«Телескоп» на стройке ( телескопические погрузчики )

Л. Малютин, обозреватель журнала «Основные Средства»

JCB Loadall 535-125 HiViz

Компактный JCB 520-40

Merlo Panoramic 38.13

Модель белорусского предприятия Амкодор – единственный «телескоп», выпускающийся на территории стран СНГ



Manitou MT 1030S Turbo

Самый большой Bobcat T40170 с рабочей платформой

Самый маленький Bobcat T2550


О популярности телескопических погрузчиков на мировом рынке можно судить по расширению списка производителей. Их выпускает фирма Liebherr, широкую и разнообразную номенклатуру изготавливает JCB, в том числе модели концепции HiViz с улучшенным обзором. Среди поставщиков – компания Case, Bobcat, а затем и Caterpillar представили компактные модели.
Спрос на «телескопы» на российском рынке возник не сразу, но интерес к этому виду техники растет, причем не только к ходовым моделям, но и к широкой номенклатуре. Сегодня машины на дилерских стоянках не застаиваются.
«Телескопы» нашли применение при погрузочно-разгрузочных работах как пакетированных, так и насыпных грузов, при подаче строительного материала на этажи и даже при посадке деревьев. В нашем обзоре речь пойдет о четверке лидеров российского рынка – JCB, Merlo, Manitou и Bobcat.

Первооткрыватель «телескопического» движения – компания JCB (Великобритания) с 1977 г. выпустила более 100 тыс. погрузчиков. Сегодня линейка этой техники насчитывает 15 базовых моделей, и компания регулярно выводит на рынок не только модифицированные, но и принципиально новые модели.
Для работы в стесненных условиях JCB предлагает компактные модели 515-40, 520-50, 525-50 и 527-55 грузоподъемностью от 1,5 до 2,7 т и высотой подъема от 4 до 5,6 м. Их отличает компоновка с задним расположением двигателя и смещенной вперед кабиной, а также внешний дизайн. Двухсекционная стрела смещена вправо, как на вилочных погрузчиках Robot и Teletruk. Техника маневренная – все колеса ведущие с гидростатическим приводом. Ее можно использовать как в качестве ковшового, так и вилочного погрузчика. Эти модели комплектуют двигателями Perkins и JCB Dieselmax.
Модели JCB 526 и 258 можно назвать промежуточными между компактными и полноразмерными. У них также заднее расположение двигателя Dieselmax, но двухсекционная стрела размещена вдоль оси машины, а кабина – между колесами левого борта и гидродинамическая трансмиссия. Кроме того они оснащены гидродинамической трансмиссией. Их максимальная грузоподъемность (г/п) составляет 2,6 и 2,8 т, высота подъема 5,5 и 6,7 м.
Полноразмерные, точнее, скомпонованные в устоявшейся для «телескопов» манере с боковым расположением двигателя, погрузчики составляют основу модельного ряда. Три модели 536-60, 531-70 и 541-70 комплектуют двухсекционными стрелами, пять моделей 533-105, 535-95, 535-125, 535-140 и 540-140 – трехсекционными и топ-модель 540-170 – четырехсекционной стрелой, обеспечивающей подъем 2,5 т груза на высоту 16,7 м. Из них модели 535-125 и 535-140, представленные год назад, выполнены в новой концепции HiViz, суть которой заключается в улучшении обзора, особенно назад, за счет снижения опоры стрелы на 235 мм. Задний свес укорочен на 900 мм, применены мосты с большим углом поворота колес, что сократило радиус поворота на 300 мм. У этой концепции уже есть последователи, что говорит о ее перспективности.
«Фамильные» черты «старших» моделей погрузчиков JCB – рама, выполненная из двух мощных плит, соединенных поперечинами, гидродинамическая трансмиссия, выдвижение секций стрелы гидроцилиндром и яркий интерьер кабины. Для автоматического поддержания положения груза при подъеме стрелы применены компенсационные гидроцилиндры, установленные в ее основании.
Предусмотрены две грузовысотные характеристики – с выставлением на опоры и без них, а для ряда моделей опоры включены в список опций. В безопорном положении погрузчик также можно выставить горизонтально с помощью механизма выравнивания рамы, в который входит гидроцилиндр, соединяющий раму и передний мост с правой стороны. Механизм компенсирует угол наклона до 9°. В качестве опции предусмотрен механизм сдвига рамы. Маневренность погрузчика об согласованно передними и задними колесами еспечена тремя режимами рулевого управления – передними колесами, и диагональным ходом.
Специализирующаяся на телескопических погрузчиках строительного и сельскохозяйственного назначения итальянская фирма Merlo поставляет модельный ряд, включающий более 40 базовых моделей, объединенных в три серии – Compacts, Panoramic и Roto. В серию Compacts входят 8 компактных моделей г/п 2,6 и 3,2 т с высотой подъема 6,4 и 8,2 м. Габаритная ширина и высота – по 2000 мм, а также трехрежимное рулевое управление позволяют погрузчикам легко маневрировать и работать в стесненных условиях. В отличие от компактных погрузчиков JCB они скомпонованы по «полноразмерной» схеме – с центральным расположением стрелы, с двигателем между правыми, а кабиной – между левыми колесами.
В серию Panoramic входят двадцать четыре модели г/п от 3,4 до 10 т и с высотой подъема от 7 до 17,76 м. В категории г/п 3,4 и 3,6 т и высоты подъема 7 и 10 м модели 34 и 36 выпускают в нескольких модификациях. Модель 36 поставляют укомплектованной системами выравнивания и сдвига рамы, для «34-й» возможна комплектация с жестко фиксированным передним мостом. Механизм выравнивания рамы включает не один, как у конкурентов, а два симметрично установленных гидроцилиндра, обеспечивающих горизонтальное положение на уклоне до 10º. Этот механизм можно дополнить активной гидропневматической подвеской EAS, состоящей из двух гидроазотных аккумуляторов, подключаемых к гидроцилиндрам выравнивания рамы, управляющей микропроцессорной системы и соответствующих электроцепей и РВД.
Механизм смещения рамы side-shift, состоящий из диагонально установленного между передним мостом и рамой гидроцилиндра, может отклонять оконечность стрелы во фронтальной плоскости на 190 мм у 7-метрового погрузчика и на 265 мм у 10-метрового. Рабочий гидропривод можно расширить системой стабилизации стрелы BSS с гидроазотным аккумулятором, подключенным к контуру гидроцилиндра подъема стрелы. Системы EAS и BSS на одну машину не монтируют.
В размерную группу грузоподъемностью 3,8 т и высотой подъема от 11,5 до 13,5 м входят 37-я и 38-я модели нескольких модификаций с трехсекционной стрелой. Так, базовая комплектация моделей Р 37.12 и Р 37.12 Plus включает механизм выравнивания рамы, а для всех модификаций Р 38 предусмотрены еще и опоры. В число опций также входит механизм сдвига рамы, системы EAS и BSS. Следующая 40-я модель в четырех модификациях отличается двухсекционной стрелой, г/п 4 т и высотой подъема 8,24 м (Р 40.8 и P 40.8 Plus) и 9,07 м (P 40.9 и P 40.9 Plus).
Наиболее крупное шасси имеют четыре модели: Р 45.18 НМ (грузоподъемность 4,5 т, высота подъема 17,8 м) с четырехсекционной стрелой, Р 65.14 НМ (грузоподъемность 6,5 т, высота подъема 13,9 м) с трехсекционной стрелой, Р 80.9 НМ (грузоподъемность 8 т высота подъема 9,1 м) и Р 101.10 НМ ( г/п 10 т, высота подъема 9,8 м) с двухсекционными стрелами. Погрузчики оснащены шестицилиндровым двигателем мощностью 107 кВт с турбонаддувом и интеркулером, механизмами выравнивания и сдвига рамы, а также электронной системой MERlin. Эта система с бортовым компьютером контролирует все функции машины, выводит контрольные параметры на панель управления с жидкокристаллическим монитором, а также выполняет противоугонные функции.
В серии Panoramic есть модели, выделяющиеся из общего ряда комплектацией или конструктивно. Мощный «телескоп» модели Р 55.9 CS массой 10 320 кг и мощностью 103 кВт с двухсекционной стрелой обеспечивает г/п 5,5 т и высоту подъема 8,6 м. Эта машина предназначена для работ, требующих большой грузоподъемности и мобильности при сравнительно малых высотах подъема. Ее механизм выравнивания рамы состоит из одного гидроцилиндра, обеспечивающего горизонтальное положение на уклоне до 16º. Указанную модель не комплектуют опорами, механизмом сдвига рамы, системами EAS и BSS, зато в ее конструкции предусмотрена гидропневматическая подвеска кабины.
Модели Р 60.10 и Р 72.10 г/п 6,0 и 7,2 т и высотой подъема 9,55 м оснащены двухсекционной стрелой, механизмами выравнивания и сдвига рамы.
Недавно обновленная серия Roto представлена 38-й, 40-й, 45-й и 50-й моделями различных модификаций, г/п от 3,8 до 5 т и высотой подъема от 10 до 25 м, предназначенных главным образом для стационарной работы. Стрела и кабина установлены на поворотной платформе, придающей погрузчику сходство с колесным экскаватором. У погрузчика также – четыре опоры с независимым управлением. Моторный отсек расположен внизу, на шасси. Машина имеет трехрежимное рулевое управление.
Погрузчики комплектуют трех- и четырехсекционными стрелами, за исключением Roto 40.25 MCSS, который оснащен пятисекционной стрелой с высотой подъема 25 м. Модель Roto 45.21 MCTJ выполняет функции башенного крана. На оголовок четырехсекционной стрелы устанавливают горизонтально или соосно стреле решетчатый гусек с грузовой тележкой г/п до 800 кг. В транспортном положении гусек перевозят пристегнутым к стреле.
Еще одна компания, специализирующаяся на разработке и производстве «телескопов», – Manitou (Франция) – поставляет шесть серий строительных и две серии сельскохозяйственных погрузчиков. Серия МТ, включающая 10 моделей грузоподъемностью от 2 до 4,5 т и высотой подъема от 5 до 17 м предназначена для общестроительных работ. Погрузчики выполнены в соответствии с традициями индустрии – с боковой установкой двигателя и кабины, расположением стрелы продольной оси машины, трехрежимным рулевым управлением. Они укомплектованы двух-, трех- и четырехсекционными стрелами, а погрузчики с большой высотой подъема – также и опорами.
Серия компактных машин включает модели ВТ 420 и ВТ 425. Они предназначены для работы в стесненных условиях. Габаритные ширина 1,44 м и высота 1,98 м позволяют использовать эти модели при реконструкции зданий. Грузоподъемность погрузчиков 2 и 2,5 т, высота подъема 3,9 м. Плотно скомпонованные, с боковым расположением двигателя и кабины, они несут несколько смещенную вправо продольной оси двухсекционную стрелу. Колеса на передней оси – большего размера, управляемая ось – задняя, что придает моделям сходство с вилочным погрузчиком.
Серия MRT включает семь моделей погрузчиков с поворотной платформой грузоподъемностью от 3,2 до 4 т и высотой подъема от 14 до 25 м. На поворотной платформе установлена кабина и в зависимости от модели трех- или четырехсекционная стрела. На шасси – моторный отсек и две пары откидных или выдвижных опор. Модель MRT 2440 EPS M Series снабжена гидравлическим гуськом коробчатого сечения, который позволяет проносить груз сквозь проем в стене здания или даже через балкон и аккуратно укладывать его на пол, либо ставить груз почти на 2 м ниже уровня стоянки погрузчика.
Оригинальные трехколесные погрузчики серии Twisco перевозят в прицепе легкого грузового автомобиля типа «Газель». Миниатюрные модели SLT 415, SLT 415 B, SLT 420 B грузоподъемностью 1,4; 1,5; и 2 т соответственно, с высотой подъема 3,88...4 м оснащены двухсекционной стрелой и остекленной, вместительной кабиной, но без двери. У них полный гидростатический привод, управляемое заднее колесо. Механизм быстрой смены позволяет работать со шлейфом навесного оборудования погрузчиков с бортовым поворотом. По заказу машину оснащают оборудованием для подключения гидрофицированной навески.
Серия MVT служит для обработки тяжелых грузов при относительно небольшой высоте подъема на открытых складах и промышленных предприятиях со сложными дорожными условиями. Модели MVT 665 T и MVT 675 T г/п 6,5 и 7,5 т, высотой подъема 6 м и массой 11 400 и 12 100 кг оснащены двухсекционной стрелой, крупноразмерными колесами, полным гидростатическим приводом, трехрежимным рулевым управлением, турбированным двигателем Perkins мощностью 78 кВт. Проходимость также обеспечивает короткая для «телескопов» колесная база – 2500 мм, большой дорожный просвет (490 мм под днищем, 400 мм под мостами) и угол съезда 28º. Модель MVT 628 Turbo почти вдвое легче – ее масса 5600 кг, быстрее – скорость 33 км/ч против 25 км/ч у тяжелых моделей, обладает грузоподъемностью 2,8 т и высотой подъема 6,3 м. Для обеспечения устойчивости колесная база удлинена до 2750 мм.
Для очень тяжелой работы в портах, в карьерах или, например, чтобы снять/поставить колесо самосвала, гидроцилиндр экскаватора, предназначена серия MHT (Maniscopic Heavy-Duty Telescopic) – модели МНТ 860, MHT 10120 L Turbo, МНТ 7140 Turbo и MHT 10160 L Turbo г/п 6, 12, 14 и 16 т и высотой подъема 7...10 м, а также представленный на CONEXPO 2008 гигант МНТ 10210 L Turbo грузоподъемностью 21 т и высотой подъема до 10 м.
Телескопические погрузчики Bobcat выпускает завод компании в Поншато (Франция). Линейка машин состоит из 9 моделей: компактных Т2250, Т2556 и Т2566 грузоподъемностью 2,2...2,5 т, габариты которых позволяют въезжать в ворота 2 х 2,2 м; Т3571 и Т3571L (с устройством выравнивания рамы) с высотой подъема до 7 м и грузоподъемностью 3,5 т; Т35120L и T35120SL (с опорами) с высотой подъема 12 м и грузоподъемностью 3,5 и 4 т; «старшие» модели Т40140 и Т40170 г/п 4 т и высотой подъема 14 и 17 м в базовой комплектации оснащены опорами.
На «младших» моделях Т2556–Т3571L установлена двухсекционная стрела с гидравлическим механизмом телескопирования. На «старших» – трехсекционная, а на Т40170 – четырехсекционная, механизм телескопирования которых состоит из гидроцилиндра и двух цепных передач – на выдвижение и втягивание. К другим «фамильным» чертам погрузчиков Bobcat относится сварная несущая рама коробчатого сечения, или «монокок», как ее называют в компании, и гидростатическая трансмиссия.
В качестве основных опций, кроме опор, предлагают механизм выравнивания рамы, параллелограммный механизм сдвига рамы, а также набор электронных систем безопасности, блокирующих выдвижение стрелы и подъем опор. Для «телескопов» также разработана широкая гамма навесного оборудования как компанией Bobcat, так и иными производителями.
Таким образом, клиент может выбирать подходящую модель в зависимости от стоящих задач и личных предпочтений. Немаловажным, а может быть, и решающим фактором выбора будет наличие поблизости сервис-центра, квалификация и оперативность его персонала, сроки поставки запчастей.


Новый телескопический погрузчик «Амкодор»
ОАО «Амкодор» начало работать над созданием собственного телескопического погрузчика несколько лет назад. В 2006 г. впервые в СНГ на белорусском предприятии был изготовлен «телескоп» Амкодор 527 грузоподъемностью 2,5 т и высотой позгрузки до 7 м. При проектировании машины использовался опыт ведущих мировых производителей: JCB, Mustang, Manitou, Terex Lifting. Погрузчик создан на базе специального самоходного шасси собственного производства с гидрообъемной трансмиссией, со всеми ведущими колесами и управляемым задним мостом. В качестве силовой установки используется четырехцилиндровый дизельный двигатель Д-245 мощностью 73,5 кВт с турбонаддувом. Потребительские качества погрузчика улучшены благодаря применению гидрообъемной трансмиссии с программным обеспечением на базе регулируемых гидромашин фирмы SAUER-DANFOSS. Гидрообъемная трансмиссия сама регулирует скоростные режимы, снижая расход топлива и сокращая рабочий цикл машины. Стрела погрузчика изготовлена по специальной технологии сгиба толстого листа. Погрузчик может комплектоваться набором сменных рабочих органов: тремя различными ковшами; захватами для одного и четырех рулонов; вилами грузовыми для сенажа с захватом и универсальными с захватом; захватом для четырех рулонов. Максимальный радиус поворота погрузчика до 6 м гарантирует удобное маневрирование даже в стесненных условиях стройплощадок. К его достоинствам следует также отнести малые габаритные размеры: ширина 2,35 м и высота 2,85 м.
В середине 2008 г. предприятие планирует начать выпуск еще одной модели Амкодор 536 грузоподъемностью 4 т и высотой погрузки 11 м. При его проектировании конструкторы решили еще больше сосредоточиться на функциональных возможностях, комфорте и безопасности. Оба ведущих управляемых моста увеличивают маневренность погрузчика. Машина оснащена передними аутригерами и компенсационным устройством, выравнивающим ее при работе с грузом на поперечных уклонах до 10° Выравнивание рабочего оборудования в горизонтальной плоскости придает устойчивость погрузчику и предохраняет его от опрокидывания при подъеме груза на большую высоту. Электрогидравлическое управление рабочими операциями осуществляется с помощью многофункционального рычага – джойстика. Комфортабельная кабина снабжена стандартным набором контрольных приборов, включая индикатор безопасности груза. При поднятой стреле управление аутригерами блокируется, что предотвращает их случайное выключение при операциях с грузом. Ряд инженерных решений, таких как комфортабельная кабина с системами ROPS/FOPS, обеспечивающими безопасность оператора в соответствии с требованиями европейских стандартов и значительно снижающими его утомляемость. Круговой обзор, система безопасности, не только предупреждающая оператора о перегрузке машины, но и блокирующая все системы при достижении критических нагрузок, система выравнивания рамы погрузчика при работе на уклоне, блокировка заднего моста, гидростатический привод, конструкция стрелы, внутри которой смонтированы все гидроцилиндры и гидролинии, конструкция передних выносных опор, не увеличивающих максимальную ширину машины в рабочем положении и не сокращающих обзор из кабины оператора в транспортном положении, транспортная скорость до 30 км/ч, высокий клиренс при низком центре тяжести – все это вселяет уверенность, что новый телескопический погрузчик займет достойное место среди выпускающихся аналогов на рынке стран СНГ.

Краткие технические характеристики погрузчиков Амкодор с телескопической стрелой

Марка телескопического погрузчикаАмкодор 527Амкодор 536
Ширина по колесам, мм23352372
Эксплуатационная масса, т8,4511,6 (с вилами)
Максимальная грузоподъемность с вилами, кг 25004000
Максимальная грузоподъемность при полном вылете стрелы, кг500500
Высота подъема, мм681510630
Эксплуатационная мощность, кВт73,581
Вместимость съемного ковша, м31,21,3