Пресс-конференция FM Logistic: успех можно прогнозировать

В. Антонов

25 октября в Москве прошла пресс-конференция одного из крупнейших логистических операторов, работающих в России, – французской группы компаний FM Logistic. Открывая мероприятие, Жаки Жервис (Jacky Gervis), сопрезидент компании, сказал, что, по оценкам, сделанным еще в прошлом году, рост доходов FM Logistic в финансовом 2006/2007 году должен был составить 26%.

При подведении итогов оказалось, что этот прогноз полностью оправдался: оборот компании увеличился на 110 млн. евро (26,5%) и достиг беспрецедентно высокой величины – 526 млн. евро. Услуги по складированию и погрузочно-разгрузочные работы составили 57,5% этой суммы, что подтверждает ключевое положение данного сектора в коммерческом предложении компании. Доли транспортных услуг (23,2%) и услуг по упаковке (17,3%) остались на прежнем уровне. В деятельности появляется четвертая услуга – таможня/ управление цепочкой поставок, доля которой в обороте составила 1,9%.

Прибыль компании в 2006 г. достигла 13,8% без налогов, что составляет 2,5% объема реализации. Это объясняется тем, что в первые месяцы отчетного периода FM Logistic проводила запуски дорогостоящих проектов, менялась мировая экономическая ситуация. Действительно, в сфере предоставления услуг доля рабочей силы в себестоимости очень весома, в частности, в FM она может находиться на уровне 30...65%. Кроме того, уже несколько лет расходы на заработную плату из-за дефицита рабочей силы стремительно растут, и подобная ситуация наблюдается во всех странах, где функционируют терминалы компании, в частности в Центральной и Восточной Европе. В таких условиях у компании появилась необходимость пересмотреть приоритеты видов деятельности и концентрацию усилий, в частности, на развитии транспорта как одного из главных звеньев цепочки поставок продукции широкого потребления.

В 2006 г. компания показала на всех рынках, особенно во Франции, исключительный рост оборота, превысивший 18%. В Центральной и Восточной Европе, несмотря на жесткую конкуренцию, он достиг еще более внушительного показателя – 25%. По всему миру запущено восемнадцать новых проектов. Во Франции свою продукцию – одни впервые, а другие в очередной раз – доверили FM шесть клиентов: Carrefour, Lapeyre, Masterfoods, Bic, Procter & Gamble, Cora, Brother. Два крупных клиента начали работу с компанией в Испании и в Португалии – Arvin Meritor и Carrefour. Еще три новых клиента – Gellwe, Michelin, L’Oral появились у FM в Центральной Европе. Довершают список шесть новых проектов, стартовавших в Восточной Европе с такими компаниями, как Reckitt-Benckiser, Clarins, La Redoute, Atak, Auchan, L’Oral. Таким образом, позиции компании на европейском рынке все больше
укрепляются. Она превращается в одного из образцовых поставщиков логистических услуг на рынке продукции широкого потребления для крупнейших заказчиков во многих странах мира.

Положительную оценку получила также деятельность компании во всех секторах, обслуживающих определенные группы изделий. Их соотношение выглядит следующим образом: продовольственные товары 31,1%, дистрибуция 23,3%, высокие технологии 12%, товары народного потребления 10,9%, лекарства/ средства гигиены/ парфюмерия 10,8%. Важные изменения произошли и в отношении стратегии развития группы: основные усилия решено сконцентрировать на пяти видах деятельности, прекращены начатые ранее операции по сборной доставке грузов в Польше и Венгрии, а также деятельность по промышленному субподряду в Польше, внедрен особый план действий по транспорту во Франции.

Группа ограничилась данными мероприятиями, отказавшись от представившейся возможности открыть для себя новые рынки других стран, чтобы «не разбрасываться» ресурсами, накопленными за два последних финансовых года работы компании (свыше 50%) и использованными в связи с ее ростом.

В 2006 г. численность персонала компании увеличилась примерно на 20%: к работе приступили 1800 сотрудников. В 2007 г. создано еще около 2000 рабочих мест, таким образом, в настоящий момент в штате FM 13 тыс. сотрудников. В 2008 г. предполагается принять в штат еще 1600 человек. Такая динамика убеждает руководство группы в правильности кадровой политики, которая делает ставку на продвижении собственных перспективных сотрудников внутри компании, предлагая им многочисленные возможности карьерного роста. Кроме того, серьезное внимание в компании уделяют обучению персонала, инвестиции в которое составляют 3% фонда заработной платы. Команда FM становится все более интернациональной, постоянно пополняясь представителями тех стран, где компания создает свои терминалы.

Перспективы на 2007/2008 год

Каждый год компания делает большое число коммерческих предложений. В этом году их количество достигло 401 на общую сумму 589 млн. евро. Процент заключенных сделок свидетельствует о высочайшем уровне FM как логистического провайдера, с которым предпочитают работать крупнейшие поставщики по всему миру.

На 2007/2008 г. уже запланирован запуск работ по обслуживанию таких новых клиентов, как Carrefour и Apple во Франции, Saiwa – в Италии, L’Oral, Rohm & Haas и Henkel – в Центральной Европе, Shisheido, Dior и «36,6» – в Восточной Европе. Открывается новый логистический комплекс в Китае, первым клиентом которого станет фирма Unilever. Чтобы отвечать растущим потребностям своих партнеров, часть операций будет перенесена на новые логистические комплексы компании.

Одной из целей группы является, в частности, достижение еще более высокого и стабильного финансового результата. Этому будет способствовать как дальнейшее развитие деятельности компании на уже существующих логистических платформах в разных странах, так и строительство новых комплексов, на которых также можно осуществлять сборные доставки – услугу, которую уже доверили FM ее многочисленные клиенты. В 2007/2008 г. руководство группы ожидает значительный рост оборота по всем видам деятельности. Согласно прогнозам увеличение оборота должно составить 12...15%, а его объем – около 600 млн. евро. Компания рассчитывает четко придерживаться своего трехлетнего плана и готовит к внедрению обширные программы, разъясняющие фундаментальные принципы FM (деятельность компании, управление, коммерция, кадровая политика).

Тенденции развития в России и Украине

Развитию деятельности FM в нашей стране, наиболее интересному для российских потребителей аспекту бизнеса компании, были посвящены доклады сразу двух ее ведущих специалистов – генерального директора по Восточной Европе Дореля Энаша (Dorel Enache) и директора по строительству в России Жана-Луи Но (Jan-Lui No). В настоящее время здесь действуют два собственных складских комплекса в Московской области (города Долгопрудный и Чехов) и региональные склады в шести городах России – Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке.

Общая площадь складских комплексов составляет 224 100 м2, а численность сотрудников – 3300 человек. Компания намерена и дальше расширять строительство собственных складских площадей. В настоящее время осуществляется строительство комплекса в Ступинском районе Московской области, закладка первого камня которого прошла 13 марта этого года. Этот терминал примет на обслуживание первого клиента (аптечная сеть «36,6», 14 тыс. м2) уже в январе следующего года, позже здесь разместят свою продукцию Dior и Shisheido. Еще один терминал площадью 68 тыс. м2, находящийся на стадии проектирования, предполагается построить на территории 20 га в Электроуглях. Есть намерение построить пятый склад, но и его реализация во многом будет определяться возможностью приобретения подходящих земельных участков. В ближайших планах компании – возведение собственных логистических платформ в С.-Петербурге, Новосибирске, Владивостоке.

Итоги работы FM в Украине подвел Андрей Нестеренко, генеральный директор «ФМ Ложистик Днепр». Согласно прогнозам арендованный компанией в г. Бровары терминал в этом году увеличит объем оборота до 3,7 млн. евро (на 70%). Руководитель украинской платформы сообщил также гостям конференции, что в Украине (Киевская обл., д. Дударков) полным ходом идет строительство нового складского комплекса компании площадью около 85 тыс. м2, рассчитанного на 120 тыс. паллет. Завершить первую очередь (11 тыс. м2) намечено в конце этого года.

Большое внимание будет уделено и дальнейшему совершенствованию качества транспортных услуг. Успешно запущены и развиваются проекты сборных доставок: в России для этого используется сеть уже существующих складов, а в Украине открывается ряд небольших складов.