Российский рынок крупногабаритной тары (Окончание)
(Окончание. Начало в "СиТ" №10, 2004 г.)
Потребительские свойства и цена сформировали структуру крупногабаритной пластмассовой тары (КПТ) и уровень спроса на нее. Исторически сложилось так, что пластмассовая тара впервые появилась и вошла в обиход как альтернатива наиболее массовому виду тары с традицией, насчитывающей многие десятилетия, – металлической таре. На начальном этапе применения производители пластмассовой тары по существу копировали металлическую тару в новом материале как по форме, так и по вместимости изделий. И до настоящего времени наибольшее распространение имеет такой вид металлической тары, как 55-галлонные (216,5 л) бочки, при этом широко используются аналогичные емкости меньшего объема – 100; 60 и 50 л. Указанный диапазон более чем на 90% удовлетворяет потребность в таре производителей таких видов продукции, как лакокрасочные материалы, продукты органической и неорганической химии (спирты, кислоты и т. п.), пищевые растительные масла и т. д. Именно такие предприятия составляют основной потребительский контингент пластмассовой тары, который, как и раньше, ориентирован прежде всего на традиционный ряд изделий по вместимости – 60, 100, 220 л. В этот ряд наиболее удачно вписываются производственные программы основных изготовителей тары в РФ (они работают большей частью на основе экструзионной технологии; применяется также литьевой способ).
Если говорить о спросе на более объемные изделия, то этот сегмент рынка появился в России сравнительно недавно: потребитель не имеет опыта эксплуатации крупногабаритной тары. И это при том, что потенциал удобства эксплуатации и снижения эксплуатационных издержек несет в себе не только вместимость тары, но и материал, позволяющий получать изделия абсолютно любой геометрической формы, с любым количеством отверстий, фитингов, закладных элементов и т. д. Производители, работающие в этом сегменте рынка, осуществляют свои поставки, как правило, "под заказ", мелкими партиями или даже в виде единичных изделий. Следует сказать, что рост потребления крупногабаритной тары, по-видимому, в определенной мере сдерживается и факторами технико-экономического характера. Дело в том, что высокопроизводительная технология – экструзионная – не может обеспечить при большей вместимости тары приемлемого уровня цен на нее, в то время как другие методы изготовления (ротационные) отличаются невысокой производительностью. Вероятно, это является одной из причин того, что именно в этом сегменте рынка наиболее ощутимо присутствие импорта: подавляющая часть зарубежной продукции по совокупной вместимости приходится на изделия вместимостью свыше 250 л.
Если же рассматривать структуру спроса на КПТ по отраслям-потребителям и видам транспортируемых продуктов, то все известные и потенциальные сферы применения пластмассовой тары можно разбить на две большие группы:
– производство и переработка жидких, пастообразных, сыпучих продуктов пищевого и непищевого назначения;
– сферы деятельности, не связанные с производством каких-либо продуктов (например, использование в системах водоочистки, водоподготовки, водоснабжения, отопления; при строительных работах и т. д.).
Более детальное рассмотрение направлений использования пластмассовой тары в рамках обеих групп позволит определить структуру спроса на нее по отраслям-потребителям (сферам потребления). Отметим, что для получения представления о структуре спроса на пластмассовую тару по видам продуктов достаточно корректного анализа лишь в рамках ее первой группы – изучение второй группы ко всей совокупности продуктов, с которыми приходится соприкасаться таре в ходе эксплуатации, добавляет весьма незначительное количество их видов (речь, по существу, может идти о воде, антифризах, строительном и бытовом мусоре).
Потребление тары определяется ее особенностями. Рассмотрим наиболее значимые из них.
1. Использование каких бы то ни было видов крупногабаритной тары вообще в значительной мере определяется тем, имеет ли продукция производственно-техническое назначение или относится к товарам потребительского спроса. Во втором случае изделия, как правило, сразу помещаются в тару для розничной продажи. Так расфасовываются, в частности, моющие средства (ОАО "Новомосковскбытхим"), жидкость для омывания стекол автомобиля (ЗАО "Нефтехим"). В случае поставки продукции оптовым покупателям, осуществляющим упаковку самостоятельно, транспортировка, к примеру, жидкостей производится в железнодорожных цистернах.
2. Использование пластиковой тары, в том числе крупногабаритной, серьезно сдерживается действующими нормативными актами. Например, ГОСТ на соляную кислоту предписывает осуществлять транспортировку и хранение этого продукта в стеклянных бутылях, упакованных в деревянные ящики со стружкой. Тем не менее некоторые производители соляной кислоты осуществляют ее отгрузку в пластмассовой таре (ОАО "Каустик", г. Волгоград).
3. В сфере производства сыпучих продуктов (минеральные удобрения) серьезное конкурентное давление на использование пластмассовой тары оказывается со стороны сегмента мягких пластмассовых контейнеров (ОАО "Акрон", г. В. Новгород, ОАО "Минудобрения", Воронежская обл., ОАО "Аммофос", г. Череповец). Во многих случаях нередко применяют бумажные мешки (ОАО "Сода", г. Стерлитамак).
4. К числу продуктов, для транспортировки и длительного хранения которых как производителями, так и потребителями используется пластмассовая тара, относятся:
- продукты неорганической химии (соляная и другие кислоты, щелочи, соли);
- дизельное топливо;
- анилин и синтетические красители;
- лакокрасочные материалы (в частности, эмульсионные и дисперсионные краски);
- этиловый спирт;
- пищевые растительные масла;
- растительные масла непищевого применения (пихтовое масло);
- питьевая вода;
- продукты питания (молочные, соления, квашения).
Структура потребления пластиковой тары по видам продуктов приведена на рисунке.
При оценке структуры потребления пластмассовой тары по отраслям-потребителям крупнейшей из них следует назвать химический и нефтехимический комплекс (имеются в виду предприятия по производству и переработке продуктов органического синтеза, неорганических соединений, лакокрасочные заводы). Другой крупный потребитель – агропромышленный сектор, использующий пластмассовую тару для хранения продуктов питания, изготовления солений, квашений, засолки рыбы и т. д. При расширении диапазона анализа за пределы 100...1200 л доля этого сегмента возрастает за счет тяготения к таре больших объемов – 2000, 3000 л и более. Так, например, фирма "Ротопласт" участвует в программе переоснащения московских овощных баз, куда взамен деревянных бочек теперь поставляются пластиковые емкости объемом до 10 м3. В сельском хозяйстве пластмассовая тара находит применение для длительного хранения минеральных удобрений и средств защиты растений.
Наконец, еще один заметный потребительский сегмент – частный сектор, использующий пластмассовые бочки на садово-огородных участках для сбора воды для полива (100...200 л), а также в системах водоснабжения индивидуальных домов (до 600...700 л). Часть потребностей в этом сегменте рынка удовлетворяется за счет реализации тары населению промышленными предприятиями после освобождения ее от содержимого – закупаемого сырья и расходных материалов (такая практика существует, в частности, на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности).
Диаграмма, характеризующая структуру спроса на пластмассовую тару по отраслям-потребителям и сферам применения, приведена на рисунке.
Подводя итоги, можно сказать, что основным фактором, определяющим спрос на КПТ, является весь комплекс ее преимуществ перед другими видами тары.
Кроме "плюсов" КТП, указанных в таблице, следует отметить и другие положительные стороны ее использования:
– независимость от конъюнктуры на других рынках и внешнеэкономических факторов. Заметим, что в области металлической тары повышенное внимание производителей стального листа к расширению выпуска металлической тары связано, на наш взгляд, с определенными проблемами, которые в последнее время возникают с реализацией этой продукции. Противодействие в некоторых странах российским экспортным поставкам, а также спад в ряде машиностроительных отраслей сделали в последнее время актуальным обращение металлургов к производству тары;
– отсутствие серьезных проблем с сырьевым обеспечением;
– упрощенные возможности утилизации тары (продажа населению, уничтожение).
Все эти факторы, несомненно, способствуют и будут способствовать в будущем дальнейшему увеличению доли КПТ на российском рынке.
ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:
- Полимерная стретч-пленка для упаковки паллет. Особенности производства и области применения
- Похвальное слово веревке
- Росупак 2007: здесь живет упаковка
- Оборудование для упаковки грузов в стретч-пленку
- Защитная упаковка
- Транспортная тара
- Российский рынок крупногабаритной тары
- «РОСУПАК» как зеркало отечественного рынка упаковки