Truck-mounted forklift – погрузчик, который всегда с тобой

В. Петрова

Вилочные погрузчики, которые мы из-за отсутствия четкой терминологии в отечественной логистике для краткости будем называть «навесными», в нашей стране являются, наверное, самым малоизвестным видом этой техники, несмотря на то, что их достаточно широко применяют в США и Европе. Уже само название машин – truck-mounted forklifts (TMF) – указывает на основную их особенность: эти легкие и компактные погрузчики можно быстро, удобно, не занимая вообще места в кузове, прицеплять сзади на автотранспортное средство и перевозить вместе с грузом.

Основное преимущество TMF в том, что водители грузовиков, взяв с собой такую машину, не должны дожидаться, пока приедет погрузочное средство, чтобы разгрузить кузов. Достаточно отцепить погрузчик и самостоятельно проделать все необходимые операции. Тем более что конструкция навесных погрузчиков позволяет сделать это даже при полном отсутствии нормальных дорог или площадки с твердым покрытием.

Первый TMF-погрузчик «пришел» из сельского хозяйства: его создал голландский фермер Хессель Коои (Hessel Kooi), занимавшийся выращиванием луковиц тюльпанов, чтобы оперативно отгружать и транспортировать эту продукцию, требующую весьма деликатного обращения и быстрой доставки своим дистрибьюторам прямо с поля. Позже выпуск навесных погрузчиков освоили фирма Moffett Engineering, Ltd., основанная ирландцем Сесилом Моффеттом (Cecil Moffett), который прежде занимался производством тракторов, и компания Princeton Delivery Systems, которая изготовила TMF, чтобы транспортировать дерн для собственного питомника.

Сегодня компании Moffett (Dundalk, Ирландия) и Princeton (шт. Огайо, США) являются самыми крупными производителями навесных погрузчиков в мире. Обе они представляют собой часть фирмы Hiab Oy, принадлежащей в свою очередь корпорации Cargotec Corp. (Хельсинки, Финляндия). Hiab купила Kooi и Moffett у компании Terex в 2000 г., а в 2004-м объединила их в одну фирму. Kooi была превращена в марку Moffett, и погрузчики, которые в Европе были известны под названием Moffett-Kooi, сегодня во всем мире носят имя Moffett. Ивестными изготовителями навесных погрузчиков являются также компании Manitou BF SA, Palfinger AG, Sellick Equipment Ltd., Quality Corp. (Donkey), Kesmac Inc., Chrisman Manufacturing Inc. (марка Navigator), Terberg Machines BV (марка Kinglifter) и Stonehall Engineering Company Ltd.

Производители TMF не входят ни в одну из ассоциаций производителей индустриального транспорта, поэтому выпускаемое ими оборудование не учитывается в статистике World Industrial Truck Statistics, которая публикуется в открытой печати, в том числе в журнале «Склад и Техника». Компетентные эксперты оценивают ежегодный объем рынка этих машин приблизительно в 6 тыс. ед. Примерно 3 тыс. ед. ежегодно покупает Северная Америка, 2 тыс. ед. – Европа; оставшуюся часть техники потребляют такие регионы, как Южная Африка, Австралия и Центральная Америка. Что касается динамики рынка навесных погрузчиков, то прошлом году он увеличился примерно на 15%, в то время как до этого в течение четырех лет рос примерно на 10% в год.

TMF-погрузчики Moffett
TMF-погрузчики Moffett

От сельского хозяйства до строительных материалов

В Северной Америке, которая является самым большим региональным рынком TMF в мире, толчок производству навесных погрузчиков дала промышленность строительных материалов. Основными потребителями навесных погрузчиков в США являются предприятия, работающие именно в этой области, а точнее, склады пиломатериалов и кирпичные заводы. Дистрибьюторы производителей строительных материалов начали применять эту технику в начале 1980-х – сразу после того, как впервые увидели их на дорогах. Крупные фирмы этого профиля содержат целые автотранспортные парки и для удобства разгрузки своих изделий на стройплощадках, где традиционные фронтальные вилочные погрузчики с противовесом и хорошие площадки для их работы чаще всего отсутствуют, прицепляют TMF позади грузовиков. В результате навесные погрузчики стали в США настолько популярны, что объем реализации моделей Princeton в промышленности строительных материалов перевалил за миллиард долларов.

Если на эту отрасль приходится примерно 85% всех продаж компании, то остальные 15% машин поставляются для сельского хозяйства и лишь единицы – в другие сферы бизнеса. Ежегодный устойчивый рост строительства жилья в Америке только способствует постоянному увеличению объемов выпуска и реализации навесных погрузчиков.

Погрузчик Crayler с дистанционным управлением

Продажи TMF-погрузчиков в другой североамериканской компании Sellick Equipment Ltd. (Канада) составляют 35% ее бизнеса и также ориентированы на быстро развивающуюся строительную промышленность региона. Эти машины, естественно, оказались в фокусе внимания компании. Sellick Equipment изначально занималась поставками погрузчиков высокой проходимости строительным фирмам, но вскоре ее дилеры убедили руководство компании в необходимости вступить в конкурентную борьбу и в TMF-сегменте рынка. Sellick начала выпуск навесных погрузчиков в Harrow (Онтарио) в 1995 г. TMF-55 – пока единственная модель, которую выпускает компания; ее максимальная грузоподъемность (г/п) – примерно 2500 кг, максимальная высота подъема вил – 3,66 м. В конструкции использованы вилочный захват фирмы Kenhar и популярный в Штатах выдвижной грузоподъемник типа «пантограф», что позволяет осуществлять погрузку-разгрузку фуры только с одной стороны. В 2007 г. Sellick планирует начать серийный выпуск новой модели.

Погрузчик фирмы Sellik

Рынки вилочных погрузчиков в некоторых странах Азии, например в Индии и Китае, растут очень быстро, но TMF в этих регионах пока не применяют. Этот факт совсем неудивителен, если рассмотреть те функции, которые должны выполнять эти машины. Применение навесных погрузчиков всегда имело тенденцию следовать за экономическим развитием страны. Особенностью развитых стран является дефицит трудовых ресурсов: большинство населения здесь не хочет делать «грязную» работу, связанную с тяжелым физическим трудом.

Именно такие операции и выполняет за них навесной погрузчик, собирая и поднимая грузы, предварительно скомплектованные рабочими. В США и Европе контракты на строительство выполняет высококвалифицированный и дорогостоящий персонал, готовый класть кирпичи и забивать гвозди, но отнюдь не перетаскивать тяжести с места на место, ведь такое его использование просто неэффективно. Точно так же дело обстоит везде, где стоимость труда высока. Кроме того, в промышленно развитых странах на участки строительства жилых зданий часто должно доставляться довольно сложное оборудование, целые секции зданий и другие, специально построенные заводами стройматериалов готовые конструкции. Они требуют очень осторожного обращения и слишком дорого стоят, чтобы обрабатывать их без TMF.

Конкуренция обостряется

Модель Kinglifter (Terberg)

Princeton и Moffett являются основными конкурентами в Европе и на рынке Северной Америки. Помимо этих двух лучших и самых известных марок есть и другие производители этой техники. Прежде всего, это компании Terberg Machines BV (IJsselstein, Нидерланды), которая производит погрузчики Kinglifter, Palfinger (Зальцбург, Австрия), и Manitou (Ancenis, Франция).

Terberg приобрела права на марку навесных погрузчиков Kinglifter у компании Kingma Metals недавно – в 2002 г. Владелец Kingma раньше работал руководителем экспортного производства в фирме Kooi и позднее организовал свой бизнес. Несмотря на то, что для Terberg это новое направление деятельности, менеджмент, занятый продвижением техники Kinglifter, считает, что компания с ежегодным товарооборотом 500 млн. евро (635 млн. USD) имеет достаточно финансовых средств, чтобы вывести эту марку на мировой рынок. Terberg подобно другим предприятиям по производству TMF-погрузчиков очень осторожна в обнародовании своих коммерческих показателей, но, по утверждению ее менеджеров, производство навесных погрузчиков весьма конкурентоспособно.

Так, товарооборот компании, начиная с 2002 г., вырос более чем вдвое. В 2007 г. Terberg вновь планирует еще удвоить товарооборот благодаря новым дилерам, которые войдут в ее дистрибьюторскую сеть. Приблизительно 40% поставок навесных погрузчиков компания осуществляет на рынок строительных материалов, производства напитков и дистрибьюторам товаров широкого потребления. Terberg не продает технику Kinglifter в Северной Америке.

TMF-«телескопы»

Французская компания Manitou начала выпуск моделей TMF в 1995 г., после того, как ее постоянные клиенты, уже применяющие такую технику, попросили производителя добавить это изделие к ассортименту его продукции. В 2005 г. компания «отметила» 10-ю годовщину создания собственного навесного погрузчика, обновив весь диапазон навесных моделей Manitransit. Модернизация включала в себя установку более мощных двигателей, более длинной телекопической мачты для увеличения радиуса действия и снижение центра тяжести машин с целью придать им бoльшую устойчивость при работе. Этим шагом компания еще раз подтвердила, что занимает стабильное положение на рынке и является сильным игроком. Выпускаемые Manitou погрузчики – одни из немногих на рынке TMF, которые оснащены телескопической мачтой вместо традиционной для вилочных погрузчиков, состоящей из двух или трех рам. Ряд Manitransit насчитывает девять моделей, которые изготавливают в штате Техас (США) и в Ancenis (Франция). Продажи компании делятся в соотношении 50 на 50 между Северной Америкой и Европой. Главные клиенты – производители стройматериалов и напитков, заводы по разведению домашней птицы.

Навесной «телескоп» Manitou

Оливье Тракюсси (Oliver Traccucci), менеджер по продажам Manitransit, утверждает, что использование телескопически выдвигающегося грузоподъемника позволило решить «главные проблемы» TMF, связанные с обслуживанием традиционных мачт и вызванные наличием в их конструкции таких деталей, как, например, подшипники и цепи. Система выдвижных вил, которая обычно применяется в этих машинах для погрузки-разгрузки автотранспорта с одного борта, также стоит немало. Если в ходе работ она повреждается, ремонт обходится довольно дорого.

Подобно TMF, оснащенным мачтой, грузоподъемность модели Manitransit снижается по мере удаления центра тяжести груза от центра тяжести самой машины. Так, 2,5-тонный навесной погрузчик Manitou может снять или поставить 2,5 т груза на ближний борт автомашины и лишь около 1,5 т – на дальний борт. Если поддон слишком тяжел для того, чтобы его можно было снять c дальнего борта, погрузчик может тянуть его вдоль борта, используя телескопирование вил и функцию наклона вил.

Еще одним производителем таких моделей в Европе является ирландская компания Stonehall Engineering Co., Ltd. Она выпускает две модели – Shunty 3325 максимальной г/п 2500 кг и Shunty 3330 максимальной г/п 3000 кг с высотой подъема до 3,76 м. Горизонтальный ход вил 1870 мм позволяет этим машинам разгружать любые автофуры с одного борта.

Создание Lift Assist

Moffett Engineering Ltd. основана в 1945 г. Сесилом Моффеттом в Монагане (Ирландия), для того чтобы производить сельскохозяйственное оборудование. В 1986 г. компания начала выпуск навесных погрузчиков Moffett Mounty. После слияния с Kooi в 2004 г. они стали позиционироваться на рынке под брендом Moffett. Moffett занимает примерно 60% мирового рынка TMF, причем присутствует почти во всех странах мира. Ирландский производитель выпускает приблизительно 4 тыс. ед. этой техники ежегодно на своих заводах в Ирландии и Нидерландах.

Модели серии Shunty компании Stonehall
Модели серии Shunty компании Stonehall
Модели серии Shunty компании Stonehall
Модели серии Shunty компании Stonehall

В начале этого года компания ввела в конструкцию машин запатентованную систему вспомогательного подъема Lift Assist. Погрузку-разгрузку поддонов погрузчиком, расположенным только у одного борта автомашины, можно осуществить и при оснащении его телескопической мачтой, как модели Manitou, и используя выдвигающиеся вилы или ножничный механизм выдвижения каретки (пантограф). Известно, однако, что остаточная грузоподъемность при выдвижении вил на максимальную длину, особенно по горизонтали, снижается в разы.

Система Lift Assist позволяет поднимать с помощью погрузчика груз массой более 2 т с дальнего борта автомобиля, а также избежать возможного повреждения изделия, вызванного его «вытягиванием» из кузова. Lift Assist включает две «руки»-опоры с гидравлическим управлением, приваренные к конструкции погрузчика. При погрузке они упираются в трейлер, используя его как дополнительную опору, чтобы восполнить разницу между массой машины и массой груза.

В этом году Moffett заключила соглашение с компанией Combilift Inc. (Монаган, Ирландия), целью которого является создание TMF с телескопической мачтой. Как прокомментировали это событие в Moffett, существующие модели с выдвигающимися вилами или пантографным механизмом хорошо выполняют операции по подъему поддонов с одного борта, но TMF-«телескопы» необходимы компании для того, чтобы ее диапазон изделий был максимально полным.

Прочный, всепроходный, но легкий и красивый

Название зарегистрированной торговой марки погрузчиков Princeton – Piggyback – говорит о том, что эти машины много времени проводят в поездках позади автотранспортного средства. Таким образом, при проектировании TMF их изготовители рассматривают в качестве основных два положения погрузчиков – транспортное, позади грузовика, и рабочее, на земле. Каждое из этих положений требует, чтобы конструкция машины отвечала определенным особенностям.

TMF в процессе транспортировки подвергается вибрации и ударам при наезде на неровности дороги. В то же время понятно, что такой погрузчик должен быть спроектирован максимально легким. В этом отношении он весьма похож на самолет, который нельзя создать из произвольно выбранных марок стали. Надо найти такой вариант исполнения, который будет не слишком тяжелым для транспортирующего его грузовика, и одновременно достаточно надежным и прочным, чтобы без поломок работать в течение многих лет. Это оказалось нелегкой задачей для многих производителей: у инженеров компании Princeton ушли годы на то, чтобы создать такой проект.

Модель Piggyback (Princeton)

Специалисты фирмы Terberg видят больше сходства у TMF с подъемным краном: ведь oн также должен быть выполнен настолько легким, насколько это возможно. При транспортировке на TMF воздействуют грязь, вода и химические соли, как и на перевозящий его грузовик. В зимний период и в Северной Америке, и в Европе дороги обрабатывают специальными реагентами, чтобы предотвратить гололедицу. Соли, как известно, вызывают сильную коррозию всех металлических компонентов машин. TMF в отличие от автомобилей, которые часто моют, может долго оставаться загрязненным химреагентами.

Технология Manitou предусматривает даже специальные способы защиты рам TMF. Перед монтажом на погрузчик рамы предварительно погружают в химическую ванну, где они подвергаются специальной обработке – катафорезу. Подобным образом защищаются от коррозии автомобили. Такая обработка является одним из лучших химических способов защиты, которые сегодня известны. Катафорез надежно защищает металлические конструкции TMF от коррозии на срок до 10 лет, т. е. на протяжении всего ресурса машины.

Несмотря на то, что большинство моделей TMF выглядят несколько угловато, и они являются объектом для дизайнерского творчества. Поскольку TMF-погрузчики по существу становятся неотъемлемой частью транспортирующего их автомобиля, их часто окрашивают в цвета, наиболее соответствующие внешнему виду грузовика. Конечно, это возможно ровно настолько, насколько позволяет эстетическое оформление машин, ведь эти погрузчики, как мы уже сказали, чаще всего работают в самых сложных климатических условиях и в агрессивной окружающей среде.