 1968-м создана компания Siga Toyo Umpanki Co. (завод в Siga). В 1979 г. произошло еще одно ключевое событие: специалистами компании разработана широкообзорная мачта для вилочного погрузчика, у которой вместо одного центрального было использовано два гидроцилиндра, убранных в стойки грузоподъемника. В 1984 г. ТСМ освоила производство первых собственных фронтальных погрузчиков серии 800. В 2003 г. 51% акций компании приобрела финансово-промышленная группа Hitachi Construction Machinery Co. (HCM), с которой ранее ТСМ Corp. объединила свой бизнес ковшовых погрузчиков. Последним крупным событием в истории корпорации можно считать переезд в июле этого года главного офиса компании из Осаки в Токио.

В настоящее время ТСМ имеет четыре завода в Японии, вилочные погрузчики выпускаются только на предприятиях в Рюгасаки и в префектуре Сига. Завод HZHS в Onomichi-shi (префектура Хиросима) занимается производством портовой погрузочной техники и тяжелых транспортеров. Совсем недавно, в 2006 г., с целью расширения ряда ковшовых погрузчиков, разработанных совместно TCM и HCM, было приобретено еще одно предприятие в Mibu-cho, выпускающее компактную строительную технику. Начиная с 1980-х гг., TCM в соответствии с принятой программой глобализации начала развертывать собственное производство за пределами Японии. Оба зарубежных предприятия – TCM Manufacturing Inc. (основано в 1988 г. в Западной Колумбии, шт. Юж. Каролина, США) и Anhui TCM Forklift Co., Ltd. (1993 г., Hefei, провинция Аньхой, Китай) – выпускают вилочные погрузчики для местных рынков. Помимо этого у компании есть свои торговые представительства в Бельгии, Таиланде, Америке, а по всему миру действует 101 дистрибьютор.

Один из участков линии сборки мачт

На сегодняшний день на ТСМ Соrporation работают в общей сложности 2560 человек (в том числе 895 постоянных сотрудников). Продажи в 2006 г. достигли 1 млрд. USD (113,1 млрд. иен). Основной доход компания получает от продаж вилочных погрузчиков (36%), далее идут ковшовые погрузчики Hitachi (26%), запасные части и сервис (19%), подъемно-транспортные машины для портов (11%).

Производственная программа

Расположенный на берегу красивейшего и самого большого в Японии озера Бива завод в префектуре Siga первоначально предназначался для выпуска только вилочных погрузчиков. В 1997 г. производство прошло сертификацию по ISO 9001, а в 1999 г. – по ISO 14001. В настоящее время предприятие размещается на территории 228 тыс. м2 и в своих цехах (общая площадь 59 000 м2). Производственная программа завода включает не только полный модельный ряд вилочных погрузчиков и ричтраков, но и уникальные, выпускающиеся только здесь образцы техники, которым может позавидовать любой изготовитель. В нее входят:

• стандартные и наиболее популярные вилочные погрузчики с разными типами двигателей внутреннего сгорания (ДВС) грузоподъемностью (г/п) от 1,0 до 10,0 т (всего более 70 моделей). Среди этих машин особо следует выделить новый модельный ряд Inoma (г/п 1,0...3,5 т), выпускающийся с 2005 г., о котором мы расскажем в отдельной статье в одном из ближайших номеров журнала. Уже год спустя после запуска в серию Inoma получает престижную награду Good Design Award, которая присуждается товарам за высокие технические характеристики и качество;

Склад комплектующих выполнен
по узкопроходной технологии

• тяжелые погрузчики с дизельными двигателями г/п 10...16 т (6 моделей), 16...23 т (4 модели), 25...28 т (2 модели), 28...30 т (2 модели), 37...42 т (2 модели). Каждая группа машин отличается высокой надежностью и производительностью, низким уровнем шума при работе, имеет трехскоростные коробки передач, мощные двигатели. Эти погрузчики являются самыми быстрыми в своем классе в отношении скорости подъема грузов;

• ричстакеры г/п 42 т;

• новые электроприводные четырехопорные погрузчики серии FB-VII (15 моделей г/п от 1 до 3 т);

• 2 модели электроприводных трехопорных погрузчиков FTB16 (г/п 1,6 т) и FTB18 (г/п 1,8 т);

• ричтраки FB10-25 г/п от 1,0 до 2,5 т (14 моделей);

• уникальная серия погрузчиков нового поколения Аcroba. Об этих машинах было много написано.

Напомним, что они могут двигаться в поперечном направлении, имеют нулевой радиус разворота, поворачивающееся на 45° сиденье оператора, которое позволило упростить и увеличить безопасность работы, и гидростатический привод HST с колесной формулой 22. Первая модель с дизельным двигателем появилась в 2000 г., а в 2002 г. эта серия получила от Nikkei приз за лучшее высокотехнологическое изделие года. Программа машин включает 6 моделей с ДВС г/п 1,5...4,0 т и 6 электроприводных моделей г/п 1,5...4 Аcroba-E. В 2003 г. этот ряд дополнен серией Аcroba-J, состоящей из 11 моделей с ДВС и двух с электроприводом; они имеют все особенности предыдущих машин, кроме бокового движения;

• мини-погрузчики с бортовым поворотом SSL (новая серия большой грузоподъемности и функциональности выпускается с 2006 г.) и оригинальные компактные «гибридные» ковшовые погрузчики (вместимость ковша от 0,14 до 1 м3);

Автоматические тележки ТСМ обслуживают разные участки цеха

• портальные краны и специальные сверхтяжелые транспортеры;

• автоматизированный напольный транспорт (AGV).

Основная продукция, которую производит предприятие, – вилочные погрузчики. В 2006 г. выпущено 17 600 ед. этой техники, а также 1100 ед. мини-погрузчиков новой серии SSL на общую сумму 44 млн. иен. Предполагается, что в этом году объем продаж погрузчиков составит 48,6 млрд. иен. Общая численность работающих на предприятии – 639 человек.

Экскурсия по заводу

Конечно, за пару часов пребывания на предприятии довольно трудно оценить его технический уровень, особенно если учесть сложность перевода с японского на русский и мою очень скромную техническую компетентность в вопросах производства. И все же некоторыми, пусть и поверхностными впечатлениями хочется поделиться.

Уровень организации труда и производства здесь действительно очень высокий. Технологическое оборудование, которое используется на предприятии, включает в себя, в частности, роботы для сварки и окраски мачт и автоматизированную сварочную линию, чего мне не приходилось видеть на аналогичных предприятиях в Германии (на заводе Jungheinrich в Моосбурге мне сказали, что использовать такое оборудование им не разрешают профсоюзы). Для перевозки изделий с одного участка на другой на заводе часто используются автоматические тележки собственного изготовления (интересно, что они движутся под достаточно мелодичную музыку). Изготовление погрузчиков на заводе организовано в отдельные технологические линии и является смешанным, т. е. каждая линия позволяет собирать до трех разных машин одной модели.

Технологические линии по сборке дизельных и электрических погрузчиков

Этим достигается максимальная гибкость производства. Наиболее сложные узлы (мачты, кабины) собирают на отдельных линиях, куда их компоненты поступают после соответствующей обработки. На каждой линии имеется входной контроль компонентов и выходной контроль готовой продукции по качеству сборки. Особо тщательной проверке подвергается качество сборки и монтажа грузоподъемных мачт (число их разновидностей по конструкции и габаритам достигает 720!) и навесных приспособлений. Ежедневный план по выпуску продукции строго контролируется: японцы даже повесили над каждым технологическим участком электронное табло, показывающее ежедневные плановые и текущие показатели. Интенсивность труда также очень высокая. Удивительно, но во время экскурсии ни в цехах, ни на территории завода нам ни разу не встретился ни один ничем не занятый сотрудник!

С 1993 г. на предприятии действует многоступенчатый план реформ, получивший название Total Productive Maintenance (TPM). Первая его часть, целью которой было увеличение эффективности работы производственного персонала и оборудования, завершена в 1996 г. Вторая часть, предусматривавшая реконструкцию производства с целью сделать его более гибко реагирующим на требования изменяющегося мира, пришлась на 1999–2002 гг. Итоги этих преобразований получили высокую оценку и были удостоены наград. В 2005-м начался третий этап «перестройки», в ходе которого завод должен стать отвечающим не только японским требованиям, но и мировым. Еще более амбициозным является среднесрочный управленческий план Global Stage, рассчитанный на 2006–2008 гг. Он предусматривает, что ТСМ благодаря собственным разработкам уже в ближайшие годы должна войти в пятерку мировых лидеров по производству вилочных погрузчиков.

Запчасти на экспорт имеют специальную компактную упаковку

Помимо прочего одним из основных положений плана Global Stage является увеличение производственных мощностей завода. Несмотря на то, что в день на предприятии производится примерно 82 погрузчика, резко выросший в последние два года во всем мире спрос на напольный транспорт привел к тому, что оно не справляется с увеличением числа поступающих заказов. Уже сейчас производство в Сига работает в две смены (некоторые участки круглосуточно), что позволит увеличить объемы выпуска техники к октябрю примерно до 100 шт. На стадии строительства находится и новый цех, который начнет производство с сентября этого года. Инвестиции в него делаются очень быстро и составили 38 млрд. иен. Предполагается, что введение новых мощностей и программы, которые реализует ТСМ, позволят корпорации в 2010 г. достичь оборота 160 млрд. иен.

ТСМ в России

Первый опыт поставок погрузчиков в СССР ТСМ получила в 1976–1986 гг. Тогда в нашу страну было завезено более 6500 погрузчиков для промышленных предприятий, и некоторые из них работают до сих пор. Вскоре отношения по известным причинам были прерваны и возобновились лишь в 1995 г., а пять лет спустя заказ на 7 погрузчиков ТСМ впервые сделала компания «СоюзКомплектАвтоТранс». За последующие годы сотрудничества «СоюзКомплектАвтоТранс» сумела увеличить поставки машин до нескольких сотен и стала первым прямым дистрибьютором TCM на территории СНГ и Восточной Европы.

5–6 июля 2007 г. делегация корпорации ТСМ, в состав которой вошли президент и генеральный директор корпорации Ацушиги Ишики (Atsushige Ishiki), генеральный менеджер по странам СНГ Кацухико Такаги (Katsuhiko Takagi), менеджер по странам СНГ Коичи Кияма (Koichi Kiyama), в очередной раз посетила компанию «СоюзКомплектАвтоТранс». Основной целью визита было обсуждение тенденций развития российского рынка подъемно-транспортного оборудования, подведение промежуточных итогов продаж японских погрузчиков в 2007 г., обсуждение вопросов оптимизации поставок погрузчиков ТСМ.

Проверка монтажа и работы грузоподъемника проводится особенно тщательно

Итоги продаж погрузчиков ТСМ в России впечатляют. Только за первое полугодие 2007 г. они выросли в 2,3 раза по сравнению с тем же периодом 2006 г., а компания «СоюзКомплектАвтоТранс» увеличила продажи японских погрузчиков ТСМ в 3,6 раза! Продолжая улучшать свои позиции на российском рынке ПТО (по итогам прошлого года доля компании составила 16%), ТСМ демонстрирует самые высокие темпы роста продаж новых импортных погрузчиков в России среди ведущих мировых брендов.

Главными факторами роста, по словам г-на Такаги, являются надежность и экономичность вилочных погрузчиков ТСМ, признанные во всем мире. Немаловажным моментом является и то, что все погрузчики, официально поставляемые в Россию, проходят адаптацию к российским условиям непосредственно на заводе-изготовителе в Японии.

Со стороны руководства ТСМ была дана высокая оценка результатам работы «СоюзКомплектАвтоТранс», отмечена растущая динамика продаж и потенциал роста доли погрузчиков ТСМ на российском рынке.