Автоматизация склада – требование времени

Владислав Санкин, Генеральный директор ООО «ФАБС Логистик»

ООО «ФАБС Логистик» – известный и первый в России системный интегратор в области автоматизации складов в этом году празднует 25-летие свое деятельности на российском рынке.

Пандемия короновируса и ситуация, в связи с этим сложившаяся практически во всей мировой экономике начиная с 2020 года коренным образом изменили философию торговли и, соответственно, всю цепочку поставок и рынок складских услуг. Это произошло и в России. И хотя все эти изменения произошли прежде всего по причине пандемии, тем не менее эти изменения стали лишь продолжением и укреплением сложившейся ранее тенденции на развитие онлайн торговли. И пандемия стала лишь катализатором дальнейшего развития этого тренда. Те преимущества для клиента, которые дает Интернет-торговля настолько существенны, что не могут далее быть уделом лишь жителей развитых стран.

Товары стали доступнее, а ассортимент может быть практически бесконечным, что мы и видим на примере современных маркетплейсов. Гигантские потоки товаров концентрируются на складах в небывалых размерах, а сложившиеся стандарты электронной торговли требуют их быстрой обработки, с доставкой клиентских заказов в течение нескольких часов.

Эксперты уверяют, что модель онлайн-потребления будет приобретать все большие масштабы, а к 2030 году покупка продуктов питания онлайн будет доходить и превосходить ошеломляющие 10% общего оборота. Продажи косметики онлайн уже сейчас растут на 60–80% в год, и мы уверены, что это не предел.

Коронакризис ускорил естественные процессы и не пощадил многие бизнесы, например, рынок FMCG заметно фрагментировался и снижение трафика в офлайн магазинах заметно продолжается и в 2021 году. По данным Nielsen падение офлайн продаж составило порядка 44%, что примело к закрытию огромного количества магазинов, а тенденции говорят о том, что многие продавцы будут еще долго экспериментировать с форматами магазинов, доставкой и изменению точек торговли. В одном мы уверены точно, все рано или поздно вернутся к вопросу склада, дарк-сторам и автоматизации.

Сокращение логистической цепочки, более привлекательные цены для конечного потребителя, повышенное внимание к вопросам хранения и качества, сохранности продукции и экологичности – тенденции потребления и вопросы потребителей, на которые тоже отвечает склад и автоматизация. Мы предвидим, что снижение количества офлайн магазинов продолжится, а к 2030 году мы увидим другую реальность, в которой автоматизированный склад – не прихоть и не роскошь, а аналог точки продажи и необходимость конкурентной борьбы.

Такие тектонические подвижки уже привели к резкому увеличению интереса интернет-компаний к автоматизации складов. Основным критерием становится сокращение сроков выполнения заказов клиентов, сокращение персонала и складских издержек. Тем более современные реалии позволяют говорить о быстрой окупаемости – все чаще наши клиенты называют нам сроки окупаемости в 4–5 лет против 7–8 лет ещёгода три назад. Но главное – выиграть бешенную гонку на рынке без серьезной автоматизации склада становится очень затруднительно и часто невозможно.

Несмотря на разнообразие и в тоже время часто на похожесть ассортимента каждый склад имеет свое отличие от аналогов и прежде всего за счет стремления сделать свой сервис более быстрым и менее затратным. Каждый успешный проект в Интернет-торговле имеет свое лицо, которое отражается на технологии работы его складских мощностей. И практика диктует здесь множественные решения, каждое из которых подходит прежде всего конкретному складу. То есть по-прежнему очень большое значение имеет правильное построение технологии работы склада и подбор подходящего для него автоматизированного решения. Но с одним отличием. Если ранее мы говорили о том, что автоматизация – это очень жесткий процесс, то теперь мы говорим, что мы вынуждены тем не менее искать универсальные решения, которые наши заказчики могли бы использовать не только в более-менее просматриваемой перспективе 2–4 лет, но и решения, которые позволили бы заказчику перестраивать в будущем свои складские процессы под требования, которые сейчас в полной мере себе сложно представить. К счастью, современная компонентная база очень универсальна и позволяет создавать гибкие решения, которые могут быть масштабированы или легко и с малой кровью трансформированы в будущем.

Мы наблюдаем сейчас интересные процессы: современный склад перестал быть статической неповоротной структурой и превращается в скоростную универсальную единицу.

Современные склады представляют собой сложные системы, в которых широко используются самые различные технологии: стеллажные, конвейерные, информационные и т. п. По сути, современный склад стал симбиозом самых разных типов современного складского оборудования. Всё чаще собственникам склада не нужны отдельные элементы – только стеллажи, только погрузчики, только конвейеры. Всё чаще они ставят перед нами вопрос о создании комплексной складской системы, способной выполнять специфические функции.

Но как построить такой склада? Это очень не просто, учитывая все особенности и специфику каждого бизнеса. Здесь требуется очень широкий набор знаний и компетенций поставщика для достижения удачного результата. Такой опыт мы копили десятилетиями.

Когда наша компания начинала осваивать специфику деятельности системного интегратора, она не имела никакого опыта в этом направлении, но уже была известна как проверенный временем и опытный поставщик отдельных компонентов – стеллажей и конвейеров. То есть поставлять все по отдельности мы умели, а вот все вместе – нет. Нам пришлось пройти сложный десятилетний путь от простого поставщика оборудования (купил–продал) до серьезного системного интегратора. Да и само понятие «системный интегратор» пришлось серьезно переосмыслить. Не только поставить одним договором несколько наименований продукции для склада одного заказчика, но и спроектировать систему, собрать ее из отдельных элементов, наиболее подходящих друг к другу в конкретных условиях, увязать работу этих элементов механически, электрически и программно, обеспечить заданную договором и техническим заданием производительность – вот минимальный круг вопросов, которые приходится решать настоящему системному интегратору.

У одного из заказчиков нашими усилиями были автоматизированы следующие процессы: приемка грузов на конвейер, транспортировка палет с грузом по конвейеру, обвязка палет пластиковой лентой, сортировка палет с поиском пары, формирование двойных палет, установка палет краном-штабелером в гравитационный стеллаж, информационный обмен с WMS клиента. И при этом вся эта система должна была работать с производительностью 80 палет в час! Этот пример хорошо показывает сложность и насыщенность проекта и очень четко отражает суть понятия «системная интеграция». Каждая из используемых машин может работать самостоятельно, хотя для некоторых процессов силами нашей компании создана система управления. Но мы реализовали синхронную согласованную работу группы этих машин для нужд единого технологического процесса, обусловленную меняющейся в течение суток обстановкой на складе (перепады производительности, изменения ассортимента и т. д.).

Создание системы автоматического склада – очень непростой процесс. Здесь, как правило, требуется глубокий анализ существующей технологии складирования, данных по перемещению грузов, прогноз развития на перспективу до 5–7 лет.

При работе над проектом автоматического склада нельзя получить коммерческое предложение за 1–2 дня. Сначала требуется спроектировать комплекс так, чтобы он отвечал требованиям заказчика по производительности и функциональности, и лишь только после технических согласований с заказчиком может быть выставлено адекватное коммерческое предложение. Длительность этого процесса – как минимум около 4–8 недель, далее все зависит от того, как быстро заказчик ответит на наши вопросы и предложения.

Здесь требуется скрупулезная проектная работа. Автоматический склад является жесткой структурой, изменения которой в случае ошибки проектирования будут стоить очень дорого. Именно поэтому мы огромное внимание уделяем вопросам проектирования. В этих вопросах нельзя спешить и лучше досконально разобраться во всех деталях функционирования склада, сделать осторожные, но продуманные и взвешенные прогнозы, рассмотреть определенные коэффициенты запаса для работы склада.

Имея за плечами большой «багаж» внедренных проектов и связанный с этим уникальный опыт, компания «ФАБС Логистик» не стала останавливаться на достигнутом. Сегодня специалисты «ФАБС Логистик» используют в своей работе самые современные методы проектирования, компоненты и решения, широко используют передовой зарубежный опыт и технологии. При проектировании мы часто обращаем внимание на такие мелочи как цвет стеллажа, диаметр колес тележки комплектовщика или расположение лампочки на щите управления.

В далеком от нас 2000-м году мы, уже обладая определенным и достаточно большим опытом в деле оснащения складов, поняли, что будущее за комплексными решениями и сделали первые шаги в сфере системной интеграции. С тех пор прошло много времени, которое доказало, что наш стратегический выбор был верным. Мы набрались опыта и возмужали, реализовали многие сотни проектов по оснащению складов самого разного плана и степени сложности.