Продуманы до мелочей. Ричтраки Atlet обрабатывают до 30 паллет в час

В. Пирожков, начальник отдела продаж оборудования для складской логистики «НТК Форклифт»

Ричтрак или штабелер с выдвижной мачтой – вершина модельного ряда для любого производителя внутрискладской погрузочной техники. Есть, разумеется, и более сложные устройства, например узкопроходные высотные штабелеры с подъемной кабиной, но объемы их продаж по сравнению с ричтраками небольшие. Именно ричтраки воплощают все новейшие достижения и технологии в этой области и позволяют судить о реальных возможностях компании, ее конструкторском и техническом потенциале, культуре производства.

Шведская компания Atlet начала производство этого вида складской техники еще 40 лет назад – в 1968 году, а с 2005 года приступила к выпуску уже 5-го поколения машин. Традиционно ричтраки Atlet маркируют буквой U, что означает universal – универсальные. Сегодня Atlet предлагает шесть моделей этого оборудования:

• UNS с высотой подъема до 9-м;

• UCH/UNS-TF с телескопическими вилами;

• UHS с высотой подъема свыше 12 м;

• USS с зауженной базой и кабиной (для обслуживания набивных стеллажей);

• UFS с возможностью движения в четырех направлениях (для обработки и складирования на высоту до 9 м длинномерных грузов, мебели, оконных рам); ричтраки этой модели Atlet производит по заказам компаний Linde и STILL;

• URF с трехсторонней обработкой груза (для узких проходов).

Если организуют гонки среди ричтраков...

...то модель Atlet вырвется в лидеры еще на старте. Это стало возможным благодаря использованию асинхронного электродвигателя мощностью 7,5 кВт, разгоняющего машину до скорости 14 км/ч. При старте с места без груза она набирает скорость 10 км/ч за 2,5...
...3 с – это наивысший показатель динамики среди ричтраков. Аналогичные машины других производителей набирают такую же скорость за 4,5...5 с и лишь отдельные модели за 4 с.

Зачем это надо? При перевозке одной паллеты ричтрак обычно разгоняется и тормозит не менее четырех раз, в том числе в поворотах. Экономия в 1,5 с при ускорении превращается в 6 с на обработке паллеты. На современном дистрибуционном складе ричтрак используется, как правило, 24 часа в сутки за вычетом пятой части этого времени на технические перерывы. В итоге на работу остается около 19 часов. Если допустить, что за час обрабатывается 25 паллет, то за месяц экономия от применения «быстрых» моделей составит около 24 часов. Это три дополнительные рабочие смены, в течение которых можно обработать еще 600 паллет.

Наклон мачт большой высоты –
козырь Atlet

Для ричтраков Atlet с высотой подъема до 9,6 м функция наклона мачт – это стандарт; в качестве опции возможна установка наклонной мачты с высотой подъема 10,2 м. Вполне понятно, что такое инженерное решение требует высокого уровня технологии, и аналоги лишь немногих производителей способны превысить планку 9 м. Существует и другой, очень похожий вариант исполнения ричтрака – у него наклоняются только вилы. Его используют большинство компаний, выпускающих данную технику. Но наклон мачты дает много преимуществ. Перечислим их.

Выступающая в проход паллета – не помеха. Бывает так, что паллеты с нижнего яруса немного выходят за габариты стеллажа и мешают подъехать к нему вплотную. Что должен делать в таком случае оператор ричтрака с неподвижной мачтой? Сначала он должен задвинуть торчащие паллеты поглубже и лишь затем заниматься основной работой. Понятно, что производительность в результате снижается.

Если оставить выступающую паллету в том же положении, то ричтрак упрется в нее. При снятии груза спинка вил не сможет подойти к стеллажу вплотную – между ней и паллетой образуется зазор. Центр тяжести паллеты не совпадет с центром загрузки вил, что снизит остаточную грузоподъемность. Чтобы определить, опасно ли брать эту паллету или нет, придется каждый раз соотносить величину этого зазора, высоту подъема мачты и массу груза. Ошибка в этих оценках может привести к печальному результату – опрокидыванию ричтрака.

Если в тех же условиях попытаться поставить паллету на стеллаж, она не зайдет на всю глубину ячейки и будет выступать за ее габариты, мешая нормальной работе, а еще хуже – может соскользнуть с задней балки и упасть.

При наклоне мачты ричтрака вперед на 1° груз перемещается на 0,12 м на высоте 6,75 м, на 0,15 м на высоте 8,5 м и на 0,18 м на высоте 10,2 м, что успешно компенсирует зазор между опорными консолями ричтрака и стеллажом. Поэтому при высотном складировании подъезжать вплотную к стеллажу такой машине совсем не обязательно.

Безопасность и устойчивость. При наклонах мачты вертикальные перемещения вил практически равны нулю, т. е., снимая паллету, невозможно зацепить ее ближайшего «соседа». Кроме того, паллета перемещается к центру тяжести ричтрака сразу после наклона мачты назад, еще до начала втягивания каретки вил.

При работе на верхних ярусах Ast может быть меньше. Ричтраку с наклоном мачты требуется меньшая площадь для маневрирования, чем модели с наклоном вил. Рассмотрим конкретный пример. У модели UHS 200 с аккумуляторной батареей F (770 А.ч) и высотой подъема вил 10,2 м наклон мачты назад на 1° отводит паллету на 1,8 м. Втягивание мачты в исходное положение дополнительно перемещает паллету еще на 4,88 м назад. Машина еще остается на месте, а паллета уже переместилась на 6,68 м, т. е. более чем наполовину вышла за линию стеллажа.

На высоте 8,5 м наклон мачты на 3° «отнесет» паллету на 0,15 м, а на высоте 6,75 м – на 0,35 м. Насколько паллета переместилась со стеллажа еще до начала втягивания каретки мачты только за счет ее наклона – настолько же меньше можно сделать ширину межстеллажного проезда, сэкономив это пространство под хранение грузов.

Мачты служат дольше...

Все дело в том, что в грузоподъемниках, созданных компанией Atlet, используется четыре комплекта подшипников, по которым секции движутся вверх-вниз. Эти комплекты различаются диаметром. Угол установки подшипников – 2,5°.

Когда после долгой службы на секциях мачты вырабатываются канавки и появляется люфт, специалисты Atlet меняют подшипники, а не всю мачту. Ставится второй комплект подшипников, большего диаметра, а канавки играют роль направляющих. Таким образом, их смена осуществляется 3 раза, до четвертого комплекта. Причем заменять подшипники можно в условиях склада, не снимая мачты: секции попросту выдвигают на несколько сантиметров одна из другой.

улучшают обзор...

Все гидромагистрали и кабели проведены по левой, удаленной от водителя стойке, а значит, не загораживают оператору обзор при высоко поднятых вилах или грузе.

бесшумно работают...

На торцах секций закреплены резиновые энергопоглощающие амортизаторы, поэтому опускание мачты происходит без характерного металлического лязга.

и быстро обслуживаются

На всех мачтах Atlet установлена система быстрой смазки. Требуется лишь добавлять при плановом техобслуживании масло в специальные отверстия – масленки.

И еще одна интересная особенность – все мачты на заводе Atlet сваривают только вручную. Но о производстве Atlet, об уникальном конструктивном решении – модульной системе мы расскажем в следующем номере журнала.

(Окончание следует)