компании из статьи

СеМАТ 2005. В фокусе – промышленный транспорт

Продолжаем публикацию обзора новинок напольного транспорта,представленных на крупнейшей международной выставке по интралогистике CeMAT 2005 (11–15 октября 2005 г., Ганновер, Германия). Начало в «СиТ» № 11/2005.

130 миллионов долларов на Hystеr FortensТМ

Именно такую сумму инвестировала фирма Hystеr в новое поколение газовых и дизельных погрузчиков FortensТМ г/п до 3,5 т. Благодаря этим самым крупным в истории концерна инвестициям ему удалось сделать технически качественный скачок в создании новой продукции. Фирма Zeppelin Baumaschinen GmbH, эксклюзивный торговый представитель фирмы Hyster, впервые продемонстрировала на СеМАТ оборудование новой марки. Особенность моделей Fortens состоит в «умном», управляемом с помощью электроники преобразователе, который обладает свойствами гидростатического привода, т. е. уже в диапазоне низких оборотов мотор сразу же «выдает» большой крутящий момент. В новой технике соединены преимущества гидродинамической и гидростатической трансмиссий без их недостатков. Конкретным результатом этого подхода являются меньшая закупочная цена машин, снижение расходов на обслуживание, более уверенное и плавное движение и хорошее распределение мощности.

Общая философия Hystеr и Zeppelin успешно объединила в себе два подхода к технике: один заключается в производстве высококачественной продукции, другой – в концентрации усилий на продаже и сервисе. Это как раз то, что нужно специалистам по логистике для экономичного и эффективного применения оборудования.

На своей площадке Zeppelin продемонстрировала и еще две новинки от Hyster – ярко-красный контейнерный погрузчик-ричстакер модели 48-16 (см. обложку) и опытный образец высотного узкопроходного электроштабелера для трехсторонней обработки грузов.

В программу новых ричстакеров серии RS вошли следующие модели:

• RS 45-27 CH – контейнерный погрузчик для обработки грузов массой до 45 т в первом ряду контейнеров и грузов массой 27 т – во втором ряду;

• RS 46-35 IH – интермодальный погрузчик для обработки контейнеров и полуприцепов массой до 35 т во втором ряду контейнеров;

• RS 46-38/44S CH – контейнерный погрузчик для обработки грузов массой до 46 т в первом ряду контейнеров и грузов массой 38 т – во втором ряду или при использовании разработанного Hyster стабилизатора – грузов массой 44 т во втором ряду контейнеров и минимум 30 т в третьем ряду;

• RS 46-35/40S IH – интермодальный погрузчик для обработки прицепов массой до 35 т во втором ряду, 40 т во втором ряду (при использовании стабилизатора Hyster) и как минимум 27 т в третьем ряду, а также для обработки ж.-д. контейнеров при высоте центра тяжести 5...6 м массой от 32 до 36 т во втором ряду.

Теперь общий модельный ряд ричстакеров Hyster представлен десятью моделями, каждая из которых может быть оборудована устройством для перегрузки контейнеров или интермодальным устройством (для обработки автомобильных и других прицепов). Ричстакеры Hyster являются самыми компактными машинами в своем классе и сочетают в себе высокую производительность с отличной маневренностью, обеспечивая большую производительность по сравнению с моделями-аналогами.

Удачный альянс Genkinger-Hubtex и MLR System

Компания MLR System GmbH, специализирующаяся на разработке автоматических транспортных систем, в кооперации с изготовителем напольного транспортного оборудования фирмой Genkinger-Hubtex GmbН создала из модулей стандартного транспортного оборудования новую серию автоматизированных устройств, работающих без водителя. Базой новинок является стандартный вилочный самоходный электроштабелер с поворотной рукояткой. Привод и мачта сконструированы таким образом, что столь необходимые для автоматизации компоненты, как, например, сканеры штрих-кода, различные датчики и элементы управления, можно встроить в них без особого труда. Эксплуатационник может также самостоятельно выбрать тип навигации: в стандартном исполнении автоматические транспортные устройства снабжены лазерной навигационной системой, которая позволяет менять траекторию движения в течение короткого отрезка времени и с небольшими затратами, но по заказу их поставляют и с магнитной системой навигации. Связь с управляющей системой осуществляется с помощью широкополосной радиосвязи.

Управлять грузозахватными органами можно как вручную с помощью поворотной рукоятки, так и в автоматическом режиме через датчики, размещенные на мачте. Автоматизированный электроштабелер, получивший название RH-1,2Lr, очень компактен, хотя его длина 2000 мм, а ширина 880 мм (колесная база – 1321 мм). Он может перевозить грузы массой до 1200 кг со скоростью 1,67 м/с. Стандартная высота подъема составляет 1600 мм. Электроштабелеры с другой высотой подъема, других классов грузоподъемности или другими грузозахватными средствами (например, рольганг с приводом вместо вил) поставляют по заказу.

Автоматизированные тележки Jungheinrich

О новинках Jungheinrich мы подробно писали в предыдущих номерах журнала, однако, говоря о технике этой компании, в очередной раз нельзя не упомянуть о вилочном электропогрузчике EFG D30 с поворотной кабиной, который появился в результате развития концептуального решения Future Truck, представленного фирмой в 2000 г. Аналогов этой машине до сих пор нет, несмотря на то, что все интересные технические решения очень быстро осваивает большинство производителей. Модель создана на базе электропогрузчика 4-й серии EFG 430 г/п 3000 кг и отличается от аналогов в основном поворотной кабиной, которая с помощью системы управления Multipilot может разворачиваться на 30° влево и на 180° вправо. Сразу после приема груза водитель может немедленно отъезжать, одновременно поворачивая кабину на угол до 90°. Это положение дает на коротких и средних участках движения достаточно хороший задний обзор трассы (примерно такой же, как на ричтраке). При перевозках на длинные дистанции водитель может развернуть кабину на угол до 180° (это возможно только при неподвижном положении вилочного захвата). При посадке-высадке из кабины рекомендуется использовать угол 45°. Автоматически устанавливать выбранный угол водителю помогает система памяти. Погрузчик весит менее 5100 кг и может развивать скорость до 20 км/ч, отличается максимальными значениями ускорения при движении и подъеме груза. Скорости подъема с грузом и без груза составляют соответственно около 0,5 и 0,67 м/с. Между этими значениями располагаются скорости опускания – 0,56 и 0,57 м/с (с грузом и без груза).

Еще одной интересной новинкой стало второе поколение автоматической системы DIS-2 (Drive-In-System) типа «шаттл» для обработки грузов на проходных или глубинных стеллажах. Конструктивно она отличается от подобных устройств ВТ и Still и представляет собой вилочную электротележку г/п до 1000 кг, движущуюся вдоль яруса стеллажей и заполняющую их поддонами с грузом. Доставка тележки на ярус осуществляется с помощью, например, штабелера ETV H 320ac. Каждая тележка оснащена автономной аккумуляторной батареей (АКБ), которая позволяет бесперебойно работать 8...10 ч. Заряжают АКБ от электросети напряжением 230 В. Управляют тележками DIS-2 с помощью дистанционного пульта по радио.

OM-Pimespo меняет дизайн

Фронтальные вилочные погрузчики разных компаний в целом внешне очень похожи друг на друга в отличие, например, от легковых автомашин. То, что узнаваемость – одно из очень важных потребительских качеств техники, первым понял концерн Linde и решил радикально нарушить общее правило, выпустив модели с необычным, а потому и очень запоминающимся дизайном – оранжево-серые электропогрузчики RX Still и ярко-красную дизельную серию 39X Linde. Закономерно, что следующей фирмой, кардинально изменившей «боевой окрас» своих моделей, стала OM-Pimespo, третья компания, входящая в сегмент концерна, выпускающий подъемно-транспортное оборудование для склада. Необычный дизайн дизельных погрузчиков новой серии ХD40/ XD50/ XD80/ XD100, наверное, это было первым, что привлекало посетителей к стенду этого итальянского производителя. Повышенной комфортности кабина погрузчиков полностью подрессорена, уровень вибрации и шума снижены до минимума с помощью Full Sus pended Cab System (F.S.C.) в комбинации с системой акустической изоляции.

Для удобcтва управления рычаги гидравлики размещены рядом с сиденьем МSG 20. Расположение педалей такое же, как в легковом автомобиле. Условия обзора оптимизированы. Наивысшая стабильность шасси и увеличенное сопротивление на скручивание достигнуты методом предельных деформаций (FEM) и реализованы за счет соответствующей формы и двойных сварных швов. Модульная конструкция облегчает доступ к точкам обслуживания. Новые погрузчики XD оснащены дизелями серии NEF фирмы IVECO (мощность 60 кВт при 2200 мин-1, крутящий момент 320 Н·м при 1400 мин-1), соответствующими требованиям уровня II норматива 97/68/ЕG.

Модели серии XD также оборудованы новой гидродинамической передачей, дисковыми маслопогружными тормозами и применяются преимущественно на перегрузочных работах, а также для транспортировки грузов на большие расстояния.
Работаем без вибрации

Только в странах Евросоюза около 7,5 млн. рабочих трудятся в условиях воздействия на них вибрации, что может нанести вред здоровью – от неврологических отклонений и нарушений кровеносной системы до хронических заболеваний. Еще три года назад ЕС для защиты граждан этой категории утвердил предписание 2002/44/ЕG, в статье 3 которого было точно установлено, какому максимальному «суммарному объему» колебаний может ежедневно подвергаться человек и какие последствия могут быть, если эти требования не соблюдаются. Замысел создателей нормативов заключался прежде всего в том, чтобы этот персонал пользовался более безопасным и производительным рабочим инструментом. В наступающем году предписание будет учитываться в национальных нормах всех стран Евросоюза, а к 2011 г. вступит в силу без всяких исключений.

Новые нормативы, которые готовится принять ЕС, предписывают очень жесткие ограничения общего уровня вибрации. Впрочем, продукция известного немецкого производителя сидений для погрузчиков и экскаваторов фирмы Grammer AG уже сейчас вполне отвечает этим требованиям. По оценкам специалистов, новым нормам лучше всего соответствуют новые сиденья Primo М и Primo X, разработанные специально для компактных дорожных машин и вилочных погрузчиков (на Primo X задан новый стандарт для низких пневморессор). Расположение и форма регулировочных рукояток у этих новинок следуют интуитивно понятной водителю логике.

Автоматизированный ричтрак и другие новинки от Still

Немецкая компания Still, помимо электропогрузчиков RX20 (трехопорных), RX60 (четырехопорных), «поводковой» электротележки EXU, погрузчика во взрывозащищенном исполнении и целого ряда других новинок, показала на СеМАТ ряд несколько необычных для себя устройств. Настоящей визитной карточкой компании стал полностью автоматизированный электроштабелер FM14i с выдвижной мачтой (ричтрак). Возможности системы, разработанной специалистами Still и имеющей модульную конструкцию, очень широки – от автоматизации любых транспортных операций до организации собственного склада. Ее можно применять на любых погрузочных устройствах без подгонки инфраструктуры, поскольку не требуется использование рефлекторных меток, навигационной системы и т. п.

Впервые системы автоматизации компания Still применила на моделях МХ-Х. После СеМАТ соответствующие модули будут поставлять заказчикам непосредственно с завода-изготовителя. Программное и аппаратное обеспечение при этом может быть реализовано на всех функциональных группах модульной конструкции.

Например, пульт управления, привод движения, гидравлика и рулевое управление снабжены собственными модулями управления, которые соединены через современную электронную шину. Поскольку для разных складов требуются разные решения, Still реализовала на выставке сразу две возможности, представив помимо модели FM14i автоматизированный узкопроходный штабелер МХ-Х для трехсторонней обработки грузов. Однако на этом эксперименты Still в области автоматизации не закончились: компания продемонстрировала на СеМАТ еще одну новинку – систему радиоуправляемых тележек- «шаттлов» Pallet Runner для обслуживания глубинных стеллажных систем.

Наряду с многочисленными вариантами автоматизации Still, как и прежде, делает особую ставку на дизель-электрический привод. Правильность такого подхода в период резкого роста цен на топливо подтверждают и те большие усилия, которые делают в том же направлении различные автомобилестроительные компании.

ВТ: «два в одном»

К самому открытию СеМAТ шведская компания ВТ выпустила усовершенствованную серию комплектовочного оборудования Opus, созданную для особых случаев применения. Различные варианты моделей серии предназначены для всех возможных вариантов использования. Надежность и производительность, которая обеспечивается легким и точным управлением, сочетаются с исключительными ходовыми качествами этих машин. Успешное взаимодействие водителя и машины, эффективность и безопасность управления обеспечивает новая система управления Е-man. Поворотной мини-рукояткой с усилителем можно управлять одной рукой, а сконструирована она таким образом, что никогда не выступает за габариты транспортного оборудования. Поворот рукоятки на 60° обеспечивает разворот управляемых колес на 100°.

Все модели ВТ Opus оборудованы системой ВТ Powerdrive, дающей значительные преимущества в управлении. Кабель CANBUS соединяет мощный шунтовый мотор с центральным блоком, который контролирует и регулирует все параметры мощности оборудования. Ускорение и максимальная скорость в минимальной степени зависят от массы груза.

ВТ представила и другие новинки, среди них – очень компактный трехколесный электропогрузчик C3E100R-150R (г/п 1,0; 1,25 и 1,5 т) и электротележку для комплектования заказов с подъемником ножничного типа.

Штабелируем без поддонов

Роликовые вилы – довольно необычное решение для подъема грузов – предложила фирма Griptech. С их помощью упакованные изделия можно перегружать без поддона. Поддоны широко используют и при перевозке автомобильным транспортом, и в универсальных контейнерах, но они являются достаточно затратной частью перевозок, так как требуют возврата и занимают место в транспортном средстве. Для формирования «бесподдонной» пакетной отправки (slip-sheets) до сих пор применяли только сложное устройство типа push-pull. Благодаря внедрению роликовых вил, по мнению изготовителя, применение упаковки slip-sheets значительно увеличится. Мешки, картонные коробки и другие виды упаковки теперь можно устанавливать на простые листы из пластика или картона. Предлагаемые роликовые вилы без труда подводят под такой пакет и транспортируют его, а для внутреннего складирования товар вместе с листом можно установить на специальный поддон с небольшими входными отверстиями под роликовые вилы. Для перевозок на дальние расстояния на грузовых автомобилях или в контейнерах груз снимают с модифицированного поддона – его можно использовать впоследствии.

Конструкция новинки проста и не требует дополнительной гидравлики. Вилы оснащены двумя рядами роликов, причем верхние и нижние ролики вращаются противоположно, таким образом при въезде под гpуз вилы «затягивают» его на себя. Устройство может захватывать и обычные поддоны.

Аккумуляторы Liberator: обслуживание минимальное

Стенд концерна Exide Technologies, известного производителя АКБ и систем электропитания, был традиционно большим и по площади (около 400 м2), и по числу постоянно работающих на нем сотрудников компании – 100 человек. За время работы СеМАТ концерн анонсировал и продемонстрировал ряд новых интересных продуктов. Первой и самой яркой новинкой стали, безусловно, малообслуживаемые АКБ Liberator для погрузочной техники с электроприводом. Данная серия может поставляться в трех вариантах – Silver, Gold и Platinum. АКБ Liberator Silver отличаются приемлемой стоимостью и небольшим интервалом обслуживания (долива воды) – 70 циклов. В АКБ Liberator Gold объем воды над пластинами увеличен, вследствие чего интервал между операциями долива воды у них повышен до 200 циклов, т. е. 1...2 раза в год при работе средней интенсивности. Концепция Liberator Platinum более сложная. Она подразумевает полностью необслуживаемые АКБ при наличии сервисного контракта с поставщиком.

Еще одним событием в Exide Technologies стало обновление модельного ряда зарядных устройств. Помимо нового названия и несколько измененного дизайна для них разработаны современные конструктивные решения и обновленный алгоритм заряда. На выставке были представлены и уже известные потребителям батареи ECSM с отрицательными пластинами на медной решетке, предназначенные для тяжелых режимов работы. Как и классические тяговые АКБ, их будут поставлять под торговой маркой Classic.

Захваты для рулонов бумаги

В сегменте промышленной продукции поворотных рычажных захватов фирма Hans H. Meyer GmbH демонстрирует новую серию устройств, названную «поколение F». Захваты представляют собой комбинацию длинного и короткого рычагов и могут принимать один или два рулона разного диаметра в вертикальном или горизонтальном положении. Новое поколение захватов оборудовано бесступенчатым механизмом поворота на 360°. За счет оптимизации кинематики увеличено усилие зажима при прежнем давлении в гидросистеме. Узкие рычаги захвата позволяют осуществлять захват точно и без повреждения груза. Благодаря уменьшению собственной массы и размеров захваты рулонов бумаги обеспечивают оптимальное использование грузоподъемности вилочного погрузчика. Для поверхности захвата Меуеr предлагает разные покрытия. Нижний и верхний захваты выполняются как цельными, так из отдельных частей. Захваты сменные: их можно заменять и целиком, и по частям. Цилиндры дополнительно снабжены небольшими присоединительными патрубками, через которые может осуществляться точный контроль давления захвата. Поставляются исполнения с жестким или подвижным коротким рычагом для рулонов небольшого диаметра.

Чтобы не обронить холодильник...

Погрузчики часто используют для перегрузки не только паллет и рулонов, но и штучных крупногабаритных грузов прямоугольной формы в картонной упаковке – холодильников, стиральных машин, посудомоечных машин и т. п. Эта продукция требует особенно деликатного обращения, поэтому для нее применяют специальные плоские захваты с большой поверхностью.

Давление на них регулировать довольно сложно: если оно слишком малo, груз может выскользнуть и упасть на пол, если слишком велико – возникает опасность повредить его. Итальянская компания Bolzoni Auramo, чтобы избежать таких неприятных ситуаций, оснастила свои захваты специальными датчиками движения. Они имеют форму шарика и встроены во внутреннюю поверхность захвата таким образом, что слегка соприкасаются с грузом. При выскальзывании из захвата груз двигается вниз, вращая шарик.

При этом давление на захват автоматически увеличивается до тех пор, пока движение груза не прекратится. Bolzoni Auramo является одним из ведущих производителей захватов всех типов, ее продукция достаточно хорошо известна и в нашей стране.

(Окончание следует)

Публикацию подготовил В. Антонов