Путешествие на улицу Crown
Небольшой городок Родинг трудно найти на карте Германии. Он расположен на берегу «прекрасного голубого» Дуная вблизи крупного областного центра Регенсбурга и, на первый взгляд, ничем особым не выделяется среди других маленьких уютных баварских местечек. Однако многим европейским специалистам по логистике это название хорошо известно – именно здесь находится один из заводов ведущего мирового производителя напольного транспорта, а улицу, на которой он расположен, здесь так и называют – улица Crown. В сентябре этого года мне посчастливилось побывать на этом крупнейшем, единственном в Европе предприятии Crown вместе с делегацией его российского дилера – компании «ТФН» и ее партнерами.
Семейный бизнес – основа компании
Компания Crown Equipment Сorporation возникла как семейное предприятие братьев Дик – Карла и Аллена (Carl H. Dicke, Allen A. Dicke). Несмотря на экономические проблемы последних лет, которые в ряде случаев привели к поглощению многих небольших фирм более крупными, компания сохранила самостоятельность. До настоящего момента Crown остается единственной семейной фирмой среди мировых лидеров по производству промышленного транспорта и возглавляется прямыми потомками ее основателей. Преимущества такой организации бизнеса для руководства Crown очевидны – ее политика в сфере подъемно-транспортного оборудования вот уже около 50 лет развивается по единому плану и не зависит от изменений в составе собственников, как это зачастую бывает в акционерных обществах.
Crown образована в 1945 г. в Нью-Бремене (шт. Огайо, США), но к производству подъемно-транспортного оборудования для обработки грузов на складах она приступила лишь в 1957 г. На сегодняшний день компания насчитывает шесть производственных предприятий в Соединенных Штатах – в Нью-Бремене (New Bremen, шт. Огайо), Гринкастле (Greencastle, шт. Индиана), Кинстоне (Kinston, шт. Северная Каролина), Селине (Celina, шт. Огайо), Форт Лорами (Fort Loramie, шт. Огайо), Нью-Ноксвилле (New Knoxville, шт. Огайо), а также по одному заводу в Сиднее (Sydney, с 1966 г., Австралия), Гэлуэе (Galway, с 1968 г., Ирландия), Родинге (Roding, 1986 г., Германия) и Куэретаро (Queretaro, 1973 г., Мексика). В общей сложности на североамериканских предприятиях компании работают 4,5 тыс. человек и выпускается 40 тыс. ед. погрузочной техники в год.
Компоненты техники Crown |
Производства в США и других странах имеют достаточно узкую специализацию. Так, завод в Гринкастле выпускает трех- и четырехопорные противовесные погрузчики SС и FC, а также подъемники Wave. Фабрики в Нью-Ноксвилле и в Форт Лорами изготавливают отдельные компоненты машин. Завод в Кинстоне производит специфическую модель – переходную между двумя типами электротележек GPC и WPS, которая не продается в Европе, а поступает только на американский рынок. Основные модели фабрики в Гэлуэе – ручная гидравлическая тележка и электротележки для комплектования заказов на нижних ярусах стеллажей.
Компания, несмотря на растущую популярность оборудования марки Crown за пределами североамериканского континента, продолжает расширять свое присутствие в других регионах мира. Это заставляет делать сама жизнь. В последние годы в результате экспансии в Европу продукции азиатского производства объемы выпуска гидравлических тележек в Гэлуэе снизились со 100 тыс. до 60 тыс. ед., в результате чего руководство Crown пришло к решению построить к концу 2006 г. новый завод в Китае по выпуску популярных «рокл».
На улице Crown
Европейский завод Crown в Родинге размещается на территории 25 тыс. м2 (15 тыс. м2 – производственные площади) и выпускает 10 тыс. ед. оборудования в год при штате всего 350 человек. Это существенно меньше объемов производства компании в Штатах, но и техника, которую здесь изготавливают, несколько проще по конструкции. Основных видов машин, которые здесь производят, три – это ричтрак ESR, самоходная ведомая электротележка WP и тележка GPC для комплектования заказов с нижних уровней.
Рассказывает Рейнхард Бар, директор завода Crown в Родинге |
Ричтраки серии ESR 4500 – главный предмет бизнеса компании. На повышение качества и надежности именно этих машин направлены основные усилия специалистов Crown. Согласно оценкам многих компетентных экспертов, ричтраки Crown – лучшие модели в отрасли. Они оснащены системой питания переменного тока, тормозами на всех колесах, бортовой системой самодиагностики, цельным шасси, очень жесткими мачтой и кареткой. Модели отличаются улучшенным обзором и комфортом для оператора. Все модели серии ESR 4500 (грузоподъемность до 2 т), производимые на заводе в Родинге, предназначены для продаж в Европе и в отличие от выпущенных в Штатах моделей RR и RD оснащены не пантографной системой выдвижения каретки, а более привычной европейской выдвижной мачтой.
ESR имеют мощнейшие двигатели гидросистемы в 11,9 кВт и отличаются особо прочной конструкцией. Корпусу машины толщиной 14 мм, подвергнутому поверхностной пескоструйной обработке, не страшны любые удары и падение грузов с большой высоты. Разумеется, «любимое дитя» требует к себе особого внимания. Не имея возможности остановиться подробно на всех «ноу-хау», использованных в машинах, отметим только, что лишь в этом году в стандартную комплектацию внедрены такие инновации, как поворот на 180° и 360° (полноповоротное колесо), джойстик (стандарт для «холодного» исполнения), усовершенствованы преселектор высоты и селектор уровня. Общий объем выпуска ричтраков Crown всех типов в настоящий момент составляет около 750 ед. в месяц.
На очередную операцию сборки тележка WP доставляется с помощью специально оборудованного штабелера. Время каждой операции – всего 11 минут |
В качестве опции ричраки оснащают уникальной квадрексной мачтой, разработанной специалистами Crown (она входит также в стандартную комплектацию для вилочных противовесных погрузчиков). Высота подъема мачты – до 7 м, она очень компактна в сложенном состоянии, а потому используется там, где от техники требуется минимальная строительная высота машины: на складах-холодильниках, в подвалах, трюме судов.
Электротележки WP 2300 – одни из популярнейших на европейском рынке. Crown выпускает две модели – WP 2300 и WP 2300S г/п 1,6 и 2,0 т с высотой подъема вил 130 мм. Они оснащены 24-вольтовой электронной системой управления, ходовым электродвигателем SEM, сервисной диагностикой и функцией программирования и отличаются отличной маневренностью. Значительный объем выпуска – 40 шт. в день (или 800 шт. в месяц) – потребовал максимальной механизации зоны производства. Для сборки этих тележек была создана специальная двухсменная сборочная система DFT на 10 рабочих мест, на каждом из которых работает один сборщик, выполняющий всего одну операцию. Каждому рабочему доставляют весь необходимый инструмент и компоненты для сборки, чтобы в течение технологического цикла ему не надо было покидать рабочее место. Весь цикл производства тележки занимает всего 11 минут: именно такое время требуется для того, чтобы тележка по специальному звуковому сигналу перешла на новый этап изготовления. Готовая тележка сразу поступает в испытательную зону и затем в зону отгрузки.
Низкоуровневый сборщик заказов GPC – особая модель, которую выпускает только компания Crown. Семейство GPС включает широкий ряд моделей: с независимым подъемом вил для одной паллеты, с ножничным подъемом вил для двух паллет, с подъемной платформой для комплектации заказов со второго яруса стеллажей, модели для транспортировки прицепов. Спрос на них меняется от 40...50 до 160 шт. в месяц.
Сборка электронных компонентов ричтрака |
Завод постоянно совершенствует свою продукцию, осваивает новые модели. Среди последних – легкий поводковый штабелер WF, который появился в 2005 г., но уже хорошо зарекомендовал себя и в Европе, и в России. Эту модель выпускают с обычной или с необслуживаемой батареей с загущенным электролитом (1200 циклов заряда-разряда) – хороший вариант для торговых фирм. Общее число всех штабелеров, выпускаемых в Родинге, – 120 в месяц, их них моделей серии WF – от 40 до 50 шт. в месяц.
Слагаемые успеха
Если самым первым ярким моим впечатлением от завода в Родинге был российский флаг, установленный у входа на предприятие, то вторым можно назвать... сильный шум от работающего оборудования: было очень сложно расслышать, что рассказывал наш «экскурсовод» и директор завода в Родинге Райнхард Бара (Reinhard Bahr) в механическом цехе, куда мы попали сразу же после небольшой лекции о предприятии.
Действительно, вся продукция завода в Родинге проходит полный технологический цикл, в котором задействована масса станков и оборудования. Crown в отличие от некоторых других компаний до 90% компонентов машин изготавливает собственными силами, за исключением электроники (контроллеры), некоторых двигателей и, конечно, быстроизнашивающихся деталей (сальников, подшипников, колес и роликов). Это позволяет избегать таких неприятностей, как зависимость от поставщика, колебания цен на рынке. Примером, подтверждающим правильность такого подхода, стало строительство 25 лет назад одного из заводов Crown. До этого электродвигатели закупались у такого гиганта индустрии, как General Elektric. Однако когда Crown попыталась обговорить возможность поставок моторов более высокого качества, GE ответил, что не может производить у себя столь специализированные узлы в таком малом количестве. Crown не стала искать других поставщиков и специально для производства электродвигателей построила предприятие в Нью-Ноксвилле.
Поверхностная обработка шасси |
Еще одна особенность производства – очень широкая унификация компонентов. Так, одна и та же запчасть может применяться на многих машинах, изготовленных компанией. Например, поворотную рукоятку (кстати, запатентованную Crown) можно применить на целой группе моделей – WP, GPС, WF и WE, один тип микропереключателей может стоять на 10 типах машин. Что касается контроллеров, то унификация здесь может быть yже, но тоже есть. Это позволяет рационально использовать склад запчастей и весьма удобно для клиента с большим парком машин.
Завод в Родинге располагает самым современным оборудованием – прессами, сварочными аппаратами, обрабатывающими центрами. Наличие собственного отлично отлаженного производства позволяет сделать самое главное – совмещать компоненты машин с большой точностью и идеально синхронизировать их работу. В результате такие очень важные для техники параметры, как производительность, скорость и энергопотребление, оказываются идеально сбалансированными.
Высокая надежность – важнейшая особенность техники Crown. Известно, что через 3...4 года стоимость машины снижается до 10...15% от первоначальной. Зная это, некоторые производители изначально закладывают такой жизненный цикл в конструкцию своей погрузочной техники. Идеология Crown, напротив, заключается в том, чтобы машина прослужила как можно дольше, несмотря на то, что это связано с дополнительными расходами. В результате усиления корпуса и шасси, например, ричтрак ESR получается килограммов на двести тяжелей аналогов, зато у него лучше тормозные характеристики, а серьезно повредить его металлические части невозможно. Падение стоимости такой машины с возрастом не столь значительно, и, наверное, поэтому техника Crown практически отсутствует в каталогах продавцов оборудования «секонд-хенд». Кстати, те погрузчики Crown, которые мы увидели в работе, в технологическом процессе на заводе, были далеко не новыми.
Унифицированная поворотная рукоятка, созданная инженерами Crown, используется на многих моделях компании |
Система испытаний на каждом этапе производства техники и ее компонентов позволяет обеспечить требуемые в Европе показатели качества. Кроме того, на заводе есть очень серьезный инженерный отдел, где работают примерно 300 высококвалифицированных специалистов, и свой испытательный центр. Производственных рабочих (примерно по пять человек ежегодно) компания предпочитает подготавливать сама, и процесс обучения занимает 3,5 года.
Каждая вновь создаваемая модель проходит испытания на наработку, отказ электроники, усталость шасси; тщательно проверяют ее сварные швы. Отдельные элементы конструкции, работающие с повышенными нагрузками, подвергают всем видам статических и динамических испытаний.
Вместо заключения
По роду профессиональной деятельности мне вот уже лет пять приходится много читать и писать о компаниях, занятых в сфере промышленного транспорта. О продукции Crown и самой компании, занимающей ведущие места в рейтингах, я слышал давно и очень сожалел, что эта марка осталась единственной из лучших брендов складского погрузочного оборудования, которая не была представлена на российском рынке. Лишь примерно год назад я увидел ее в экспозиции компании «ТФН» на московской выставке «Склад. Транспорт. Логистика». Конечно, тогда трудно было даже предположить, что мне доведется увидеть процесс изготовления этого оборудования. «Путешествие» по заводу в Родинге, откуда продукция Crown поступает и в Россию, еще раз подтвердило мое убеждение: общепризнанное мнение, что сегодня машины, созданные этой компанией, – одни из самых качественных и надежных в мире, полностью соответствует истине.