Ассоциация "АвтоГрузЭкс" и комитет по транспортной логистике "Деловой России" подвели итоги года в отрасли грузоперевозок
Ассоциацией «АвтоГрузЭкс» совместно с Комитетом по транспортной логистике «Деловой России» провели расширенное заседание, посвященное итогам года в отрасли грузоперевозок. На встречу были приглашены не только активные участники логистической отрасли, но и представители ведущих отечественных СМИ.
Основные вопросы, которые были затронуты на мероприятии, касались: обострения дефицита кадров в грузоперевозках и логистике, «негативного эффекта» ключевой ставки, последствий повышения утильсбора, а именно роста цен на технику и устаревание автопарков, возможные меры поддержки перевозчиков.
С докладами и предложениями выступили: Павел Горбунов, глава ГК «ГЛТ», Елена Кашкарова, руководитель сектора «Логистика» HH.ru, Вадим Филатов, председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России», президент «АвтоГрузЭкс», Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК, Александр Цыпин, основатель консалтингового агентства «Стратегия дела», Илез Хамурзиев, технический директор Dentro.
Вадим Филатов, председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России», президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс» отметил:
-
«По итогам прошлого года себестоимость грузоперевозок увеличилась на 30%, за январь-ноябрь 2024-го – еще на 10%. Основные причины: повышение затрат на закупку техники из-за роста лизинговых ставок и утильсбора, удорожание техобслуживания, ремонта транспортных средств, а также рост зарплат сотрудников, особенно — водителей грузовиков. Вместе с тем средний уровень тарифов на автомобильные грузоперевозки (FTL) с начала года снизился на 8,8% и в ноябре составил 66,4 руб. за км, согласно данным сервиса ATI.SU. Не менее острая проблема — высокая доля недобросовестных игроков на рынке — более 60%. Такие компании демпингуют, предоставляя сниженные тарифы за счет оптимизации налогов, сборов и тем самым создают неравные конкурентные условия на рынке.Увеличение себестоимости перевозок, затрат на закупку техники, снижение рентабельности компаний может привести к уходу с рынка игроков с наименее устойчивым финансовым положением в 2025 году. В результате Россия столкнется с нехваткой техники для доставки грузов по всей стране и резким ростом тарифов на грузоперевозки».
Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК, в свою очередь сообщил:
- «Одна из основных сложностей, с которыми столкнулись перевозчики в этом году — резкий рост затрат на приобретение техники из-за повышения лизинговых платежей. Помимо увеличения ключевой ставки Банка России, это также связано с ростом уровня надбавок, которые устанавливают лизинговые компании более чем в два раза год к году — до 5-6%. В результате средняя ставка лизинга увеличилась на четверть год к году — до 26-27% и, по нашим прогнозам, продолжит расти. Например, если в 2023 году средний лизинговый платеж за магистральный тягач грузоподъемностью до 20 тонн составлял 190 тыс. руб., в 2025-м — показатель приблизится к сумме 370 тыс. руб. В таких условиях компании будут вынуждены приостанавливать обновление автопарков и приобретение новой техники и уже во втором полугодии 2025-го — российский рынок может столкнуться с нехваткой транспортных средств для доставки грузов по всей страны. ПЭК и другие транспортно-логистические компании непрерывно расширяют круг партнеров-перевозчиков, развивая с ними долгосрочное сотрудничество. Вместе с тем бизнесу совместно с государственным снижения количества техники в автопарках транспортных компаний».
Елена Кашкарова, руководитель сектора «Логистика» HH.ru,
- напомнила о том, что сфера логистики по росту зарплат в 2024 году уступила только энергетической отрасли. «Медианные зарплаты персонала, занятого в перевозках, логистике, складской и внешнеэкономической деятельности, в январе — ноябре выросли на 49% год к году и составили 110 900 рублей. В лидирующей по этому показателю энергетике медианные зарплаты увеличились на 53%, до 92 800 рублей», — уточнила представитель компании HH.ru.
Павел Горбунов, глава ГК «ГЛТ»,
- рассказал о ситуации с кадрами в Южном федеральном округе, а также о том, как в компании «ГЛТ» проводится работа с сотрудниками, снижению дефицита работников и об общей стратегии компании в этой области.
Илез Хамурзиев, технический директор Dentro,
- провел анализ изменения утилизационного сбора с 2022 по 2026 года, а также рассказал о перспективах в этом направлении. Представитель компании Dentro поделился прогнозами на 2025 год в целом по отрасли, а также подробно рассказал о составляющих расходной части компании при организации грузоперевозок.
В целом коллеги сошлись в общем мнении, что избежать негативных последствий помогут меры поддержки перевозчиков, разработанные в диалоге между регулирующими органами и бизнес-сообществом, предложения по которым в ближайшее время комитет по транспортной логистике «Деловой России» и «АвтоГрузЭкс» направят в государственные органы.