CeMAT-2008: шоу должно продолжаться

В. Антонов, главный редактор журнала «Склад и Техника»

31 мая завершила работу проходившая в течение пяти дней в Ганновере на площадке одного из самых современных в мире выставочных центров Deutsche Messe Hannover вторая международная выставка новейших технологических достижений в интралогистике CeMAT-2008. Российским компаниям это место хорошо известно в первую очередь благодаря ежегодной выставке достижений IT и телекоммуникаций CeBIT, привлекающей на свои экспозиции до миллиона посетителей со всего мира.

Первая СеМАТ, которая проводилась три года назад в 2005 году и была организована объединением Deutsche Messe AG, получила широкое освещение в СМИ и вызвала огромный интерес как у производителей и продавцов оборудования для внутрискладской логистики, так и у специалистов и менеджеров всех уровней, осуществляющих управление товарными потоками в различных отраслях экономики

Интралогистика: динамика и структура отрасли

Перед тем как перейти к обзору самой выставки, хотелось бы дать нашим читателям хотя бы самое общее представление о масштабах этого сектора экономики и динамике его развития в разных регионах мира. Напомним, что отрасль внутренней логистики, или интралогистики, объединяет поставщиков самых различных отраслей и по существу является сферой пересечения интересов логистики и предприятий машиностроения.

Во всем мире интралогистика считается одной из наиболее динамично растущих отраслей мировой экономики. «Чемпионом» в интралогистике являются США. Об этом говорят данные по изменению оборотов ведущих развитых стран, опубликованные в 2006 г. Союзом немецких машиностроителей (VDМА). В соответствии с ними предприятиями отрасли в этой стране было выпущено изделий и технических решений на 21 млрд евро, что на 7% больше, чем в предыдущем году. Достаточно близко к этой цифре подошла Китайская Народная Республика (19,8 млрд. евро), здесь в 2006 г. к обороту добавилось более 20%. Третье место с оборотом 15,8 млрд. евро занимает Германия. Вслед за Японией (четвертое место) расположились пять других европейских стран: Франция, Италия, Испания, Великобритания и Швеция. Единственной страной, где отмечен спад роста производства решений по интралогистике (6,3%), оказалась Япония.

К сожалению, на 2007 г. у VDМА пока имеются оценки рынка только по Германии и Китаю. В ФРГ за этот период суммарный оборот, по уточненным данным, достиг 18,5 млрд. евро (в 2005 г. он составлял 15,8 млрд. евро – рост на 17%), это значительно выше, чем прогнозировалось. Наибольший вклад в оборот внес сектор транспортной техники (80%, или 14,4 млрд. евро).

Если доля складского оборудования с оборотом 1,5 млрд. евро составляет 8%, то на программное обеспечение логистики и электрическую автоматизацию приходится 14% (2,6 млрд. евро). Как видно, сектор транспортной техники доминирует и по прогнозам может еще увеличиться. В него входят изготовители транспортного оборудования, техники для складов, кранов и подъемного оборудования, а также конвейеров непрерывного действия. Самую значительную группу продукции внутри транспортной техники составляет сегмент кранов и подъемных механизмов с долей в 40%. Этот сектор является лидером и по росту оборота: в 2007 г. он был необычно большим – около 19%. Немецкие производители и специалисты, занятые в интралогистике, дают очень позитивные прогнозы и на текущий 2008 г., а президент VDМА Манфред Виттенштайн утверждает, что она уже стала крупнейшей отраслью немецкого машиностроения.

Если говорить об экспорте логистических решений, то в 2006 г. страны – лидеры рынка интралогистики смогли значительно увеличить поставки продукции в другие государства: общая сумма экспорта составила 50,4 млрд. евро (в предыдущем году – 43 млрд. евро). Однако здесь наблюдается несколько иная картина: в целом по обороту Германия идет заметно впереди США и смогла вывезти товаров на сумму 9,9 млрд. евро. Занимающие второе место США достигли примерно только половины этой суммы (экспорт – 5,2 млрд. евро).

Согласно той же статистике, в прошлом году оборот в интралогистике КНР значимо увеличился – 22,9% и достиг 24,4 млрд. евро. Оборот по экспорту вырос еще больше (на 36,4%), т. е. эта страна занимает четвертое место в мире по зарубежным поставкам логистических решений.

«Если мы рассмотрим развитие нашей отрасли на начало года и прогнозы фирм, то мы можем исходить на 2008 г. из роста оборота в 8%», – отметил Кристоф Хаан-Вернле, один из докладчиков, выступивших на Форуме интралогистики, прошедшем в рамках СеМАТ-2008. Если эта осторожная оценка оправдается, то в этом году оборот интралогистики в Германии впервые сможет превзойти рубеж в 20 млрд. евро. Каким будет общий рост мирового рынка, пока спрогнозировать трудно из-за неопределенности, возникшей в США в результате банковского кризиса и будущих президентских выборов.

Автоматизация на растущих рынках

К странам с наиболее высоким логистическим потенциалом относится блок, получивший название БРИК по начальным буквам четырех входящих в него государств: Бразилии, России, Индии и Китая. Во всех четырех странах европейские эксперты оценивают уровень автоматизации складов как невысокий. Правда, если в Бразилии новые предприятия достигли довольно значительной степени автоматизации, то Индия еще очень далека от европейских стандартов. Одно не вызывает сомнения: во всех четырех государствах блока существует явная тенденция к внедрению решений по автоматизации.

Основной причиной общего интереса к автоматизации являются высокие цены на землю. «В государствах БРИК они очень часто достигают международного уровня, а вблизи столиц и в наиболее крупных региональных центрах часто даже выше, чем в Западной Европе или США, – одно это делает здесь автоматизацию весьма привлекательной», – считает Томас Килиманн, руководитель фирмы I+O. Потребности в помещениях больших размеров также стимулирует прогресс в этом направлении: например, Индии и Китаю только вблизи столиц требуются распределительные центры, которые должны обеспечивать необходимыми товарами и продовольствием от 15 до 20 млн. человек.

Однако кроме стимулирующих факторов существуют и препятствия, тормозящие развитие этого процесса. К ним, во-первых, относится недостаточная прогнозируемость рынка автоматизации. Нередко в Китае и Индии вообще отсутствуют данные, необходимые для планирования потребностей населения, что затрудняет или даже препятствует проектирование новых складов. Однако основной проблемой является отсутствие квалифицированного персонала, хотя практически повсеместно имеются достаточно подготовленные управленческие кадры. У потенциальных работников отсутствуют логистическое сознание, доверие к технике и квалификация. А в Индии из-за большой доли неграмотного населения даже простое считывание этикеток для многих сотрудников оказывается невозможным. Это же относится к компьютерному оборудованию.

Несмотря на эти сложности эксперты все же рассчитывают на определенный прогресс в странах БРИК в направлении автоматизации. В Индии этот процесс из-за отмеченных условий может быть более медленным, исключая портовые города, а Бразилия по уровню автоматизации уже поднялась сравнительно высоко, предполагается, что особенно динамичным будет развитие в России и Китае.

Welcome to the center of the moving world!

Перейдем к очень краткому обзору и общим впечатлениям о ганноверском форуме, не касаясь новинок, которые он продемонстрировал. Количество последних было настолько велико, что в ближайших номерах «СиТ» мы обязательно посвятим им ряд отдельных публикаций.

Выставочный центр Deutsche Messe Hannover с первого взгляда поражает грандиозными размерами – это целый город гигантских павильонов из стали, стекла и бетона, пронизанный сетью широких улиц-бульваров. Попасть в него можно разными путями: на автобусах-«шаттлах», курсирующих между центром Ганновера и выставкой, по специально построенной ветке метро или даже на самолете – рядом есть небольшой аэропорт, который может принимать бизнес-джеты высокопоставленных гостей. Внутри экспо-города проложена сеть автобусных маршрутов, чтобы посетители смогли комфортно и быстро добраться от парковок, расположенных у разных входов, или станции метро до основных павильонов и обратно. Регистрационная система входа на выставку также очень удобна и предлагает гостям несколько способов онлайн-регистрации – Интернет-сайт, sms-сообщения или регистрация на месте с помощью мобильных рабочих мест. Как только гость вводит свой аккаунт в информационную систему, на принтере у рабочего места регистрации выводится на печать его карточка – и милости просим на территорию решений для логистики и транспортировки грузов, задающих динамику современной глобализированной экономики. Кстати, именно об этом говорил и огромный плакат, установленный при входе на CeMAT-2008: «Welcome to the center of the moving world!» – «Добро пожаловать в центр движущегося мира!»

В этот раз экспозиция CeMAT разместилась в пяти больших павильонах общей площадью 80 тыс. м2 и на удобно расположенной между ними открытой площадке. В каждом павильоне были представлены экспонаты по определенным тематикам:

• индустриальные транспортные системы, грузоподъемное и транспортное оборудование, портовое оборудование, логистические решения для портов (демонстрировались на стендах 260 компаний-экспонентов);

• информационные системы управления, системы идентификации товаров и грузов, оборудование и программное обеспечение (230 экспонентов);

• комплексные решения для внутрискладской логистики, системы и аксессуары, роботизированные системы для логистики (150 экспонентов);

• крановые системы, лифтовые подъемные платформы, доковые системы (120 экспонентов);

• системы и оборудование для складов и производств (150 экспонентов);

• оборудование для подготовки заказов и упаковки, загрузочное оборудование, услуги и сервис (170 экспонентов).

Приведенное выше количество компаний в каждом из разделов может дать приблизительное представление о рыночном спросе на те или иные решения.

Несколько слов о составе участников. Несмотря на то, что Германия является признанным лидером в области интралогистики, почти половина экспонентов СеМАТ – фирмы, расположенные за пределами страны. Это с уверенностью позволяет утверждать, что выставка вполне объективно представляет весь спектр новейших разработок, сделанных в самых разных уголках мира: в целом в ней приняло участие 1100 экспонентов из 35 стран. Конечно, СеМАТ ориентирована прежде всего на европейский рынок, а точнее, на немецкий. Поэтому, хотя в этом году свои экспозиции на ней представили очень многие производители со всего мира, некоторые ведущие компании, больше ориентированные на внутренние рынки или рынки других регионов, как и три года назад, отсутствовали. Остается только сожалеть, что мы вновь не смогли увидеть здесь продукцию японских известных фирм (Komatsu, TCM, Nippon Yusoki), а также американских Сrown, Caterpillar и Raymond. Отсутствовали стенды и таких компаний, как Doosan, Dambach, СVS Ferrari. Тем не менее выставка продолжает активно расти: еще за четыре месяца до открытия заявки на участие подали 150 фирм-дебютантов, зарезервировавших 9 тыс. м2 площадей. Среди этих предприятий, в частности, были такие известные компании, как Vanderlande (Нидерланды), Clark Forklifts (Германия), Crawford Group (Швеция), Gottwald Cranes (Германия), SauerDanfoss (Дания), SIVAplan (Германия), Nissan Forklift Europe (Нидерланды), FKI Logistex (Великобритания), Provost (Франция), Swisslog (Швейцария), Daifuku (Япония), Long Yan Tong Li Forklift Parts & Attachment (Китай), KITO Corporation (Япония), ProLogis (Германия), SEW-Eurodrive (Германия) и многие др. В итоге, как утверждает пресс-релиз, по сравнению с CeMAT-2005 площадь нынешней экспозиции увеличилась на 20%, а число экспонентов – в 1,5 раза. Не обошлось и без сюрпризов. Наверное, для многих посетителей было большой неожиданностью увидеть на выставке стенд Бундесвера и помещенный в центре него танк.

В экспозициях подъемной и погрузочно-транспортной техники были представлены все возможные типы машин – от ручных талей и гидравлических тележек до гигантского контейнерного погрузчика Linde и автоматической системы Demag Crane, предназначенной для транспортировки морских контейнеров внутри территории контейнерного терминала. Но, пожалуй, наиболее представительным на СеМАТ стал сектор напольного транспорта и связанных с ним решений, поэтому компании, так или иначе участвующие в производстве и обслуживании этого оборудования, заняли практически два павильона. Еще раз повторим, что о представленных экспонатах и тенденциях, которые можно проследить в различных сегментах интралогистики на основе уведенного на форуме, мы расскажем в ближайших публикациях.

В рамках выставки прошли и многочисленные пресс-конференции для журналистов и презентации оборудования. В частности, свои новые модели напольного транспорта представили такие известные российским потребителям компании, как Om (Италия) и Hyundai (Южная Корея).

Русские пришли?

В репортаже, посвященном прошлой выставке СеМАТ-2005, мы писали об интересе, который это событие вызвало у российских предприятий. Сложно оценить, сколько наших сограждан смогло осмотреть выставку на этот раз, но можно предположить, что их число возросло в разы. Насколько нам известно, только состав делегации русскоязычных представителей и дилеров компании Still достиг 20 человек. В разных павильонах каждый день встречались знакомые лица из России – руководители и ведущие специалисты таких компаний, как «Универсал-Спецтехника», «Севко», «Волжский погрузчик», Dimex, «СоюзКомплектАвтоТранс», «Склад-Интерьер» и др. Большинство приехало не просто ознакомиться с новой техникой, но и провести важные встречи с новыми или старыми партнерами. О результатах этих переговоров мы также обязательно расскажем – не исключено, что они значительно повлияют на расклад игроков на российском рынке напольного транспорта. О российском вкладе в рост рынка интралогистики много говорить не стоит: мы достаточно писали о том, что многие крупные зарубежные поставщики оценили его по достоинству. Отметим только, что, например, компания «Универсал-Спецтехника» на СеМАТ получила специальную награду как лучший дилер компании TVH.

К сожалению, ситуация с российским участием в выставке обратная. Обсуждая с российскими представителями Deutsche Messe возможность размещения журнала «Склад и Техника» на каком-либо стенде, мы узнали, что ни одна из российских фирм так и не высказала желания представить здесь свою экспозицию. Не получилось организовать и общий российский стенд, как это было три года назад. Помочь представить наше издание и провести его презентацию любезно согласилось немецкое издание Freschlogistic, за что мы хотим еще раз, уже публично, поблагодарить его главного редактора. Все же с некоторым удивлением мы обнаружили стенд одной российской компании – лидера отечественного рынка WMS-решений, питерской компании «Солво». Думаю, что дело не только в слабой активности наших предприятий: определенная вина лежит и на организаторах выставки, которые не нашли возможности достаточно осветить это замечательное событие в прессе.

Мероприятия СеМАТ

В заключение хочется кратко рассказать о наиболее крупных мероприятиях, прошедших в рамках выставки.
Впервые непосредственно перед началом выставки, 26 мая, состоялась международная конференция Future of Logistics, посвященная перспективам развития отрасли, которая будет определять жизнь будущих поколений во всех странах мира. В этом мероприятии приняли участие около 300 авторитетных экспертов из экономических, научных и политических кругов и специалистов отрасли, каждый из которых пользуется мировой известностью. В своих выступлениях докладчики представили подробный анализ перспективных направлений развития и тенденций логистики в период до 2025 г., рассмотрели ряд экономических, технологических и социальных аспектов глобализации, а также актуальных экологических проблем, в частности связанных с растущим дефицитом невозобновляемых ресурсов и защитой окружающей среды.

В расширенном варианте прошла работа «городка интралогистики» (Campus Intralogistik), который впервые был организован на СеМАТ в 2005 г. Организаторы выставки поставили цель предложить участникам и посетителям платформу для получения информации и знакомства с результатами ориентированных на практические потребности научных исследований. В центре городка логистики, который разместился на площади более 800 м2, прошел форум, организатором которого выступило Научное общество по технической логистике (WGTL). Он представил результаты самых актуальных исследований, предназначенные для реализации текущих проектов и кооперации с промышленностью, а также познакомил посетителей со сценариями развития логистических технологий в будущем. Важное место в городке логистики было уделено формированию интернациональных сетей как для международного обмена информацией и продуктами, так и для диалога между промышленностью и наукой. Дополнили программу выставки Международный форум СеМАТ и Форум по складской технике.

Редакция выражает признательность И. Самойлову, руководителю направления складских систем ООО «Концепт-Складские технологии» за ценные замечания, сделанные в ходе подготовки репортажа