Интернет-магазины стремятся успеть за клиентом
Спрос на доставку продуктов питания и товары первой необходимости значительно превышает логистические возможности всех российских компаний. Он вырос в 2-3 раза, сообщила директор по операциям онлайн-гипермаркета «Утконос Онлайн» Елена Образцова.
По ее словам, онлайн-магазинам и ретейлерам не хватает инфраструктуры, курьеров и транспортных средств, чтобы доставлять товары без увеличения сроков доставки. Переход многих россиян к самоизоляции повлиял и на количество заказов в e-commerce, и на виды доставки — так за последние 4 недели в два раза выросла доля курьерской доставки, при этом пользователи Ozon все чаще выбирают бесконтактную доставку до двери, которая для многих стала новым способом получения товаров в условиях пандемии, а Ozon запустил ее еще в 2019 году.
По данным курьерской службы Topdelivery, объемы отгрузок за последние полтора месяца выросли на 50%. При этом, как отмечает исполнительный директор компании, Алексей Прыгин, загруженность курьеров составляет 100%, что на 30 – 40% выше, чем в январе – феврале. В ПЭК. EasyWay отмечают увеличение объемов доставки крупной бытовой техники в 2 раза. По мнению директора по стратегическому развитию ПЭК Данила Кудрявцева, это связано с нехваткой курьерских служб, которые доставляют подобные товары с нетипичными габаритами, а также с ослаблением рубля по отношению к доллару. – Когда рубль снижается по отношению к доллару на 30 – 40% все стремятся купить товары по старым ценам.
С одной стороны, этот резкий всплеск временный. С другой стороны, оффлайн-продажи ограничены и у наших партнеров больше времени заниматься продажами данных товаров в сегменте e-commerce, – отмечает Данил. На втором месте в портфеле e-commerce доставки ПЭК. EasyWay сегмент DIY. И на третьем месте различные товары для творчества и книги.
Как сообщили, в TopDelivery в случае, если грузооборот e-commerce продолжит рост, с кадровой нехваткой курьеров, водителей и других сотрудников справиться будет нетрудно, полагает исполнительный директор компании Алексей Прыгин. – Рынок труда пополнили официанты, бармены, таксисты, продавцы-консультанты и все, кто потерял работу из-за пандемии. Поэтому их можно привлечь на позиции курьеров и водителей, – пояснил эксперт. Чтобы справиться с увеличением нагрузки и нехваткой кадров, интернет-магазины активно ведут переговоры с представителями других сегментов бизнеса. – Мы активно сотрудничаем с таксопарками, офлайн-ритейлерами, ресторанными сетями и другими компаниями, которые приостановили работу на время карантина, привлекая их сотрудников к работе в службе доставки», — отмечает Нил Спикетт, директор по инфраструктуре и сервисам доставки Ozon.
Компании TopDelivery и ПЭК готовы в сжаты сроки включить доставку продуктов питания и товаров первой необходимости в свой ассортимент. – Продуктов питания в наличии предостаточно, но весь процесс не организован: не организована «последняя миля» и складская инфраструктура на стороне ретейлеров. Перестройка процессов безусловно займет на их время», — отмечает Кудрявцев. При этом эксперт отмечает, что из-за пандемии e-commerce в любом случае совершит некий скачок, опередив свое развитие на 1 – 2 года. Абсолютные цифры по росту по итогам года могут и не быть большими, но распределение доли в e-commerce произойдет, и это неизбежно, – полагает Данил Кудрявцев.
При этом, Алексей Прыгин считает иначе. По мнению исполнительного директора Topdelivery, к концу апреля у людей, оставшихся без заработка или отправленных в принудительный отпуск, закончатся деньги, и они смогут приобретать только продукты и товары первой необходимости.
Алексей Прыгин, отмечает, что после завершения периода пандемии деловое сообщество должно сделать вывод о том, что e-commerce давно перестал быть «придатком» классического ретейла и должен представлять в каждой компании отдельно взятый бизнес-юнит. Данил Кудрявцев, директор по стратегическому развитию ПЭК солидарен с коллегой.
Текущая ситуация стала дополнительным драйвером для ПЭК по региональной экспансии сегмента e-commerce. Сейчас у ПЭК 15 фулфилмент-складов в регионах. – В дальнейшем ассортимент будет постепенно перенаправляться из центрального хаба в Москве в регионы, – отметил Данил Кудрявцев.
Напомним, спрос на доставку продуктов из-за режима самоизоляции увеличился в 10-20 раз, заявил управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис. По словам эксперта, место для новых игроков на рынке FoodTech есть. Но те, кто запустится сейчас, столкнутся с большим количеством заказов и высокими ожиданиями к качеству сервиса. А те, кто наладил доставку до пандемии коронавируса, сейчас в несомненном выигрыше.