СТЛ-2005

Владимир Антонов

Утверждение, что в последние годы складской бизнес в России развивается более чем активно, вряд ли кто-нибудь станет оспаривать. Интенсивно растет число складов и терминалов, внедряется новое, более совершенное и производительное оборудование, совершенствуются логистические системы движения, а грузовые и информационные потоки переходят на качественно иной уровень. В связи с увеличением открытости экономики России и ее подготовкой к вхождению в ВТО повышаются требования к логистическим системам и цепям поставок.

Все эти тенденции наглядно отразила международная выставка «Склад. Транспорт. Логистика-2005» (СТЛ, 17-21 октября 2005 г.), традиционно проходившая в Экспоцентре на Красной Пресне. Последние годы этот форум, состоявшийся уже в 12-й раз, получил широкое признание в нашей стране и за ее пределами и стал самым крупным событием в логистике и России, и стран СНГ. На этот раз экспозиция разместилась на площади 4,2 тыс. м2 в павильоне № 1 и на открытых площадках комплекса. Свои стенды представили свыше 280 фирм, организаций и предприятий из 19 стран, среди которых помимо России и близкой нам Белоруссии были Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Иран, Италия, Канада, КНР, Нидерланды, Республика Корея, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Около нынешних 60% экспонентов – постоянные участники выставки.

Тематика форума представляет современные решения в области строительства, оснащения и обновления складских хозяйств, развития систем производственной, транспортной, таможенной и прикладной логистики, внедрения новейших информационных технологий и средств телекоммуникаций, обучения кадров. Выставка отражает взаимосвязь транспорта и складского хозяйства как элементов логистических систем, учитывая профессиональные интересы не только транспортников и работников, занимающихся модернизацией складов, но также потребителей транспортных, складских, экспедиторских и других логистических услуг.

В самом большом разделе, посвященном складскому комплексу, демонстрировались автоматизированные складские системы многоцелевого назначения, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, технологии складской переработки грузов, подъемно-транспортное оборудование (погрузчики, штабелеры, тележки, конвейеры), системы и оборудование для защиты складских объектов. Здесь же были представлены различные аспекты проектирования, строительства и оснащения объектов складской и терминальной инфраструктуры: таможня, аэропорт, морской и речной порты, железнодорожный терминал.

Логистику сегодня рассматривают как один из наиболее действенных инструментов наращивания экономического потенциала страны. В разделе, отразившем эту сферу деятельности, можно было ознакомиться с новейшими информационными технологиями и программным обеспечением, продуктами и достижениями в области маркировки и штрихового кодирования, средствами коммуникации, которые применяются в складской, таможенной, транспортной, производственной и прикладной логистике.

Специальный, но сравнительно небольшой раздел выставки был посвящен состоянию и перспективам развития современного транспортного комплекса. Транспортные коридоры, транзит, организация перевозок внутренних и экспортно-импортных грузов всеми видами транспорта, интер- и мультимодальные перевозки, транспортно-экспедиторские, курьерские услуги и экспресс-доставка, инвестиционные программы, системы безопасности и страхования транспортной деятельности, лизинг и т. д. – эти виды деятельности нашли здесь свое отражение.

В рамках выставки прошли ставшие традиционными отраслевые специализированные салоны «Спецтранспорт» и «Мир водителя», а также впервые организованные салоны «Агрологистика», «Таможенное дело и логистика» и «Логистика мегаполиса»; был проведен международный конкурс «Лучшие машины и оборудование для склада»; состоялись тематические конференции, научно-практические семинары и др.

Теперь более подробно об экспонентах и экспонатах, привлекших наше внимание.

Появление в России крупных торговых сетей повлекло за собой развитие качественно нового рынка транспортно-логистического сервиса – института логистических провайдеров (профессиональных поставщиков логистических услуг), способных значительно сократить издержки предприятий на хранение, комплектование и транспортировку товаров. Пока это молодой рынок, однако он уже довольно активно растет и требует от участников высокого профессионализма и качества сервиса. В нынешней выставке приняли участие самые известные, ведущие логистические провайдеры, оказывающие услуги в основном в Москве и Подмосковье, FM Logistic, Tablogix, Шерлэнд и др., а также региональные операторы. Некоторые из них успешно реализовали новые проекты. Компания «Тюмень-Логистикс» представила построенный в этом году логистический центр «Т-LOGIC», который расположен в Тюмени и отвечает мировым стандартам деятельности 3PL-операторов. Терминал использует самые современные технологии – автоматический анализ товарных запасов в режиме on-line, штриховое кодирование, беспроводную и оптоволоконную связь. Площадь склада 3960 м2, высота потолков 9 м, емкость 5 тыс. европаллет. Помимо прочего терминал оказывает услуги по комплектованию заказов.

Сложно представить себе современный склад без стеллажей, поэтому компаний, предлагающих оборудование, предназначенное для хранения, как всегда, на выставке было много. Практически все «стеллажники» представляли диапазон оборудования, наиболее часто применяемого на современном складе. Так, фирма «Стальной мир» продемонстрировала полочные болтовые стеллажи с нагрузкой на полку до 150 кг и безболтовые (нагрузка на полку 150 и 300 кг), стеллажи катаные (400, 800 кг на ярус), стеллажи под европоддоны (от 1000 до 4500 кг на ярус). В ассортименте продукции компании также консольные, набивные и передвижные (до 300 кг на ярус) стеллажи, разнообразные шкафы.

Несмотря на то, что основные типы конструкций оборудования для складирования достаточно просты и хорошо известны, новые продукты были и здесь. Систему хранения собственного производства с передвижным основанием, предназначенную для архивов, музеев и библиотек, показала на своем стенде компания «Шелвер».

Еще одно интересное решение так называемых мезонинных стеллажей предложило белорусское производственное предприятие «Белметизделие». Их особенность заключается в том, что стойки стеллажа имеют оригинальную «полутелескопическую» конструкцию и вкладываются друг в друга. В разобранном состоянии длина элементов стойки составляет не более 2200 мм, что крайне удобно при транспортировке, а в собранном состоянии они как бы «вырастают» вверх и могут достигать высоты 6600 мм. Округлая форма стоек придает стеллажам весьма привлекательный внешний вид, а наличие двух ребер жесткости позволяет нести существенные нагрузки.

Вообще количество участников выставки из регионов России с каждым годом растет. Производственная фирма ООО «ПГС-К» из Новосибирск, продвигающая торговую марку «SOLOS», целенаправленно расширяя рынки сбыта своей продукции – стеллажных систем различных типов, уже во второй раз выставляется на СТЛ. Эта компания, предоставляющая комплексные решения по оборудованию складов стеллажными системами, складским оборудованием и грузоподъемной техникой, успешно работает не только в Сибири и на Дальном Востоке, но и в центральной части России, в Москве и в С.-Петербурге. «ПГС-К» имеет собственные производственные мощности, уровень качества выпускаемых ею стеллажных систем позволяет успешно конкурировать с российскими и зарубежными производителями.

Большой диапазон оборудования для хранения – разнообразные полочные стеллажи, стеллажи для европоддонов, гравитационные стеллажи, шкафы и пластиковые контейнеры марки BITO (Германия) – продемонстрировала компания «ФАБС Логистик». Среди прочих производителей и поставщиков этого оборудования отметим продукцию таких известных компаний, как «Максстор», «ПГС-К», «Торгсила», «Склад-Сервис», Форма» и др.

Большим вниманием на выставке пользовались автоматизированные складские системы, обеспечивающие работу склада по принципу «товар к человеку». Эта достаточно дорогостоящая, но высокоэффективная техника пользуется на Западе все большей популярностью и для целого ряда отраслей промышленности просто незаменима. Подобные системы хранения представили сразу несколько компаний. Среди них особо отметим вертикальные складские системы типа «патерностер» немецкой марки Hаnel (стенд «ФАБС Логистик)» и горизонтальные марки Cube (стенд фирмы System Logistics).

Вращающиеся системы карусельного типа Hanel Rotomat используются для хранения мелких изделий большой номенклатуры (микросхемы, электронные компоненты, запчасти), архивных документов, картотек. Системы Lean-Lift c экстрактором можно применять для хранения запчастей и т. п. Кроме того, «ФАБС Логистик» предлагает комплексные системы автоматизации с использованием стеллажного оборудования, конвейеров, автоматизированных штабелеров и подборщиков заказов таких известных фирм, как Knapp и TGW Transportgerate (обе – Австрия).

Не менее уникальны и производительны устройства, показанные System Logistics. Не случайно именно эта фирма удостоена награды в категории «Лучшие машины и оборудование для склада 2005». Золотой медалью награжден представленный на стенде автоматический вертикальный склад модели Modula MX 50. Члены комиcсии по награждению по достоинству оценили такие показатели Modula, как высокая скорость работы, индустриальное исполнение всех узлов, способность выдавать одновременно два поддона, наличие среди предложенных моделей конструкции шириной до 7 м (!).

Не последнее место отводилось погрузочной технике – важнейшему компоненту любого склада, в основном и определяющему его эффективность.

Собственно, о почти всех новинках зарубежной погрузочной техники, появившихся на российском рынке в самое последнее время, наш журнал достаточно много рассказывал в этом году. О многих моделях можно прочитать в опубликованном в этом номере репортаж с выставки СеМАТ, потому пусмть извинят нас продавцы этого оборудования, но повторяться мы не станем и лишь восполним имеющиеся информационные пробелы. Поход по стендам показал, что осталось их не так много. Начнем с отечественной продукции: в силу немногочисленности отечественных производителей новинки здесь достаточно редки, а потому их появление радует особенно.

Стенд «Компании ХИТ» представил посетителям новинку от ОАО «Машиностроительный завод им. Калинина» (г. Екатеринбург) – дизельный погрузчик ДП-2001 грузоподъемностью 2,0 т. Гидростатический привод погрузчика обеспечивает высокую производительность при интенсивной обработке и перевозке грузов (время разгона погрузчика с номинальным грузом всего 3,7 с). Такая конструкция снижает утомляемость водителя и позволяет одновременно управлять движением машины и манипулировать с грузом, обеспечивает плавное изменение скорости, точность и простоту реверсирования, легкость рулевого управления. Погрузчик комплектуют малошумным дизелем Kubota V2203-24V с водяным охлаждением и каталитическим нейтрализатором отработавших газов в выпускном тракте, соответствующим экологическим стандартам EPA и CARB. Рулевая колонка регулируется по углу наклона с комбинированной панелью приборов; кресло водителя – регулируемое марки Pilot. Низкий уровень вибраций дизельного погрузчика также снижает утомляемость оператора. Удобно расположенная подножка и обрезиненная рукоятка позволяют водителю быстро занимать и покидать рабочее место. В серийное производство погрузчик пойдет с января 2006 г.

Как всегда участие в выставке приняли дилеры и представители немецких производителей техники для штабелирования – Jungheinrich, Linde, Still. Однако посетители ганноверской СеМАТ (см. репортаж на с. ...) оказались в лучшем положении, чем посетители московской СТЛ, которым, к сожалению, увидеть «вживую» ни ричтраки Linde серии RX, ни погрузчик с вращающейся кабиной Jungheinrich так и не посчастливилось. Зато сфотографироваться за рулем двух других «свежих» моделей – электропогрузчика RX 20 Still (стенд фирмы «Кэйси») и дизельного погрузчика DFG 425 Jungheinrich уже ничего помешать не могло.

Кстати, за высокие показатели качества складского оборудования фирма Jungheinrich была удостоена золотой медали «Лучшие машины и оборудование для склада 2005». В этом году дипломом был награжден электрический штабелер ETV 216, который также был представлен на стенде Jungheinrich.

Модель электропогрузчика Still серии RX, представленная на стенде компании «Кэйси», на наш взгляд, одно из самых лучших дизайнерских решений погрузчиков, созданных за все историю этой техники и одна из наиболее технически совершенных современных машин . Производственная программа RX включает трех- и четырехопорные модели. Модели оснащены приводами переменного тока, системой самодиагностики, имеют отличную эргономику. Впервые в этих машинах использована новая технология боковой смены аккумуляторной батареи. Теперь ее может осуществлять всего один человек при помощи гидравлической тележки или специального роликового устройства.

С характеристиками ряда интересных моделей финской фирмы Rocla знакомил стенд «Севко». Во-первых, Rocla вместо старой гидравлической тележки г/п 2,5 т начала выпуск новой, более легкой модели ТМА25 и помимо традиционных вариантов исполнения теперь производит самоходные электротележки (серия TWac) г/п 1,3; 1,6 и 2,0 т и электроштабелеры (серия SWac) г/п 1,0; 1,2 и 1,6 т с асинхронным двигателем. Модели ричтраков F14I и C14I комплектуют теперь новой мачтой Integral с узким профилем и интегрированным в балку мачты гидравлическим цилиндром. Достаточно необычна модель тележки-опрокидывателя LT1000 г/п 1,0 т. Ее выпускают в двух исполнениях – с ручным приводом или электрическим. На устройстве можно работать и стоя, и сидя. Вилы наклоняются на угол до 90°, рабочая высота подъема груза регулируется в диапазоне 750...950 мм.

О новых моделях фирмы Crown мы уже писали; подробную консультацию по их параметрам и использованию можно была получить у специалистов компании «ТФН», а необычную модель мобильного подъемника Wave даже самостоятельно опробовать в действии на стенде этой компании.

Подъемно-транспортное оборудование, созданное в Италии, было очень полно представлено не только на объединенном стенде фирм OMG и «Паллет Тракс», но и во время пресс-конференции, которую провел для представителей СМИ ведущий специалист OMG Джузеппе Гуэрча. Марка OMG появилась у нас в стране сравнительно недавно, но уже пользуется хорошим спросом. Диапазон этой техники очень широкий и заслуживает отдельной публикации, которую мы планируем сделать в одном из ближайших номеров СиТ. А пока лишь отметим, что OMG в этом году сделала, наверное, довольно неожиданный для тех, кто знает эту компанию шаг, приступив к выпуску линейки дизельных и газовых погрузчиков г/п от 1,5 до 5,0 т. Возможность поставок их на российский рынок пока обсуждается.

О популярности в России надежной и удобной японской техники свидетельствовало наличие стендов, представляющих почти все бренды – Mitsubishi (компания «4К») ТСМ («Великан-Рустрактор»), Komatsu («Универсал-Спецтехника»), Nichiyu («КФМ-Сервис»), Toyota (ООО «СП «Бизнес Кар»). О новинках ТСМ и Komatsu наш журнал писал в течение всего этого года. Об изменениях в деятельности и планах в отношении российского рынка компании ТСМ Corporation, произошедших в последние годы, можно прочитать в интервью, размещенном сразу после этого репортажа. Его дал нашему журналу на выставке СТЛ 2005 генеральный менеджер ТСМ в странах СНГ Кацухико Такаги (Katsuhiko Takagi).

По некоторым оценкам, техника Балканкар до сих пор продолжает занимать до 80% рынка погрузчиков России. Компания «АМИДА» – постоянный и единственный участник выставки, продолжающая представлять продукцию этой марки, и являющийся дилером болгарских заводов-изготовителей. На СТЛ-2005 «АМИДА» впервые за всю историю выставок в России представила новую платформенную электротележку Балканкар ЕП011.2. Подобное оборудование, пользующееся в нашей стране за сочетание простоты конструкции и удивительную надежность (известно, что многие тележки этой марки эксплуатируются со времен Советского Союза по 20 лет и более). Помимо электротележки на своем стенде компании выставила еще два самых популярных представителей погрузочной техники в нашей стране – 3,5 тонный автопогрузчик ДВ1792 и однотонный электропогрузчик ЕВ687.

Новые модели представили также и две другие известные болгарские компании. Производитель погрузочной техники фирма «Димекс» привезла модернизированную модель E20ac г/п 2,0 т из новой серии электропогрузчиков с приводом переменного тока1. Фирма «Булкар» продемонстрировала две новинки, которым дала свою марку. Автопогрузчики серии СРСD китайского производства собирают с использованием японских комплектующих (автоматическая трансмиссия, рулевой привод с горизонтальным усилителем) и итальянских (грузоподъемная мачта); их грузоподъемность от 1,0 до 9,0 т. По желанию заказчика машины оснащают дизелями китайского или японского (Isuzu) производства. Другая новинка компании – выпущенный в Корее мини-погрузчик c бортовым поворотом – аналог техники Bobcat и UNC2. Эти миниатюрные, высокоманевренные машины используются в коммунальном хозяйстве. Модели (г/п ковша 600...1000 кг, вылет стрелы 579...1285 мм, объем ковша 0,21...0,5 м3) комплектуют двигателями Hyndai или Perkins.

На прошедшей СТЛ можно было ознакомится и с последними достижениями в технологиях электропитания для напольного транспорта. ЗАО «Акку-Фертриб» (представительство Exide Technologies) показало обновленную линейку зарядных устройств, поставляемых теперь под единым брендом 2100. Помимо нового названия, данные устройства получили новый дизайн, оптимизацию зарядного профиля, был расширен их модельный ряд. Компания также представила новые относительно недорогие, но качественные зарядные устройства Stark Pro8 и Pro12, предназначенные для заряда классических батарей в течение 8 и 12 часов соответственно. Эти устройства производятся в Италии в соответствии с техническими условиями, определяющими профиль заряда, техническими характеристиками и под торговой маркой, принадлежащими ЗАО «Акку-Фертриб». Для хорошо известных классических батарей, наряду с такими торговыми марками, как Sonnenschein, DETA, Chloride, Tudor и др. введена новая торговая марка Classic, призванная в будущем объединить все батареи классической конструкции под одним названием. По замыслу производителя, такая организация модельного ряда позволит избежать путаницы и существенно упростить выбор необходимого оборудования. Немаловажным событием стала также презентация нового продукта – малообслуживаемых батарей Liberator. Это имя не просто нового типа батарей, но целой концепции, которая помимо использования совершенно нового типа элементов, включает в себя возможность построения полностью необслуживаемых систем на базе батарей с жидким электролитом. Кроме того, были продемонстрированы также уникальные, не имеющие аналогов батареи ECSM c отрицательной пластиной на медной пространственной решетке. Такие батареи по габаритным и зарядным характеристикам полстью совместимы с классическими батареями, но при этом за счет более низкого внутреннего сопротивления дают существенный выигрыш в мощности в тяжелых режимах работы и при высоких токах разряда.

С альтернативной тяговым батареям технологией питания электропогрузчиков можно было познакомиться на стенде УПП «Вектор» (Екатеринбург). С помощью монтажного комплекта, разработанного этой компанией, через гибкий кабель машина подключается к электросети напряжением 380 В. Устройство состоит из блока питания, блока защитного отключения и кабель-шторной подвески. Применение кабельных устройств позволяет обойтись без дорогостоящих аккумуляторных батарей, обеспечивает круглосуточную бесперебойную работу погрузчика, в том числе и на складах-холодильниках (до -40°), а также дает ряд других преимуществ. В настоящее время «Вектор» изготавливает кабельные устройства питания для ряда моделей погрузчиков российского и болгарского производства.

Доклевеллер – необходимый элемент любой перегрузочной системы – обеспечивает эффективную разгрузку автотранспорта. Новую модель HW уравнительной платформы представила фирма Stertil. Устройство гарантирует более «мягкую» и бесшумную разгрузку транспорта благодаря уникальной «параллелограмной» конструкции козырька и заднего шарнира. Еще одну модель Smart Ramp 230 от компании Loading Systems (стенд «Доминант-СТ») при г/п 6,0 т отличает облегченная конструкция.

Системы WMS представили ведущие поставщики и разработчики программных продуктов – компании «Солво», ant Technologies, i2 СНГ, «Адалиус», «Акселот» и др. Из новых решений, на наш взгляд, следует назвать версию Radio Beacon WMS, презентация которой состоялась на выставке. Компания ant Technologies завершила в конце сентября подготовительные работы по выводу ее на российский рынок. Помимо новой функциональности, значительно расширяющей возможности продукта, версия предлагает и новую стратегию продвижения. Частью ее является изменение в политике ценообразования, что, несомненно, повышает конкурентоспособность этого продукта на отечественном рынке.