Взрывозащищенная техника MIAG – новинка в России

Р. Слепаков

Для большинства производителей подъемно-транспортного оборудования погрузчики в специальных видах исполнения являются дополнением к основной продукции. Исключение из этого правила – компания MIAG Fahrzeugbau Gmbh (Германия). Уже 70 лет ее основная специализация – взрывозащищенная погрузочная техника.

От мельниц к погрузчикам

История компании MIAG началась в 1846 году, когда Лютер Вольфенбуттель основал компанию по производству мукомольных машин. В 1922-м в компании был открыт отдел по производству электромашин, а уже в 1927 году MIAG выпустила первое вилочное электроприводное погрузочное устройство собственной разработки. Фактически это была электротележка с вилочным подъемным механизмом и противовесом. В 1936-м началась разработка взрывозащищенной техники, и через два года был построен первый взрывозащищенный электротягач.

В годы войны, с 1943-го по 1945 год, завод MIAG изготавливал военную технику и выпускал самоходку «Ягдпантера» (Jagdpanther), построенную на базе танка «Пантера» (Pz.Kpfw V Panther), а после 1945 года вернулся «на мирные рельсы», и интенсивность работ по созданию взрывозащищенных машин в MIAG заметно возросла. Спустя 10 лет, в 1955-м, началась эксплуатация первого взрывозащищенного вилочного электропогрузчика LM 1 EEX, а в 1962-м – первого дизельного взрывозащищенного погрузчика LM 20 DX. Обе машины предназначались для работы в зоне 1 (возможна взрывоопасная концентрация примесей при нормальной работе).

В 1983 году отдел промышленных погрузчиков Bhler-MIAG GmbН вышел из состава этой группы компаний и стал независимым предприятием MIAG Fahrzeugbau GmbН. В настоящее время предприятие располагается в Брауншвейге (Нижняя Саксония) на территории 20 тыс. м2. Производство сертифицировано в соответствии с DIN EN ISO 9001:2000 (сертификация системы управления).

Сегодня в производственную программу MIAG прежде всего входит промышленная погрузочная техника для работы во взрывоопасной среде, поэтому в модельном ряду кроме привычных вилочных погрузчиков с противовесом, ричтраков, штабелеров и сопровождаемых паллетных транспортировщиков присутствуют довольно специфические образцы, например, сопровождаемая электротележка грузоподъемностью 10 т (!), а также сопровождаемые электротягачи с тяговым усилием до 10 тс.

Полный перечень взрывозащищенной техники MIAG включает следующие позиции:

• вилочные трех- и четырехопорные электропогрузчики грузоподъемностью (г/п) от 1 до 4 т;

• вилочные дизельные погрузчики г/п 1,2...4 т;

• электротележки, штабелеры, ричтраки;

• платформенные электрические тележки с кабиной г/п до 2,5 т;

• сопровождаемые электротягачи с тяговым усилием до 10 тс.

Как обеспечивается защита от взрыва

Взрывобезопасность погрузчиков MIAG обеспечивается по двум направлениям: конструктивное исполнение и автоматический контроль параметров. Автоматика следит за тем, чтобы температура агрегатов находилась в пределах допустимой нормы.

Любая машина, оснащена ли она электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания, выделяет большое количество тепла. На движущемся объекте накапливается статическое электричество, разряд которого может вызывать образование искр. Искры появляются и при соударениях металлических частей, и при неплотном контакте в электроцепи. Короче говоря, во взрывоопасной атмосфере всякая машина становится реально опасным объектом, и задача создателей взрывозащищенной техники состоит в том, чтобы исключить возможность появления искр, нагрев поверхностей выше допустимой температуры и накапливание статических зарядов. С этой целью все узлы машин, от соударения или трения металлических частей которых могут появляться искры, герметизируют. Защищают от механических повреждений и герметизируют все элементы электросхемы – электродвигатели, генераторы, коммутационную аппаратуру, осветительные и сигнальные приборы, электропроводку.

Аккумуляторную батарею (тяговую на электропогрузчиках и стартерную на погрузчиках с дизелем) с этой же целью устанавливают на взрывобезопасном поддоне с герметичными контактными разъемами. Чтобы вилы при ударах о металл или камень не высекали искры, их покрывают взрывобезопасным материалом – медью, бронзой или нержавеющей сталью. Диски тормозов изготовлены из неметаллических материалов и находятся в масляной ванне. Применение ручного тормоза с автоматической остановкой выключает все функции движения. Тем самым предотвращается чрезмерный перегрев тормозной системы даже при экстренном торможении.

Одно из основных мест возникновения статического заряда – ременные передачи. На технику MIAG ставят приводные ремни из токопроводящего материала, поэтому статические заряды на вращающихся деталях не накапливаются. Они будут «стекать» с одного узла на другой и в итоге уходить в землю, ведь шины и ступицы колес тоже сделаны из токопроводящего материала, а сам погрузчик заземлен.

Параметры погрузчика во время работы отслеживает система автоматического контроля взрывобезопасности. На электропогрузчиках контролируется температура обмоток электродвигателя и температура масла в гидравлической системе, на автопогрузчиках – частота
вращения двигателя, давление моторного масла и масла в гидросистеме, температура жидкости в системе охлаждения и в гидросистеме, температура отработавших газов. Как только один из этих параметров превысит допустимый предел, погрузчик автоматически останавливается для охлаждения.

Особенности приводов моделей MIAG

Электропогрузчики MIAG оснащены асинхронными электродвигателями во взрывобезопасном исполнении. Их преимущества известны: это точное управление разгоном, подзарядка аккумуляторных батарей во время торможения (рекуперативное торможение), компактность, отсутствие искрения при работе и необходимости в сервисном обслуживании (асинхронные двигатели не имеют графитовых щеток). Водителю, чтобы остановить погрузчик, достаточно отпустить педаль акселератора, после чего двигатель переходит в режим генератора и для его вращения требуется усилие, поэтому погрузчик быстро останавливается. В этот момент происходит подзарядка аккумулятора. Тормозами приходится действовать значительно реже. На трехопорниках заднее колесо является не только управляемым, но и ведущим, т. е. в этом случае удалось обойтись лишь одним тяговым двигателем (меньше источников нагрева) и при этом обеспечить необходимую маневренность машины – погрузчик может вращаться на месте.

На дизельных моделях MIAG в качестве силовой установки используются двигатели MDE 226B-3x (трехцилиндровый, 45 кВт) и MDE 226B-4x (четырехцилиндровый, 60 кВт). Эти значения мощности соответствуют температурному классу Т3 – температура поверхности не превышает 200 °С. Для соответствия температурному классу Т4 (температура поверхности не более 135 °С) максимальная мощность дизелей снижена: для двигателя MDE 226B-3x – до 36 кВт, а для MDE 226B-4x – до 48 кВт. Оба агрегата предназначены для работы в зоне 1 и прошли испытания и сертификацию согласно EN 1834-1. Электростартер во взрывозащищенном исполнении позволяет запускать двигатель непосредственно во взрывоопасных зонах. Выпускная система оборудуется пламегасителем и искровым разрядником.

С точки зрения эргономики и производительности погрузчики MIAG также отвечают самым современным требованиям. Кабина и двигатель установлены на амортизирующие опоры, снижающие вибрации. Трансмиссия автоматическая (гидростатическая или гидродинамическая), для управления движением достаточно двух педалей – акселератор и тормоз. Функция движения на самой низкой скорости позволяет при этом быстро поднимать вилы. Как опцию устанавливают систему тонкой фильтрации и закрытую кабину.

Фирма гарантирует

Взрывозащищенные погрузчики работают в особых, опасных условиях, а потому и испытания готовых машин специфические. Каждый узел помимо традиционных для погрузочной техники испытаний на функционирование и надежность подвергают тесту на взрывобезопасность. Такую проверку проходит и полностью собранный погрузчик. Только такая жесткая система испытаний обеспечивает необходимый уровень безопасности в соответствии со стандартами CENELEC EN 17551.

С 1936 года, когда начались разработки первой взрывозащищенной машины, и до наших дней MIAG накопила огромный практический опыт в области защиты техники от взрыва. Именно это позволяет компании создавать все виды вилочных погрузчиков и средств напольного транспорта с передовыми характеристиками. Машины MIAG соответствуют аналогам ведущих мировых производителей, но при этом они еще и способны надежно и безопасно функционировать в самых взрывоопасных условиях. Именно поэтому компания «Универсал-Спецтехника» в качестве партнера по поставкам взрывозащищенной погрузочной техники выбрала предприятие MIAG Fahrzeugbau GmbH и с 2008 года поставляет в Россию вилочные погрузчики, штабелеры и электротележки именно этой марки.

В 1922 г. немецкая фирма MIAG разработала первый в мире погрузчик «высокого подъема», который спустя пять лет продавался как предшественник вилочных погрузчиков в Германии. Специалисты тем не менее считают, что первым в мире погрузчиком с подъемной платформой стала именно модель Trucklift с бензиновым двигателем фирмы Clark.

Из книги «100-летняя история вилочного погрузчика», изданной компанией TVH (Thermote and Vanhalst) Forklift Parts N. V. and Uitgeverij Lannoo nv, Tielt, Belgien, 2005.

Вся взрывозащищенная техника MIAG сертифицирована Федеральным Физико-Техническим институтом РТВ в Брауншвейге (сертификат PTB 99 ATEX Q009-3 о соответствии продукции стандартам директивы 94/9/ЕС, сертификат PTB 04 ATEX 3025X о соответствии требованиям стандарта CENELEC EN 50014, EN 50018, EN 50019 и др.). Продукция MIAG хорошо известна в мире. Помимо Германии погрузчики этой марки работают в Австрии, Великобритании, Швеции, Италии, Дании, Финляндии, Франции, Норвегии, Швейцарии, Китае, Южной Корее и др. – всего в 36 странах мира.