компании из статьи

СеМАТ 2008: в фокусе – напольный транспорт

В. Антонов, Л. Цинцевич































Хочешь собственными глазами увидеть образцы самой совершенной складской техники, узнать, как и в каком направлении она развивается – приезжай на СеМАТ. Думаю, с этим утверждением согласятся как ведущие мировые специалисты и эксперты в этой области, так и те наши сограждане, кому в мае этого года довелось побывать в Ганновере на крупнейшей в мире выставке интралогистики. Действительно, масштабы этого мероприятия, которое проводится всего раз в три года, настолько велики, что значимость его трудно переоценить. Почти все ведущие производители, чьи интересы нацелены на рынок Европы, приурочивают свои новые разработки специально к СеМАТ. Этой публикацией мы начинаем рассказ о наиболее интересных экспонатах, которые были представлены на выставке.

Самые современные образцы напольного транспорта и разнообразных комплектующих к ним были сосредоточены в основном в двух общих павильонах – 25-м и 26-м. Однако признанные гранды погрузочно-разгрузочной техники: Linde, Still, Jungheinrich, как и три года назад, имели собственные большие крытые экспозиции и открытые площадки, чтобы иметь возможность продемонстрировать посетителям СеМАТ полный или по крайней мере очень обширный спектр выпускаемой техники. Напротив них разместился павильон Zeppelin, дистрибьютор марки Hyster и два павильона поменьше – компаний Kaup (навесное оборудование) и Hoppeke (тяговые аккумуляторы). Все эти павильоны плюс техника, размещенная рядом на открытой площадке, формировали центр выставки, который привлекал к себе внимание не только своими экспонатами, но и обширной «культурной программой», без которой трудно представить себе мероприятие такого масштаба. Крупные павильоны и экспозиции перечисленных выше фирм периодически собирали многочисленную толпу посетителей разнообразными музыкально-танцевальными зрелищами. Пожалуй, самым масштабным было шоу, представленное компанией Still, впрочем с ним вполне успешно конкурировало, оглушая зрителей, «музыкально-подъемное» представление группы барабанщиков и саксофониста: пять музыкантов буквально парили в воздухе на спредере нового ричстакера Hyster. А гости стенда компании Combilift смогли поприсутствовать при необычном соревновании между двумя суперменами – Гленном Россом, 7 раз признанным самым сильным мужчиной Соединенного Королевства, и Хайнцем Оллешом – самым сильным мужчин Германии, 12 раз подтвердившим этот титул). Оба силача соперничали в подбрасывании камня весом 145 кг на высоту более чем 1,8 м, а также успешно поднимали платформу с пятью симпатичными девушками. Экспозиции других компаний также были очень впечатляющими как по площадям, так и по оформлению. Внушительные экспозиции представили такие лидеры рынка как Toyota, Manitou, Mitsubishi, Om, Kalmar, Clark, Nissan, Hyundai, Cesab и др.
Предваряя рассказ о новинках в области напольного транспорта, хочется отметить несколько, на наш взгляд, наиболее интересных и показательных тенденции в этом сегменте интралогистики.
Первый и главный вывод, который позволяет сделать целый ряд уникальных экспонатов выставки, заключается в том, что лидирующие компании-производители все более активно ведут поиск новых энергоресурсов и разрабатывают приводы, альтернативные существующим* На СеМАТ 2008 лидеры рынка, претендующие на звание инновационных компаний, представили свои решения в этой области, которые стали главными экспонатами их стендов. На этот раз свои погрузчики с новыми типами двигателей и источников питания продемонстрировали не только Toyota и Still, но и Linde, Jungheinrich и Nissan. Второй важной тенденцией можно считать глобальное расширение деятельности китайских компаний на европейском рынке. Такие крупные компании, как HangCha, Heli, Tailift, Baoli, Xilin, E-P Equipment не только расширили диапазон выпускаемой техники, делая серьезные успехи в своих попытках догнать японских и европейских производителей напольного транспорта, но и значительно увеличили площади своих экспозиций. И, наконец, в качестве третьей тенденции хочется отметить заметный рост интереса к выставке со стороны фирм, выпускающих специальные виды погрузочной техники, в частности тяжелые и многоходовые погрузчики. В этом сегменте постоянно появляются техника с новыми конструктивными особенностями и возможностями, о некоторых образцах которой мы расскажем ниже.
Начнем наш обзор представлением моделей, которые, возможно, уже в недалеком будущем могут коренным образом изменить наше представление о погрузочной технике.

*См. статью «Альтернативные конструкции приводов напольного транспорта» в этом номере журнала

Гибридный погрузчик готов к серийному выпуску
Разработка решений, направленных на снижение расхода энергии и уменьшение уровня загрязнения окружающей среды является основой технической стратегии фирмы STILL на протяжении многих лет: свои первые разработки фирма в области дизель-электрического привода впервые представила еще в 1953 г. Значительным успехом в этом направлении стал запуск в серию погрузчик RX70, признанного самым экономичным в своем классе. Последние исследования показали, что это решение не является пределом совершенства, и дальнейшая экономия энергии возможна благодаря установке дополнительного накопителя электричества. Как известно, в модели RX70 дизельный двигатель вырабатывает через генератор переменный ток для электрического мотора движения. Новый RХ 70 Hybrid наряду с этим приводом снабжен так называемым ультра-конденсатором (ultra-cарs), размещенным над противовесом машины. При торможениях погрузчика двухслойный конденсатор быстро заряжается высвобождающейся энергией, а при ускорениях разряжается и выдает дополнительную мощность для двигателя. Соединяет все системы воедино мощная электроника, которая управляет зарядкой и разрядкой дополнительных накопителей энергии. Как сообщает STILL, оборудование погрузчика системой ultra-cарs экономит до 11% (в зависимости от интенсивности различных рабочих циклов) топлива и будет внедрено в серийное производство, если найдет достаточное количество покупателей.Свое основное применения RX 70 Hybrid, по мнению специалистов STILL, найдет в отраслях, где погрузчикам приходится часто тормозить и ускорять ход.
Помимо RХ 70 Hybrid компания представила также новую концепцию «Blue-Q = IQ» для электропогрузчиков, позволяющую сэкономить от 10 до 20% расходуемой батареей энергии, о чем мы недавно уже рассказывали читателям. И, конечно, все свои многочисленные оригинальные разработки – от погрузчика и ричтрака на топливных элементах, «погрузчика будущего» RXX до новейших моделей из серебряно-оранжевой серии RX.

«Концепт´08» и другие новинки Jungheinrich
У новой разработки концерна Jungheinrich (ФРГ) под названием «Концепт´08» несомненно большие перспективы. Это многообещающее имя получил один из самых необычных экспонатов СеМАТ – электрическая тележка с платформой для оператора с совершенно новой концепцией накопления энергии и передачи тягового усилия. Специалисты компании считают, что эта технология имеет все возможности стать настоящей альтернативой силовым агрегатам на водородном топливном элементе, поскольку помогает владельцу машины сэкономить значительные средства и не загрязняет окружающую среду. По приблизительным подсчетам затраты энергии при прежних показателях производительности уменьшаются на 15%.
Более рациональное обращение с накопленной энергией станет возможным благодаря новому подходу к ее аккумулированию в литево-ионных батареях. Литиево-ионные батареи значительно компактнее и легче свинцовых: занимают 1/3 объема последних и весят на 3/4 меньше, благодаря чему в будущем можно будет заметно уменьшить вес погрузочной техники. При этом служат в два раза дольше и не требуют никакого обслуживания. Специальная система менеджмента батарей обеспечивает постоянный контроль ячеек, что делает литиево-ионные источники питания более безопасными. В отличие от свинцовых емкость этих аккумуляторов может быть использована почти на 100%. Глубокая разрядка практически полностью исключена благодаря системе менеджмента. Для полной зарядки литиево-ионного батареи в будущем понадобится всего один час (!), поэтому во многих случаях замена станет ненужной. Экономический потенциал, заключенный в возможности промежуточной зарядки, полностью используется в «Концепт´08» уже сегодня. Литиево-ионные аккумуляторы подключаются к зарядному устройству очень просто – через вилы. Старт и окончание зарядки полностью автоматизированы, а провести ее можно, например, во время обеденного перерыва.
В отличие от электропогрузчиков Jungheinrich, работающих на асинхронных двигателях, «Концепт´08» оснащен прямым приводом, т. е. синхронным мотором с постоянным возбуждением от мощных магнитов с большим крутящим моментом. Так как прямому приводу не нужны передачи, то кроме значительного снижения уровня производимого шума, дополнительно увеличивается КПД и экономится значительное количество энергии. Подъемный привод тележки также является инновацией Jungheinrich. Он не имеет гидравлики и оснащен шариковым винтом. Такой привод не только более эффективен, но и производит значительно меньше шума.
Благодаря новой технологии батареи «Концепт´08» получился очень компактным. При длине вил 1150 мм эта тележка имеет общую длину 1765 мм, что почти на 630 мм короче, чем у обычной тележки с сиденьем для оператора с аналогичными характеристиками. Тележки с поворотной рукояткой, сравнимые по характеристикам с «Концепт´08», также намного длиннее, если добавить пространство, необходимое для оператора. Следовательно, новинке предопределено работать в самых узких межстеллажных проходах, что позволит значительно увеличить производительность обработки грузов.
Конечно, количество новинок компании не ограничилось одним «Концептом» – большинство экспонатов полностью готово к высокоэффективной эксплуатации уже сегодня. Компания продемонстрировала много другой новой техники, о некоторых образцах которой мы уже рассказывали в «СиТ». Даже кратко описать все модели в этой статье мы не сможем, поэтому ограничимся перечислением ранее не упоминавшихся: это два электрических погрузчика – трехопорный EFG 213 – 220с 2-й серии и четырехопорный EFG 316 – 320 3-й серии г/п до 2 т, которые поступят на рынок летом 2008 г., погрузчик VFG 425s-435s с гидростатической трансмиссией (г/п до – 3,5 т, высота подъема – до 7,5 м), второе поколение ричтраков ETV C16/20, семитонный тягач EZS 570, а также готовое к запуску в серийное производство многофункциональное рулевое колесо системой управления JetPilot. Последнее будет опционально устанавливаться на все противовесные электрические погрузчики Jungheinrich 4-й серии. Кроме того компания внесла и свой вклад в развитие приводной техники на топливных элементах, представив образец ячейки, работающей не на водороде, а за счет прямого окисления метанола.

Nissan: сделано для Европы
Ионно-литиевая технология оказалась в центре еще одной экспозиции. Однако если Jungheinrich экспериментирует с тележками, то японская компания Nissan представила машину посерьезнее – противовесный электропогрузчик. Источник питания для него был разработан компанией Automotive Energy Supply Corporation (AESC) и совместным предприятием Nissan Motor Co., NEC Corporation и NEC Tokin Corporation. Впервые эта технология была использована в концептуальном автомобиле Mixim, который демонстрировался на франкфуртском Motor Show, а также концеп-автомобиле PIVO 2. В соответствии с бизнес-планом Nissan 2012 компания намерена внедрить новые электроприводные виды транспорта в США и в Японии уже в 2010 г., а затем – до 2012 года во всем мире. Развитие технологии ионно-литиевых аккумуляторов Nissan начала еще в 1992 г. Как отмечают специалисты компании, основными преимуществами по сравнению с традиционными свинцово-кислотными аккумуляторами являются: нулевая эмиссия, отсутствие экологически вредных материалов типа кадмия, ртути, свинца или серной кислоты в конструкции, а также газовыделения при зарядке, быстрая и с меньшими потерями энергии зарядка, отсутствие необходимости в обслуживании и заливке электролита, большая мощность и продолжительность работы. Весь этот перечень дополняет компактность новых источников питания: не исключено, что благодаря ей можно будет полностью преобразить дизайн и эргономику этого популярного вида техники. Однако все это – дело будущего. Поскольку ионно-литиевая технология все еще находится в стадии научно-исследовательских разработок, точную дату ее внедрения назвать трудно. Во всяком случае Nissan планирует ввести эту технологию в серию к 2009 году.
Перейдем к серийным новинками и другим экспонатам компании. Наиболее важным событием прошлого года для Nissan cтало приобретение компании Аtlеl АВ. Для многих оказалось неожиданностью, что стенд Аtlеl отсутствовал, а образцы внутрискладской техники (к сожалению, в очень ограниченном количестве) этого шведского изготовителя были выставлены в экспозиции Nissan под маркой этого японского изготовителя и в характерной для него серебристой цветовой гамме.
Что касается сегмента погрузчиков, то Nissan продолжила выпуск новинок с двигателем переменного тока. Вслед за успешной серией трехопорников ТХ последовал ряд четырехопорных машин TX-4Lift efficiency. Конструкция обеих линеек базируется на принципе максимальной унификации комплектующих, чтобы эксплуатационники имели возможность без особых проблем использовать серию ТХ-4 с тремя колесами и новую серию ТХ-4 в одном парке. Общей для обеих также является система диагностики Оnboard, платформы управления и другие компоненты, что облегчает работу как техникам по обслуживанию, так и водителям. Еще одна новая серия моделей с ДВС DX-ECO X уже сейчас удовлетворяет строгим нормативам по эмиссии газов, которые вступят в силу в следующем году. Шесть моделей г/п от 1,5 до 3,2 т с дизельным и газовым приводом оснащены двигателями Nissan, разработанными компанией исключительно для собственных погрузчиков. Выхлопные газы дизельной версии почти не фиксируются – новые трехканальные катализаторы в моделях с газовым двигателем нейтрализуют до 99% вредных веществ. Еще одним достижением компании является и новая серия GX с ДВС для обработки тяжелых грузов. Ее отличает высокая надежность, легкость в обслуживании, а также некоторые улучшения, облегчающие работу водителя, например, широкая ступенька для легкой посадки, большое пространство для ног в кабине, электрогидравлическое и сенсорное управление, а также новая система безопасности, которая применяется во всех поступающих на рынок погрузчиках компании.

Egemin автоматизирует загрузку грузовых автомашин
Это необычное автоматизированное устройство, сделанное в Германии, привлекло внимание многих посетителей. Транспортная система ATL (Automatic Trailer Loading), созданная компанией Еgеmin, с успехом выполняет задачи обычных вилочных погрузчиков, но не нуждается в водителе и не требует дополнительных конструктивных изменений в кузове автотранспортного средства или на рампе. При этом ATL наносит грузу меньше повреждений, повышает безопасность проведения работ, отличается более низким расходом энергии и затратами на обслуживание. Движение машины базируется на своеобразной технике замеров, с помощью которых определяется занятое и свободное пространство в кузове грузовой автомашины, благодаря чему достигается высокая навигационная точность при размещении поддонов. Оборудование способно загружать прицепы вне зависимости от размеров груза, площади и схемы погрузки и благодаря модульной конструкции легко адаптируется к различным условиям работы.

Телетрак с новым двигателем
Компания JCB (Великобритания) усовершенствовала свои модели Теletruk – cамые маленькие погрузчики с телескопической стрелой, оснастив их новыми двигателями, соответствующими нормативам Тier-III. Погрузчики грузоподъемностью 3 и 3,5 т теперь приводятся двигателями Deutz, а меньшие по размеру модели грузоподъемностью до 2 т – двигателем Perkins с улучшенными характеристиками выхлопа отработавших газов. Кроме этого их конструкция дополнена такими нововведениеми, как электронный датчик количества топлива в приборной консоли, увеличенным сливным гидравлическим баком для лучшего охлаждения масла и улучшенным доступом к топливному баку. Напомним, что у этой уникальной модели вместо традиционной грузоподъемной мачты рамной конструкции установлена двухступенчатая телескопическая стрела, обеспечивающая вылет вперед на длину до 3,32 м, что позволяет ей в частности выполнять погрузку и разгрузку автомашины с одного борта.

Clark возрождается
Появление стенда этой компании, которую можно смело назвать родоначальником напольного транспорта, особенно приятно. Тем более, что совсем недавно, на рубеже нового тысячелетия, она пережила тяжелые времена и банкротство. История Clark интересна и драматично, поэтому хочется напомнить читателям некоторые ее основные вехи. Эта компания, основанная в 1903 году, начала свою историю как производитель автомобильных запасных частей. В 1917 году ее основателем был изобретен первый в мире промышленный погрузчик. В 20-х годах XX века Clark установила стандарт современного погрузчика и в течение более чем 80-ти лет была законодателем моды в мировой индустрии подъемно-транспортного оборудования. Запатентованные компанией решения, доступ к которым был открыт всем участникам рынка, легли в основу стандарта для любого производителя вилочных погрузчиков. За время своего существования Clark произвела более миллиона погрузчиков, 350 тыс. машин этой марки и сейчас работают в разных странах мира.
После приобретения южнокорейской фирмой Yong An Clark получила второе дыхание. Компания значительно расширила линейку своей продукции, присоединив к ранее выпускавшимся сериям сразу три модельных ряда. Центром экспозиции стали новые электроприводные модели трехопорных погрузчиков GTX 16-20s и четырехопорные GEX 16-20s с двигателем переменного тока, созданные специально для европейского рынка, а также ряд C40-55, дополнивший программу погрузчиков с ДВС Gen2. Кроме того, в необыкновенно красиво оформленной экспозиции общей площадью 650 м2 Clark продемонстрировала большую линейку складской техники, выпущенной в партнерстве с итальянской фирмой OMG. И конечно, не удивительно, что в экспозиции компании, отметившей в прошлом году 90-летний юбилей первого вилочного погрузчика, были представлены настоящие раритеты – самый первый прототип напольного транспортного средства образца 1917 года, модель Tructractor, и выпущенный в 1952 году дизельный погрузчик. Теперь новые модели погрузчиков Clark можно приобрести и в России. С июля этого года официальным дистрибьютором техники этой марки на территории России и СНГ стало ООО «Рокла Рус», российское представительство финского концерна Rocla.

MIAG: новый дизайн, улучшенные функции
Немецкая компания MIAG, специализирующаяся на производстве взрывобезопасного напольного транспорта, представила полностью обновленный ассортимент оборудования. Компактная самоходная электрическая тележка EGU..XE3 г/п 2000 кг, управляемая сопровождающим оператором, в отличие от предыдущей модели имеет трехфазный двигатель мощностью 1,7 кВт с высокой степенью защиты, который может быть применен в тех зонах, где ранее промышленный транспорт не использовался. Применения трехфазной технологии и 24-вольтовой батареи позволило существенно сэкономить энергию и мощность, сократить затраты на ремонт. Микропроцессорный конвертор частоты, управляющий трехфазовым мотором, присоединяемый к CAN-BUS с интегральным ошибочным показанием, состояние аккумулятора, часы работы теперь отражаются на собственном дисплее. Оператор может регулировать управление и тормозной путь транспортного средства в зависимости от вида работы. Вся информация хранится в «памяти» транспортного средства, технического ремонта.
Помимо тележки ЕGI..ХЕ3 в экспозиции можно было увидеть усовершенствованные трех- и четырехопорные вилочные электропогрузчики ЕFG...ХЕ3i. Приводы движения и гидроприводы у этих моделей были заменены на современные двигатели переменного тока, улучшен внешний вид, эргономика, доступность точек техобслуживания, расширены функциональные возможности. По новому оформлен пульт управления и консоль гидравлики делают работу неутомительной и приятной. Динамические параметры движения и подъема регулируются, что позволяет легко адаптировать их к привычкам водителя и характеру транспортных задач. Трехопорные погрузчики имеют г/п от 1,0 до 1,6 г, четырехопорные – г/п от 1,6 до 2,0 т

14-тонник Combilift
Ирландская компания Combilift Ltd., – лидер в области обработки длинномерных грузов, экспортирует свои многоходовые погрузчики более чем в 50 стран. Ежегодно, начиная с момента своего основания, компания запускает в серию одну или несколько новых машин, инвестируя в исследование и развитие около 9% оборота. Теперь ее программа охватывает более 15 моделей с дизельным, электрическим и газовым двигателями. в разработке новых моделей большую роль играет пожелания клиентов. В этом году специально по заказу производителя сборных домов созданы самые большие модели Combilift C14000 г/п 14 т. Эти погрузчики также решили приобрести заводы фирмы Liebherr в гг.Эхингене и Биберахе. В связи с большими габаритами транспортируемого груза новинка имеет более широкое шасси, чем остальные погрузчики компании. Как и все модели компании, C14000 может использоваться и для эксплуатации внутри помещения, и вне их, в том числе на неровных дорожных покрытиях. На стенде этот погрузчик демонстрировал свои возможности, поднимая другую более легкую модель Combilift.
В настоящее время во всем мире работает примерно 8 тыс. многоходовых погрузчиков Combilift г/п от 2,5 до 14 т, которые способны заменить собой сразу несколько видов традиционных вилочных погрузчиков и работать в межстеллажных проездах шириной до 2 м, что позволяет значительно увеличить площади под хранение.

Продолжение следует