Погрузчик может больше

Л. Цинцевич

Вилочные авто- и электропогрузчики, оснащенные специальными грузозахватными приспособлениями, позволяют полностью механизировать процессы погрузки-разгрузки большинства массовых штучных, тарных и сыпучих грузов. В предыдущей статье на эту тему мы рассказали о самых распространенных типах в основном сменного навесного рабочего оборудования.

Эту публикацию мы решили посвятить самым простым, а значит, и наиболее дешевым, но при этом очень удобным приспособлениям, которые могут пригодиться любому владельцу вилочного погрузчика. Несколько подробней мы остановимся на таких перспективных устройствах, как мультипаллетные вилы и навесное приспособление для комплектации заказов, значительно повышающих производительность труда на складских операциях.

Механические сменные рабочие органы

Под механическим навесным оборудованием понимают устройства, которые не оснащены приводом – гидравлическим или собственным электродвигателем, а потому не имеют в конструкции движущихся частей. Скорость подъема груза механическими рабочими органами, которые обеспечивают эту операцию, равна скорости подъема каретки грузоподъемника.

Напомним, что все выпускаемые в настоящее время крупными производителями сменные рабочие органы к погрузчикам одинаковой грузоподъемности, а также плиты кареток, места их навески, узлы присоединения шлангов к гидравлической системе полностью унифицированы и не требуют изменения конструкции машин. Это позволило сделать погрузчики более универсальными, более производительными, облегчило условия эксплуатации. Механические навесные устройства могут применяться как отдельно, так и в сочетании с гидравлическими приспособлениями, обеспечивающими их движение: сайдшифтером, позиционером, поворотным механизмом и др. Их можно использовать и для обработки грузов на поддонах, и для обработки штучных грузов.

При проведении работ с грузами разной формы и агрегатных состояний навесные приспособления необходимо часто менять. Для быстрой замены одного рабочего органа другим многие компании разработали специальные устройства. Рассмотрим некоторые наиболее часто применяемые типы механических навесных устройств.

Складные вилы – не навесные устройства особой конструкции, а просто специальное исполнение обычных вил. При движении погрузчика без груза такие вилы можно сложить вручную (есть варианты конструкций и с использованием гидравлики). Зубцы вил поворачиваются на шарнирах, расположенных в их основании. В поднятом положении вилы должны быть надежно закреплены, чтобы исключалось их самопроизвольное откидывание. Откидные вилы используют в случаях, когда необходимо уменьшить габариты погрузчика или для обеспечения дополнительной безопасности: при перемещении по дорогам или трассам общего пользования, при подъеме погрузчика в грузовом лифте. Их применяют и в сочетании с другими рабочими органами, например, с крановой стрелой, штырем, если необходимо быстро чередовать операции с пакетированными грузами и операции со штучными грузами.

Удлинители вил применяют при транспортировке и штабелировании крупногабаритных легких грузов, которые невозможно разместить на вилах стандартной длины. Передний конец удлинителей имеет заостренную форму, крепление их к основным вилам осуществляется болтами или втулками.
Рабочую платформу рекомендуется применять для проведения нерегулярных монтажных, строительных и отделочных работ на увеличенной высоте при отсутствии специализированных подъемных платформ.

Стандартная рабочая платформа

В большинстве случаев рабочая подъемная платформа снабжена «карманами» для ввода вил погрузчика. Сама платформа должна быть жестко прикреплена к вилам, а ее площадка – иметь нескользкую поверхность и защитное ограждение, обеспечивающее безопасность работ на высоте. Каждое такое устройство снабжают сетчатым ограждением, препятствующим контакту человека с движущимися частями подъемной мачты.

Рабочая платформа способна выдерживать вес одного-двух человек и стандартного монтажного инструмента. Следует также иметь в виду, что при работе с этим навесным оборудованием нужна особая осторожность.

Среди различных моделей этих навесных устройств особо отметим платформу, которая может быстро и компактно складываться: если в рабочем состоянии ее высота составляет 2100 мм, то в сложенном – всего 285 мм. Платформу разработало немецкое инженерное общество IWS (Ingenieurgesellschaft Weiner & Schrter mbH). При собственной массе 45 кг платформа выдерживает двух человек (общая грузоподъемность – до 200 кг).

Штыревой захват (дорн) предназначен для захвата и транспортировки полых изделий, таких как трубы, металлические рулоны, ковровые покрытия, линолеум, бухты проволоки и т. п. Это чисто механическое навесное устройство, которое, как и другие сменные рабочие органы, монтируется на плите каретки погрузчика или (в случае работы погрузчика только с этим приспособлением) изготавливается за одно целое с ней. Та часть дорна (консоль), которая подвергается непосредственному нагружению, может представлять собой полую трубу, иметь форму конуса или даже уголка из стали.

Отвал для снега

Для сокращения времени выполнения операций, более точного захвата и позиционирования перевозимого груза дорн часто применяют в комбинации с механизмом бокового сдвига. Особым вариантом исполнения является захват, состоящий из двух штырей-консолей. С его помощью можно поднимать и перевозить контейнеры (биг-бэги), мешки, снабженные вводными карманами. Такой захват может использоваться в сочетании с механизмом, обеспечивающим его поворот на 180°.

Крановая безблочная стрела служит для работы со штучными грузами сложной конфигурации – крупными отливками, матрицами, строительным оборудованием, контейнерами, которые невозможно уложить на поддоны. Крановые стрелы применяют также для подъемно-транспортных работ при ремонте и монтаже оборудования, смены аккумуляторных батарей на электр опогрузчиках. Стрела обычно выполняется коробчатого сечения, ее навешивают на плиту каретки грузоподъемника на двух кронштейнах и крепят в нижней части болтами. Вылет стрелы в разных конструкциях изменяют либо путем перестановки грузового крюка по отверстиям на консольной части стрелы (такую конструкцию предлагает, например, отечественный производитель – Машиностроительный завод им. М.И. Калинина), либо за счет телескопического выдвижения внутренней секции (компания Stabau).

Отвалы для снега выпускают в разных вариантах. Это могут быть щиты, которые просто надевают и закрепляют на вилах вилочного погрузчика, или модели с подрессоренными откидными лемехами, которые монтируют на плите навески вил. Очистительный щит может иметь шарнирное соединение и поворачиваться на угол 30° в одну или в обе стороны. Режущая кромка щита чаще всего изготовлена из стали, применяются также накладки из полиуретана.

Удлинитель вил

При выборе снегоочистительных отвалов следует обратить внимание на то, что их ширина должна быть больше ширины погрузчика. Некоторые модели предусматривают крепление на них дополнительного балласта для увеличения нагрузки на приводную ось. Вилочные погрузчики, которые работают со снегоочистительными щитами, должны быть снабжены цепями противоскольжения.

Механические сменные органы используются не только на вилочных противовесных погрузчиках. Некоторые компании, например немецкая Baka, выпускают большой спектр грузозахватных приспособлений для навешивания на электрические и гидравлические тележки и штабелеры, значительно расширяющих возможности применения техники.

О тенденциях рынка навесных устройств

Как утверждают эксперты, крупные изготовители навесных приспособлений самый большой оборот сегодня получают от реализации устройств бокового сдвига, позиционеров вил и захватов для бумажных рулонов. Высоким спросом пользуются также захваты с большой площадью поверхности (крупноформатные), захваты для телевизоров, многоцелевые захваты, поворотные устройства. В последнее время особенно популярными становятся и мультипаллетные захваты, которые позволяют в разы повысить производительность погрузочно-разгрузочных работ, что соответствует тенденции повышения грузоподъемности погрузчиков. В первую очередь интерес покупателей вызывают сдвоенные и строенные вилочные захваты, с помощью которых одновременно можно перевозить два или три поддона. Об этом говорит тот факт, что свои новинки этого модельного ряда показали на выставке CeMAT 2005 (Ганновер, ФРГ) самые крупные производители навесных устройств. Несколько увеличивается спрос и на счетверенные вилочные захваты.

Устройство для поворота поддонов IWS

В предыдущей статье мы рассказывали о захвате для шести поддонов компании Cascade, но, как недавно сообщила зарубежная печать, фирма Kaup уже изготавливала для своих клиентов устройства для захвата сразу восьми поддонов! Правда, как заявил руководитель маркетинга компании Kaup Геральд Шмит, это предел для подобного оборудования: больше восьми поддонов за время одного погрузочного цикла уже не осилить.

Мультипаллетные захваты являются типичным явлением в странах с высоким уровнем заработной платы, и это неудивительно, так как в конечном счете только один лишь сдвоенный захват может повысить производительность сотрудника вместе с погрузчиком на 100%! Делать инвестиции в такие навесные устройства можно порекомендовать предприятиям по производству напитков – в этой отрасли они уже широко применяются. Возможность сдвигать-раздвигать вилы на нужную величину позволяет осуществлять захват груза в каждой конкретной ситуации погрузки точно по его середине или в соответствии с положением центра тяжести погрузчика. При покупке такого оборудования эксперты рекомендуют обращать внимание на важный для производительности параметр – скорость перемещения зубцов вил.

У изделий разных изготовителей есть и другие различия, которые на первый взгляд не так заметны, но весьма существенны. Например, герметизированные опорные поверхности лучше удерживают смазку и препятствуют проникновению пыли и грязи. Для таких конструкций не нужна дополнительная смазка направляющих систем и гарантирован оптимально равномерный ход и быстрый ввод вил в поддон.

Крановая безблочная стрела

Следующим критерием для правильного выбора является способ крепления зубцов вил. Они или привариваются, или привинчиваются, причем второй вариант для покупателя более предпочтителен. Зубцы в тяжелых условиях эксплуатации подвержены износу, и в зависимости от нагрузки и интенсивности работ их требуется заменять каждые несколько лет. Понятно, что приобрести и привинтить новый зубец дешевле, чем покупать устройство целиком.

Навесные устройства различаются удобством управления и условиями обзора, которые они предоставляют. В каждом конкретном случае можно посоветовать персональное испытание, к которому следует привлечь всех имеющих к этому отношение сотрудников.

Не менее актуальным, чем производительность, для европейцев является эргономика рабочего места. Разработка навесных устройств, которые улучшают условия труда и уменьшают физические усилия при рабочих операциях, всячески поощряется. В частности, профессиональный союз работников оптовой торговли и складов Германии активно поддерживает создание нового оборудования и идеи, которые предохраняют позвоночник человека от физических перегрузок. Примером этого является устройство для поворота поддонов, облегчающее комплектацию пакетированных грузов на складе.

Его разработала компания IWS GmbН в кооперации с крупнейшим производителем погрузчиков фирмой Linde и компанией Kaup. C помощью этого сложного навесного приспособления частично укомплектованные поддоны можно извлекать из стеллажа, автоматически разворачивать на 180° и затем устанавливать на прежнее место. Таким образом, работники склада, занятые комплектованием изделий на поддоне, не должны больше работать под стеллажами, сгибаясь в три погибели, а могут выполнять все операции в межстеллажном проходе, не перегружая спину. Для выполнения этих функций управление Can-Bus устройства поворота поддонов приведено в соответствие с системой управления погрузчика. Конструкция весьма дорогостоящая, но, как установлено, при ее использовании наряду c эффектом от защиты здоровья резко возрастает производительность. Исследования IWS показали, что благодаря применению устройства поворота поддонов время отбора заказов при комплектовании можно сократить на 27%. Уже завершены опытные испытания устройства на складах Metro Group и ЕDЕKА, а дальше предстоит проверка у группы REWE.

Довольно перспективен еще один вид навесных устройств – электрические навесные уборочные машины. Оснастив ими погрузчик, можно быстро очистить двор. Производители выпускают эти устройства довольно широкого спектра, но стоят они немало. Так, фирма MAS, например, поставляет навесную уборочную машину по цене 1630 евро, однако пока такой способ применения вилочного погрузчика является скорее исключением.

Новинки Durwen и Cascade

В прошлом году немецкая фирма Durwen Maschinenbau GmbН разработала новое поколение вил для одновременного захвата нескольких поддонов, которые крепятся в проверенных на практике зажимах. Отличительными признаками новых навесных устройств являются хороший сквозной обзор и прочная, жесткая конструкция оцинкованной основной рамы. Новая разработка оснащена высокочувствительной гидравликой, сдвижение-раздвижение вил происходит очень плавно. Направляющие круглого поперечного сечения обеспечивают оптимальное распределение усилий на конструкцию. По заявлению изготовителя, изношенные детали можно быстро заменить. Вилы для захвата нескольких поддонов выпускают нескольких классов грузоподъемности – от 1,5 до 10 т.

Корпорация Cascade (Портленд, шт. Орегон) недавно запустила в серию модельный ряд мультипаллетных вил серии G. Новые изделия обеспечивают отличный обзор зоны обработки груза на любой высоте подъема и трассе. Вилы полностью стальные, что увеличивает срок их службы, жесткость и надежность. Зубцы вил овального сечения крепятся на болтах, а потому их можно заменять при необходимости. По всей поверхности зубцов вил сделано специальное пластиковое покрытие, повышающее их износостойкость. Вилы обеспечивают обработку грузов на поддонах разных размеров.