компании из статьи

Стиль и совершенство: новинки Still устанавливают рекорды экономичности

В. Антонов

В конце октября 2006 г. компания Still GmbH (Гамбург), ведущий поставщик подъемно-транспортного оборудования для интралогистики, представила на мировой рынок сразу две новинки: серию RХ 70 – первый дизельный вилочный погрузчик, оснащенный полноценным гибридным приводом, и серию моделей RХ 60, дополнивших ранее выпущенный ряд электропогрузчиков RХ 20...50.

Машины обеих серии интересны не только конструкцией, в которой воплощены лучшие инновационные решения компании последних лет, в том числе использованные при создании «концепт-кара» RXX, но и тем, что позволят владельцам сэкономить значительные средства, прежде всего за счет сокращения потребления энергоносителей.

RХ 70: 2,5 л топлива за час работы

RХ 70 стал первым в мире погрузчиком, оснащенным полноценным гибридным приводом. Работа над созданием этого силового агрегата, представляющего собой комбинацию двух разных типов двигателя, начата в компании давно. Еще 50 лет назад ее основатель Ханс Штилл (Hans Still) впервые применил в погрузчиках дизель-электрический привод, который сего­дня больше известен как гибридный. Новые RX 70 максимальной грузоподъемностью (г/п) 2,2; 2,5; 3,0 и 3,5 т, работающие на дизельном топливе или сжиженном газе (LPG), используют ту же технологию, что позволяет сделать эти машины самыми экономичными в своем классе. Испытания новой 2,5-тонной модели RX 70 согласно нормативам VDI 2198 показали, что за час работы (60 рабочих циклов), что соответствует перевалке примерно 120 т груза, она расходует всего 2,5 л топлива. Учитывая, что в среднем расход топлива обычного стандартного по­грузчика такой же грузоподъемности равен примерно 4,0 л/ч, экономия составляет 1,5 л/ч. Умножив эту цифру на годовой срок эксплуатации, получим весьма солидный выигрыш: по сравнению с аналогичной машиной с гидромуфтой (при одинаковом цикле работы) один RX 70 позволяет сэкономить 3 тыс. евро в год!

Гибридная система состоит из двигателя внутреннего сгорания (RX 70 оснащены теми же промышленными двигателями Volkswagen, что и погрузчики марки Linde), приводящего в движение генератор, интеллектуального блока управления и электродвигателя с большим к.п.д. Передача мощности осуществляется посред­ством магнитного поля, а потому не требует дополнительного механического устрой­ства. Таким образом, в гибридном приводе удалось полностью исключить трение и износ деталей, что снизило расход топлива и затраты на обслуживание. Привод, в котором отсутствует трансмиссия, позволяет RX 70 беспроблемно работать в самых сложных условиях эксплуатации – в холод или жару, при резких перепадах температур, в грязных, влажных или агрессивных средах. Помимо прочего это дало возможность более свободно компоновать агрегаты и узлы погрузчика и сделать его очень компактным и эргономичным.

На RX 70 кроме гибридного привода использованы еще два совершенно новых компонента, которые внесли свой вклад в низкий расход топлива. Первый – это специальный регулируемый гидравлический насос, который включается и снабжает систему гидравлическим маслом по мере необходимости, т. е. когда требуется задействовать функции мачты. Этот агрегат в отличие от традиционных для погрузчиков систем с постоянной циркуляцией масла расходует ровно столько энергии, сколько ему необходимо для работы, тем самым также обеспечивая машине высокую экономичность. Вторым компонентом является «интеллектуальная» система управления двигателем, которая позволяет оптимизировать частоту вращения двигателя (так же, как, например, пятая или шестая передача в автомашине) и таким образом обеспечить минимальный уровень энергопотребления.

Презентация новинок Still сопровождалась великолепным футуристическим шоу, которое смогли посмотреть сотни дилеров компании, журналистов и гостей. Его главным героем, которому удалось преодолеть все трудности и спасти экипаж космического крейсера Logistica 2, был, конечно же, погрузчик RX 70

RX 70 воплощает в себе новые стандарты экономичности. Основой для ее расчета в Европе и США является так называемая общая стоимость собственности (Total Cost of Ownership, TCO), которая включает в себя прямые расходы (стоимость приобретения погрузчика, пуска, наладки, транспортировки, создания запаса запчастей), косвенные расходы (организация обучения персонала, инфраструктура, реконструкция склада, интеграция новых структур, гарантия по приобретению) и затраты на эксплуатацию (топливо, смазка, резина, обслуживание, простои, зарядка аккумуляторных батарей (АКБ) и т. д.).

Этот показатель более полно отражает реальные затраты владельца техники, чем стоимость покупки. RX 70 в отношении ТСО, безусловно, самый экономичный погрузчик в своем классе во всем мире: как мы уже видели, аналогичные по­грузочные средства расходуют значительно больше топлива, а, например, такой статьи расходов, как затраты на оборудование для замены АКБ, у RX 60 попросту нет. Кроме того, конструкторы Still значительно улучшили концепцию обслуживания RХ 70 по сравнению с предшествующими моделями. Интервалы технического обслуживания увеличены: для двигателя (замена масла и фильтров) – с 500 до 1000 машино-ч, для гидравлики в связи со снижением давления масла в системе – с 3000 до 6000 машино-ч, для охлаждающей жидкости – с 3000 до 9000 машино-ч.

В результате чистая экономия на тех­обслуживание уже после 6000 машино-ч работы равна 805 евро. Усовершенствования конструкции снижают не только затраты на обслуживание, но и те отрицательные последствия для внутрилогистических процессов предприятия, которые влечет за собой простой оборудования. Уже через 5 лет (срок лизинга), по утверждению руководства Still, этот погрузчик становится дешевле любой другой аналогичной машины!

В ходе программы интенсивных испытаний модели RX 70 доказали свою пригодность к работе в самых сложных условиях. Хорошо защищенный от вредных воздей­ствий гибридный привод с большим тяговым усилием, радиаторы увеличенных размеров, необслуживаемые маслопогружные дисковые тормоза, качественная гидравлика обеспечивают им высокую надежность, делая особенно подходящими для эксплуатации в тяжелых условиях – в литейных цехах, на предприятиях по переработке бумажных отходов, в соляных шахтах и промышленности строительных материалов. Другие компоненты из спецификации RX 70 имеют те же особенности, которые отличали ее предшественника: водоне­проницаемые электрические соединения, ремни безопасности и блоки управления, установленные на демпфирующих элементах, – это только несколько примеров того, что было стандартом качества погрузчиков Still на протяжении многих лет.

Большое внимание конструкторы компании Still уделили и эргономичности новых машин. Кабина RХ 70 выполнена особенно комфортно и просторно. Для дополнительного снижения уровня вибрации она подрессорена; сиденье регулируется индивидуально под каждого водителя. Рулевая колонка немного смещена влево от центра для удобства управления движением машины. Положение небольшого руля и педалей также соответствует принципами эргономики, обеспечивая удобное положение рук и ног водителя и легкость управления. Существует много вариантов оборудования кабины, обогрева и альтернативных версий кресла водителя.

Тонкие стойки кабины и большие окна с небьющимися стеклами гарантируют отличную видимость зоны обработки груза, в том числе на максимальной высоте подъема мачты. Задний вид также улучшен за счет придания противовесу более изогнутой формы. По результатам тестов, проведенных немецким Клубом автомобилистов ADAC, модель RХ 70 с точки зрения эргономики оказалась лучшей среди всех испытанных погрузчиков.

Подобно всем новым моделям Still, в основу RX 70 положена модульная концепция. Это обеспечивает самый широкий спектр вариантов комплектации для одной базовой модели: заказчики могут выбрать двигатели разных марок и мощности, разные грузоподъемники, кабины, электрические системы. Согласно прогнозам компании, с выпуском RX 70 доля Still в этом сегменте рынка удвоится уже в ближайшие три года.

RX 60: потребление электричества – минимально

Эти модели г/п 4,0; 4,5 и 4,99 т являются самыми мощными в линейке электропогрузчиков RX. Отличительная особенность новинок, как и выпущенных ранее электропо­грузчиков данной серии, – это наличие устройства для боковой замены АКБ (теперь она выдвигается автоматически), что не только устраняет необходимость в дополнительных подъемных устройствах и экономит время на эту операцию, но и повышает безопасность работ. Машины также демонстрируют целый диапазон инновационных технических решений, созданных с целью уменьшения TCO, в частности, отличаются сниженными требованиями к обслуживанию, имеют меньше изнашивающихся частей и, конечно, сниженное энергопо­требление. В погрузчиках использован полностью герметичный двигатель переменного тока, надежно защищенный от пыли, грязи и воды. Интервал обслуживания RX 60...1000 ч, или 12 месяцев, при односменной работе, поэтому эти работы можно совместить с ежегодным обслуживанием и осмотром.

Для RХ 60 разработано целое поколение мачт, оптимизированных, чтобы обеспечить лучший обзор. Внешние рамы мачты состоят из C-образных профилей с высоким сопротивлением скручиванию, и вместо одного центрального гидроцилиндра, который затруднил бы передний обзор, использовано два боковых гидроцилиндра малого диаметра. Это значительно увеличивает поле обзора через мачту (на 50% для стандартных мачт и 220% для triplex-мачты), что является лучшим показателем в этом классе погрузчиков. Как и гибридные RX 70, новые электропогрузчики построены из модулей и имеют похожее устройство кабины, изолированной от шасси с целью снижения шума и вибраций в кабине.

В заключение этого небольшого рассказа хочется еще раз выразить свое восхищение необыкновенно стильным и совершенным дизайном RX 70 и RX 60 (на мой, разумеется, субъективный взгляд, эти модели являются самыми красивыми из всех выпускающихся сегодня в мире вилочных по­грузчиков) и, конечно же, поблагодарить компанию Still и генерального директора ООО «ШТИЛЛ Форклифттракс» Харальда Кёльпина за возможность побывать на презентации в Гамбурге и лично познакомиться с этими замечательными новинками.