Продуманы до мелочей Ричтраки Atlet обрабатывают до 30 паллет в час
(Окончание. Начало см. «СиТ» № 3, 2008 г.)
В кабине как дома
Это, конечно, преувеличение, но достижения Atlet в области эргономики хорошо известны и даже отмечены наградами. Причем особенно ярко достоинства ричтрака, связанные с удобством работы на нем, проявляются на высотных складах.
Сидеть с запрокинутой назад головой человеку крайне неудобно даже короткое время, а ведь надо еще прицелиться и попасть вилами в паллету на высоте около 10 м. Решить эту проблему в некоторой степени помогают видеокамеры, но их угол обзора небольшой, поэтому оператору машины все равно приходится смотреть вверх. Еще одно обстоятельство: по статистике, от 75 до 80% взрослого населения страдают от шейного остеохондроза, поэтому подолгу работать задрав голову большинство людей не в состоянии.
Чтобы удобнее было работать с грузом на большой высоте, спинку кресла обычно выполняют с возможностью регулировки ее наклона. Но просто откинуть ее, как в автомобиле, на ричтраках нельзя – мешает вертикальная стойка. Можно наклонить и всю кабину, но это слишком дорогое удовольствие.
Atlet применил простое, остроумное и эффективное решение. Спинка кресла отклоняется на 15° назад, одновременно сиденье сдвигается вперед. Естественно, кресло регулируется по росту водителя. Панель управления с приборами справа от кресла также может перемещаться вперед-назад.
Руль, который можно спрятать в ладони
Конструкторы Atlet решили полностью избавить оператора от лишних движений, создав мини-руль на подлокотнике. Они выяснили, что в среднем оператор ричтрака за час работы совершает более двух тысяч движений рукой для вращения руля. На современных ричтраках диаметр рулевого колеса около 12 см (а это именно диск), поэтому его поворот требует работы локтевого сустава. Мини-руль вращается только кистью левой руки, лежащей на подлокотнике. Первое и очевидное преимущество такой схемы заключается в том, что группа мышц плечевого пояса и плеча не напрягается во время управления. Второй плюс – такой руль, пусть даже миниатюрный, более привычен для оператора и не требует времени на переобучение.
Конструкторы Atlet считают, что «машина и человек – это одно целое». За счет улучшения эргономики производительность машины растет, даже если ее рабочие параметры остаются такими же, как у аналогов конкурентов. Удобное рабочее место порадует не только оператора (хотя он, несомненно, будет доволен), но и владельца склада. Чем меньше усталость, тем быстрее идет работа – это еще одна причина высокой производительности техники Atlet.
«Осторожней на поворотах!..»
Такое предостережение оператор ричтрака Atlet вряд ли когда-нибудь услышит. Дело в том, что все модели в стандартной комплектации оборудованы системой активной безопасности S3 (кроме младшего в линейке UNS 140 – для него это опция). Ее работа в чем-то похожа на действия пилота-инструктора во время учебного полета.
Поскольку все электрические узлы машин Atlet соединены шиной CanBus в одну систему, бортовой компьютер отслеживает скорость движения, высоту подъема мачты, угол поворота и команды управления. К примеру, если оператор на полном ходу резко повернет, ричтрак тут же сбросит скорость до безопасной. После завершения поворота скорость автоматически увеличится до прежнего уровня. И с поднятым выше 1 м грузом сильно разогнаться не получится. Вообще действия оператора всегда корректируются, если маневр становится опасным.
Помимо повышения безопасности S3 увеличивает и производительность: скорость не падает ниже, чем надо, и быстро возрастает до прежнего значения. Оператору теперь нужно думать только о работе с грузом. О безопасных уровнях скорости, высоты подъема и об их соотношении заботится система S3. Чувствуя, что его подстраховывают, оператор работает увереннее, а значит, быстрее.
250 моделей из 3500 наименований деталей
Именно эти цифры лучше всего характеризуют уникальность модульного принципа Atlet. Довольно необычно, что 250 вариантов сложнейших складских машин собирают всего лишь на шести типах шасси из 3500 наименований деталей. Причем для устранения 95% повреждений требуется лишь 600 наименований запчастей. Пожалуй, таким достижением Atlet может гордиться даже больше, чем характеристиками своей техники. Что это дает потребителю? Из ограниченного количества стандартных модулей, как «конструктор», собирается вариант, точно соответствующий требованиям заказчика.
Использование стандартных компонентов означает, что каждый узел был тщательно разработан и протестирован. Степень надежности машин, созданных по специальному заказу, не ниже, чем у выпускаемых крупными сериями. Сегодня около 30% техники Atlet составляют нестандартные машины, выполненные по спецзаказам.
Сделано в Швеции
Все мачты и шасси машин собирают и сваривают только в Швеции, на заводе Atlet под Гётеборгом. Из Германии поставляют металлопрокат – заготовки для мачт. Поставка силовых элементов в сборе от других производителей здесь не практикуется, поэтому компания Atlet всегда уверена в качестве своей техники.
Опыт и фундаментальные знания в логистике
Основатель компании Atlet Кнут Якобсон изначально работал инженером по логистике в компании Volvo. Потребности клиентов ему известны по личному опыту. Однако сегодня производство техники лишь одно из направлений деятельности Atlet. Среди других – разработка логистических решений для клиентов. Инструментом для этого служит программа – симулятор работы склада ALA (Atlet Logistics Analyzer). С ее помощью можно моделировать складские процессы, проектировать складские комплексы и, что особенно ценно для клиентов Atlet, помогать в выборе правильного решения при оснащении склада. Кстати, в европейских высших учебных заведениях знания и опыт компании активно используются. Студенты изучают логистику по учебникам и пособиям, написанным специалистами Atlet.
Современная складская техника достигла высочайшего уровня развития. Создать что-либо революционное, подобное выпущенному еще в 1961 г. компанией Atlet штабелеру с кабиной для оператора, уже вряд ли возможно.
Сегодня соревнование между моделями разных производителей идет буквально за секунды и сантиметры (о том, как экономия 1,5 с на ускорении ричтрака добавляет по одному рабочему дню каждый месяц, мы рассказали в 1-й части этой статьи). Огромный практический опыт позволяет компании Atlet бороться за секунды именно там, где это преимущество будет наиболее ценно, где оно обеспечит оптимальную работу склада.