компании из статьи

Напольный транспорт для работы в рефрижераторных складах

Обычно, когда обыватель слышит о помещениях, где поддерживается отрицательная температура, например, для хранения мяса, воображение рисует ему этакий гигантский морозильник, в котором царит ледяной холод. Стены густо покрыты инеем, а пол очень скользкий и небезопасен для движения людей и транспорта. Такая картина, конечно, может иметь место, но редко. Чаще всего воздух в помещениях рефрижераторных складов достаточно сухой, а потому более вероятно, что лед скорее будет образовываться на транспортном средстве, чем на полу.

Дэвид Хувер (David Hoover), президент Forklift Training Systems Inc. (шт. Огайо, США), считает, что если в данном случае используется тот напольный транспорт, который адаптирован для работы в таких условиях, то даже скользкий пол в помещении представляет собой минимальную опасность. Действительно, любой автомобиль, если на нем соответствующие погодным условиям шины, может ехать и в дождь, и в снег, а ненастье обычно не становится причиной аварии, если, конечно, водитель точно соблюдает правила движения, не слишком гонит и внимательно наблюдает за состоянием дорожного покрытия, проезжающими рядом автомашинами и пересекающими трассу пешеходами. Эти же условия нужно выполнять и операторам напольного транспорта. С ним вполне согласен Джозеф Храйник (Joseph Hrinik), американский исследователь проблем безопасности погрузочных средств: «Мой личный опыт показывает, что обледенение пола редко является серьезной проблемой на холодильном складе, разумеется, если на нем не хранят жидкости, которые могут случайно пролиться и замерзнуть. Состояние поверхности пола здесь примерно такое же, как и на шоссе зимой, когда температура воздуха ниже точки замерзания воды, но снег не идет. В этих условиях сцепление транспортного средства с дорожным покрытием достаточно хорошее и вполне обеспечивает требуемое тяговое усилие». Более серьезно изготовители напольного транспорта обеспокоены тем, что ледяная корка часто образуется на самой технике, что затрудняет ее нормальное функционирование.

Как избежать обледенения машины

Бобби Хопкинс (Bobby Hopkins), ведущий специалист компании Hyster (США), утверждает, что самый важный момент, который надо учитывать при выборе «холодного» исполнения напольного транспорта, – это тот диапазон температур окружающей среды, в котором он должен работать. «Параметры окружающей среды, в которой используется машина, должны быть определены особенно точно, так как обеспечивающие защиту в холодильниках и человека, и техники опции должны быть выбраны еще до того, как она будет изготовлена.

Должна ли машина работать при температуре ниже минус 10 °C? Будет ли она выезжать из холодного помещения или останется в нем на все время ее работы? Ответы на эти вопросы определяют выбор конструкции используемой модели. Вообще, минус 30 °C – это, собственно, тот температурный предел, ниже которого постоянно не способны работать даже самые «морозостойкие» версии напольного транспорта любого изготовителя. Правда, компания STILL (Германия), например, утверждает, что ее модификации могут эксплуатироваться и при минус 45 °C, но только «кратковременно». А вот модели марки ВТ, по заявлению выпускающей их шведской фирмы, используются в стандартном исполнении, без применения специальной защиты от холода, даже при температурах выше минус 10 °C. Однако во всех случаях рекомендуется выполнять одно общее эксплуатационное требование: машины должны всегда парковаться снаружи холодного помещения, поскольку в течение рабочего цикла на их компонентах может конденсироваться влага.

Оборудование следует держать в теплом помещении на тот период, когда оно не используется, во время заряда аккумуляторных батарей или технического обслуживания. Конденсация воды собственно происходит лишь после перемещения техники из низкотемпературного помещения в теплое, где влажность воздуха выше. При 25...30 °C и высокой влажности машина, только что выехавшая из холодильника, покрывается «потом» буквально за несколько секунд. Прежде чем машина вернется обратно в холодильник, она должна полностью высохнуть или оставаясь снаружи в течение длительного периода, или с помощью дополнительного обдува вентиляторами: эти меры препятствуют формированию ледяной корки. С целью предотвращения обледенения старший менеджер по решениям Toyota Material Handling Europe (TMHE) Магнус Сеннерид (Magnus Senneryd) советует организовать специальную зону с температурой около 0 °C и низкой влажностью, расположенную в непосредственной близости к холодному помещению, но вне его. Тем самым можно снизить количество конденсата на технике, которой приходится долго работать в тепле.

«И если состояние напольного покрытия в складе-холодильнике все же вызывает у вас опасение, – говорит специалист по тренингу операторов напольного транспорта Тодд Бреннан (Todd Brennan) из фирмы Forkpro Australia (Сидней), – то существуют и модели напольного транспорта, оснащенные шинами, резина которых в качестве наполнителя содержит металлическую проволоку». А комплектовщики компании Linde Material Handling (Германия) могут поставляться со специальными металлическими платформами, поверхность которых армирована тонкими нитями, препятствующими проскальзыванию колес при перемещении по ним машин. В целом и производители, и эксперты по безопасности погрузочной техники единодушны в том, что скольжение не проблема для нормального движения техники, если операторы, которые ее эксплуатируют, хорошо обучены.

Основные особенности конструкции низкотемпературных версий

Эксперты по безопасности сходятся также во мнении о том, что машины с двигателем внутреннего сгорания не должны использоваться внутри рефрижераторных складов или в любых других закрытых помещениях. При работе они обильно выделяют отработавшие газы и тепло, которое поднимает температуру в холодильном помещении. Продукты выхлопа – угарный газ, оксиды азота, макро- и микрочастицы сажи – представляют большую опасность для здоровья работающих при отсутствии соответствующей системы вентиляции и достаточного притока свежего воздуха. Ведущие изготовители напольного транспорта Toyota и Linde выпускают низкотемпературные версии большинства своих моделей. TMHE осуществляет продвижение на рынке этого оборудования обоих своих брендов – Toyota и BT, включая электроприводные противовесные погрузчики и складское оборудование. Linde производит в низкотемпературном исполнении тележки и штабелеры для обработки паллет, ричтраки и комплектовщики заказов. Такие компании, как Hyster, STILL, Crown и Jungheinrich, также хорошо известны своими «холодными» версиями.

Все перечисленные компании оснащают свои модели специально разработанными для условий низких температур компонентами. Например, ричтрак Reflex компании BT в низкотемпературном исполнении отличается от такой же модели стандартной комплектации следующим:

• микросхемы, электрические компоненты и двигатель машины разработаны и предназначены специально для использования в холоде;

• гидравлическая система снабжения воздухом оснащена фильтром для удаления влаги;

• в гидравлической системе используется специальное масло с пониженной вязкостью;

• компоненты, которые подвергаются нагружению, изготавливаются особенно тщательно, все сварные соединения проходят специальную проверку;

• мосты и рессоры техники выполняются из нержавеющей стали или подвергаются специальной обработке, обеспечивающей высокую низкотемпературную прочность и вязкость;

• компоненты, выполненные из металлического листа, защищаются порошковой краской;

• механически обработанные поверхности защищены антикоррозионным покрытием;

• пол, ступени и педали оборудования имеют нескользкое покрытие.

В системах гидравлики низкотемпературных модификаций напольного транспорта используется масло с более низкой вязкостью, которое не теряет работоспособности при охлаждении. Сотрудник компании STILL Юрген Вруш (Juergen Wrusch) уверен, что обогрев так же важен для техники, как и для обслуживающих ее операторов. Машины этой компании оснащены нагревающимися пластинами и терморезисторами, которые распределяют тепло по всем частям транспортного средства, чтобы поддерживать температуру, необходимую для нормальной работы его основных компонентов.

Электрические нагреватели применяются и для обогрева аккумуляторной батареи (АКБ), однако они мало влияют на ее ресурс. Номинал емкости АКБ обеспечивается лишь при температуре 30 °C, а при снижении температуры на 1 °С емкость снижается приблизительно на 1%. Температура сильно влияет на скорость химической реакции между пластинами элемента АКБ, с ее понижением срок службы аккумулятора становится короче. Вруш говорит, что температура работающей АКБ не должна опускаться ниже минус 30 °C. При низких температурах она постоянно должна находиться или в действии, или под нагрузкой.

Заряжать АКБ желательно снаружи холодильника, транспортное средство при этом может продолжить работать, питаясь от сменной АКБ. Если это невозможно и заряд проводят только в холодном помещении, рекомендуется использовать еще один источник энергии для обогрева самой машины. Сеансы техобслуживания и интервалы между ними для низкотемпературных модификаций много короче. При односменной работе техники в низкотемпературном исполнении интервал между сеансами ее техобслуживания может составлять шесть недель, или 250 операционных часов, тогда как для машин в стандартном исполнении интервал техобслуживания – один квартал. Низкотемпературным моделям может также требоваться дополнительный еженедельный осмотр. Владелец этой техники должен проверить помимо прочего работу тормозных систем, состояние колес, вил, рулевого управления, смазки и надежность крепления винтовых соединений.

Чтобы не замерз оператор

Некоторые операторы «холодных» версий машин проводят при пониженной температуре всего несколько часов в день, однако примерно 10...20% из них обязаны отработать на рефрижераторных складах непрерывно в течение всей смены. В этом случае они нуждаются не только в зимней одежде, но и в том, чтобы кабина погрузочного средства обогревалась. Чтобы удерживать тепло, она должна быть полностью закрытой и герметичной, иметь плотно закрывающуюся дверь. Обычно при этом приходится решать две проблемы, напрямую связанные с безопасностью проведения работ, – как обеспечить оператору необходимый обзор зоны обработки груза и требуемую слышимость голосовых команд, поступающих снаружи. Обе они нуждаются в решении.

Вторая проблема на машинах с кабиной решается путем организации двусторонней селекторной связи, что позволит оператору связываться с внешним миром, не выходя из машины, и экономить затраты на обогрев. При этом важно гарантировать, что человеку комфортно находиться и работать в кабине и он не заболеет при низкой температуре. Конечно, теплая одежда существенна и для кабины с хорошей системой нагрева. «Обычно рабочие, обслуживающие самоходные штабелеры, тележки или комплектовщики заказов, остаются в холодном помещении лишь некоторое время, а затем перемещаются в более теплое. Зато операторы ричтраков могут работать при низких температурах в течение всей смены и потому нуждаются в целой системе мер по защите от переохлаждения. Если в кабине используется нагреватель, то находящийся в ней человек может вспотеть, особенно если носит еще и теплую одежду. Выходя из кабины, он легко может простудиться. Поэтому операторам, которым требуется часто покидать кабину ричтрака, обычно рекомендуется иметь несколько смен одежды.

Для тех, кто работает на машинах с открытой кабиной, основной проблемой может стать быстро возникающее чувство усталости. Кроме того, им необходимы частые перерывы, чтобы согреться и провести тщательный осмотр техники. Операторы должны также знать, что более тяжелая одежда, обувь и перчатки могут ограничить их свободу движений.

Ограниченная видимость также может быть проблемой для операторов, работающих в закрытых кабинах. Разные производители используют для ее решения собственные оригинальные разработки. Так, компания Linde устанавливает на ричтраках панорамные окна из двух слоев поликарбоната. Модели ВТ имеют большие окна из плексигласа и автоматически наклоняющуюся кабину, которая обеспечивает наилучший обзор зоны обработки груза на большой высоте. Кроме того, перемещение между двумя температурными зонами может вызвать сильное запотевание небьющихся стекол кабины и стать причиной несчастного случая.

Для решения этой проблемы компания Jungheinrich оснащает свои модели окнами, между двумя стеклами которых находится тонкий, нагревающийся провод, невидимый для оператора. На напольный транспорт могут быть установлены и небьющиеся стекла с несмачивающимся покрытием типа «антитуман», но эксперт Forklift Training Systems считает, что они функционируют не слишком хорошо. При ухудшении видимости эксперты советуют операторам более внимательно и тщательно выполнять маневры и более плавно тормозить.

Еще одна опасность для здоровья человека связана с ситуацией, когда напольное транспортное средство внезапно остановилось из-за поломки или отсутствия электропитания, а выйти из кабины мешает стена помещения, стеллаж или иное препятствие. Для таких случаев в кабине должен быть обязательно предусмотрен «запасный выход» – вторая дверь на противовесном погрузчике или люк в крыше ричтрака. А если оператор застревает в кабине высотного узкопроходного комплектовщика на 12-метровой высоте, то спуститься вниз на веревке ему поможет специальная лебедка, которая предусмотрена в каждой такой машине.

По материалам зарубежной печати подготовила В. Петрова