Работа с новой системой цифровой маркировки в AXELOT WMS X5

В связи с тем, что новый федеральный закон об обязательной маркировке с использованием контрольных идентификационных знаков (КИЗ) потребует от производителей и поставщиков товаров внесения корректировок во многие процессы оборота товаров, компании все активнее ищут решения, позволяющие автоматизировать новый функционал и интегрировать его в устоявшийся информационный контур компании.

Серьезные изменения затронут в первую очередь складскую логистику – ведь именно склад является ключевым звеном между производителем и потребителями товаров. Система управления складом должна иметь функционал для фиксации КИЗов и серийных кодов, обладать инструментами для проверки их подлинности.

AXELOT WMS X5 – WMS-система нового поколения, которая позволяет автоматизировать управление всеми технологическими процессами современного высокоинтенсивного складского комплекса. Функционал системы позволяет не только учесть все требования закона, но и адаптировать их под специфику работы конкретного склада.

Специалисты AXELOT – руководители проектов Михаил Крутиков и Антон Дегтярев – подготовили ответы на самые актуальные вопросы, чтобы рассказать, какие изменения ждут складскую логистику и как в AXELOT WMS X5 ведется работа с новой системой цифровой маркировки.

Каким образом изменения в федеральном законодательстве затронут складскую логистику? Какие именно процессы компаниям придется изменить или ввести?

– Основные изменения будут касаться функционала учета и фиксации КИЗов и SSCC (серийных кодов транспортной упаковки). Процедура учета будет затрагивать операции по приемке товаров на склад, сборке заказов, контролю, отгрузке. Учет КИЗов и SSCC-кодов необходим для процедур агрегации/разагрегации. Кроме того, нужны будут сценарии работы при блокировке номеров КИЗ: как выполнить проверку и что делать с заблокированными единицами и партиями товара.

Как AXELOT WMS X5 может помочь в контроле КИЗов на складе?

– Собственно, весь функционал для работы с цифровой маркировкой, перечисленный в ответе на первый вопрос, может быть реализован на складе, управляемом AXELOT WMS X5. Например, в WMS от AXELOT реализована возможность контроля КИЗов на этапах обработки входящего и исходящего потоков товаров. На этапе приемки весь поступающий товар подлежит контролю. При этом сканируется каждый 2D-штрихкод КИЗа в случае приемки поштучно, или SSCC-код сборной коробки, содержащий информацию о тех товарах и КИЗах, которые входят в ее состав. Также WMS-система контролирует конкретные КИЗы, которые были отгружены контрагенту, и не дает принять в рамках возврата КИЗ, который со склада не отгружался.

Однако каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, так как на данный момент универсального решения нет. Свое влияние на процессы контроля будет иметь отраслевая специфика склада, интенсивность его работы, техническая оснащенность и другие факторы.

Как в системе может выполняться проверка подлинности КИЗов? Что делать, если КИЗ не проходит проверку?

– Валидация КИЗов выполняется за рамками WMS-системы. При выполнении указанных выше процессов WMS будет передавать информацию об отсканированных КИЗах в учетную систему, а та, в свою очередь, – в систему эмиссии кодов. Передается полное значение кода, включающее в себя как код маркировки, так и код проверки. Именно в системе эмиссии кодов и будет осуществляться проверка подлинности кода маркировки с использованием криптографических алгоритмов. На стороне WMS-системы КИЗы, не прошедшие валидацию, могут блокироваться для отгрузки и размещаться в отдельную зону карантина до выяснения причин.

Что касается вопроса о том, как поступать с КИЗами, не прошедшими проверку, тут, к сожалению, государство однозначного ответа пока не дает. В рамках склада, если товар окончательно отбраковывается системой, он может быть списан или возвращен поставщику.

Может ли система отслеживать ранее выявленные партии нелегальной продукции на этапе приемки?

– Да, если в системе эмиссии кодов уже есть информация о заблокированных КИЗах. Через учетную систему компании эта информация поступает в WMS-систему, и товар блокируется на этапе приемки или при выполнении других складских операций. Дополнительных запросов в службу мониторинга в данном случае не потребуется.

Какие требования предъявляются к техническому оснащению склада? Потребуются ли новое оборудование и мощности, чтобы использовать функционал WMS-системы по работе с КИЗами?

– Для работы понадобятся терминалы сбора данных (ТСД) со сканером 2D-кодов формата Data Matrix. Но важно подчеркнуть, что мобильное приложение на ТСД должно на программном уровне работать со сканером штрихкодов. Работа сканера «в разрыв клавиатуры» должна быть исключена, так как в данном случае не получится выполнять разбор структуры штрихкода при наличии нечитаемых символов.

Также складу понадобятся мощные серверы для бесперебойного выполнения операций с массивом номеров КИЗ.

С точки зрения бизнеса и логистики, введение новых требований по обязательной маркировке – это только новые затраты? Неужели от этого компании не получают никаких выгод?

– К сожалению, прямых финансовых выгод от введения новой системы цифровой маркировки для бизнеса нет – ведь сложно оценить размер упущенной прибыли от фальсификаций и каких-то других непорядочных действий конкурентов. Тем не менее, даже при отсутствии такой оценки в денежном выражении уже сейчас можно говорить о минимизации целого ряда рисков. Функционал WMS-системы для работы с цифровой маркировкой поможет компании избежать штрафов и отзыва лицензии, если будет обнаружена нелегальная продукция. Также, как уже говорилось, система позволит точно контролировать возвраты от клиентов, поэтому подменить отгруженную со склада продукцию при возврате не получится.

Если рассуждать на перспективу, то пользу можно увидеть в стандартизации бизнес-процессов компаний из различных отраслей. Можно рассматривать тотальную цифровую маркировку как инструмент для сбора информации о товародвижении, об интенсивности и сезонности продаж, остатках товаров на складах и в магазинах. Но о реальной выгоде по этим направлениям пока говорить очень рано.

Михаил Крутиков, руководитель проектов, AXELOT,
Антон Дегтярев, руководитель проектов, AXELOT