Как заработать для России треть триллиона долларов?

ЭД-3, или электронное декларирование третьего поколения для таможенной системы России

В. Елин, к.т.н., председатель совета директоров
ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» (SLG)

Еще не успели толком открыться границы между странами – участницами Таможенного союза (ТС), а таможенные службы дружественных государств уже думают, как нагреть «большого брата»! И это понятно: Россия-матушка велика от края до края, а потому неповоротлива. А как обеспечить достойную конкуренцию дружественным государствам при таких безграничных возможностях – идей в виде конкретных проектов не хватает.

И дело не в том, что идей и проектов нет. Они, конечно, есть, и даже с избытком. Но их крайне тяжело реализовать, потому что сколько ни обращайся к российским чиновникам, они всегда найдут обоснованный повод тебе отказать. Возможно, так происходит потому, что нефть и газ безудержно повышаются в цене, как и все виды товаров, соответственно и налоги на доходы от таможенного оформления импорта и экспорта, внешней и внутренней торговли идут в рост. Идиллия какая-то – для государства в целом и для бюджета в частности! Это как раз и расслабляет, не дает возможности адекватно оценивать действительность, создавать конкурентные и комфортные условия для работы участников ВЭД, предпринимателей и других резидентов российского рынка.

Наши партнеры по ТС давно подсчитали, что после объединения у каждой из сторон появится не так много возможностей оттянуть на себя часть огромного одеяла в виде импортно-экспортных потоков через его национальные границы. Для Казахстана с его мобильной финансовой системой, не обремененной избыточным бюджетным планом, последовательной экономической политикой, меньшим налоговым бременем на бизнес, чем в России, есть один шанс  – сделать более дешевым и выгодным приграничный сервис для китайских потоков, сыграв тем самым на своем удачном местоположении между Китаем, кузницей мировых товаров, и Россией, «большим братом» и потребителем этих самых товаров. Эффект по перетеканию предпринимателей и участников ВЭД на приграничные территории Казахстана усиливает и экономическая составляющая в виде невысокого по сравнению с Россией НДС. В Казахстане он составляет всего 12%, а в России – 18%. Как говорится, почувствуйте разницу, особенно при гигантских внешнеторговых оборотах с Китаем!

Другой наш сосед тоже время попусту не теряет. Белорусские таможенники у «батьки» Лукашенко очень вымуштрованные ребята. Взяток не берут по идеологическим соображениям, а может, из принципа. По-видимому, трудолюбивым и морально стойким офицерам Белорусской таможни действительно «за державу обидно» – как их российскому коллеге Верещагину из кинофильма «Белое солнце пустыни». В Белоруссии таможенный сервис комфортен, быстр и разумен. Цены на услуги для участников ВЭД на границе с Польшей разительно отличаются от ценников за «калитку» на СВХ в Смоленске, Брянске, Пскове или в Торфяновке под С.-Петербургом – разумеется, в меньшую сторону. А если везешь импортный груз, честно тебе бонус – пролетай, как скоростной поезд «Сапсан», без лишних остановок и проблем! Что еще нужно для нормальной жизни и комфортного бизнеса любому, и не только российскому участнику ВЭД?

Жаль, что наши таможенники не успеют перестроиться для участия в новом распределении внешнеэкономических потоков у наших же государственных границ ТС – слишком высока инертность. Кроме всего прочего российской таможенной службе нужна какая-то прорывная идея, реалистичный и быстро внедряемый приграничный проект. Я не беру в расчет проект-концепцию – строительство тамо­женно-логистических терминалов (ТЛТ) на приграничных территориях в Российской Федерации. Идея эта не нова, и скоро она может стать ненужной. Особенно в случае вступления нашей страны в ВТО в 2011 г., как уверенно утверждает торговый представитель США, что в свою очередь приведет к будущей возможной быстрой интеграции с европейским экономическим пространством. А как мы знаем, внутри Европейского союза никаких европейских ТЛТ не имеется, так как во всем цивилизованном мире большинство логистических и таможенных центров сосредоточено в пригородах крупных мегаполисов или в портовых зонах.

Какая же идея могла бы стать прорывным и быстро реализуемым проектом для таможенной системы России? Называется эта идея, или лучше сказать технология, ЭД-3, или электронное декларирование третьего поколения через сеть Интернет. Суть технологии ЭД-3 заключается в модернизации уже аттестованной ГНИВЦ ФТС РФ и активно действующей на территории Российской Федерации технологии ЭД-2 оформления электронных деклараций через Интернет. Но в ЭД-3 оно будет проводиться с использованием моментальной оплаты таможенных платежей на основе существующих платежных систем. Технология ЭД-3 позволит участникам ВЭД оплачивать таможенные платежи в режиме 24х7 в любой точке ТС, включая его приграничные территории, даст возможность автоматически следить за состоянием счета-депозита для оплаты всех таможенных платежей. В конце концов, у таможенников появится инструмент для ежеминутного онлайн-мониторинга платежей в масштабе всей страны.

В идеальном варианте, чтобы не отставать от развитых стран «большой семерки», мы должны шагнуть дальше с электронным декларированием через Интернет, активно внедряя уже сделанные наработки в этой сфере, а именно – взяв за основу концепцию внедрения электронного декларирования любой из стран G7, использовать их опыт применительно к нашей стране.

Возьмем для примера американскую практику формирования системы электронного декларирования. Вот основные тезисы, которые были положены в ее основу в период внедрения, взятые из статьи К. Корнякова «Зарубежный опыт таможенного контроля и транспортных средств»:

  • создание единого федерального пространства сбора, накопления и анализа таможенной информации;
  • обеспечение надежной защиты государственных интересов, осуществление эффективного контроля над ввозом и вывозом товаров;
  • организация единого центра управления финансами таможни;
  • ускорение выполнения всех процессов для снижения затрат на проведение таможенных процедур и повышения эффективности работы таможенных органов;
  • достижение лидирующей роли США в области международной торговли.

Звучит очень разумно. Кроме того, эти принципы и технологии испытаны временем. Причем все необходимое для реализации такого проекта у России в той или иной форме есть. Кстати, «зеленый коридор» по-американски – это 5–10 секунд для пересечения границы с грузом!

А теперь представьте себе, что после внедрения системы электронного анализа данных, электронного декларирования и электронного оборота документов таможенные органы США в первый год внедрения системы получили экономический эффект, равный чуть ли не 20% от ВВП страны.

Для сведения: ВВП России за 2010 г., согласно данным Росстата, составил 44,5 трлн. руб. – а ведь это не самый лучший год, послекризисный. Получается, что доходы от комплексного внедрения электронного декларирования следующего поколения в РФ в совокупности с реализованными тезисами и технологиями, как в США, дали бы стране экономический эффект, эквивалентный $315 млрд. в год. Так может, нам сырую нефть и газ не качать за копейки, а модернизировать таможенную систему в государстве? Экономический эффект будет невероятно высоким и приносящим ежегодную прибыль!

Логистика против санкций (На выставке Transport Logistic образовано новое международное бизнес-партнерство)
Логистика против санкций
На выставке Transport Logistic образовано новое международное бизнес-партнерство
Почему наша таможня не любит свежие овощи и фрукты? (Проблемы при таможенном оформлении «скоропорта»)
Почему наша таможня не любит свежие овощи и фрукты?
Проблемы при таможенном оформлении «скоропорта»
Технология погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ с пакетами
Технология погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ с пакетами

Технология погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских (ПРТС) работ на складах определяет порядок и последовательность выполнения операций по погрузке, выгрузке, транспортировке и складированию пакетов, используемые технические средства, а также устанавливает требования по охране труда.

Максимальная скорость работы с минимальными затратами ресурсов (Алгоритмы внутренней логистики склада от специалистов компании «Складской мир»)
Максимальная скорость работы с минимальными затратами ресурсов
Алгоритмы внутренней логистики склада от специалистов компании «Складской мир»
Выставка «СТЛ. Системы транспорта и логистики – 2017»
Выставка «СТЛ. Системы транспорта и логистики – 2017»

25 – 28 апреля в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне прошла выставка «СТЛ. Системы транспорта и логистики – 2017». Организованная АО «Экспоцентр» выставка проводилась под патронажем Торгово-промышленной палаты РФ. Подтверждением международного авторитета выставочного проекта служат Знаки Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) и Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).