Ответственность перевозчика по международным конвенциям

Игорь Ковалёв, заместитель генерального директора
ООО «СТА Логистик» по правовым вопросам

Далеко не каждый логист в своей практической деятельности уделяет достаточно внимания изучению реального размера ответственности перевозчика, и это увеличивает риски компании-импортера. Например, несоблюдение сроков доставки груза или его повреждение могут привести как к материальным, так и к нематериальным потерям. За что несет ответственность перевозчик и зависит ли размер его ответственности от вида транспорта, которым перевозится груз? Что такое предел ответственности перевозчика и в каком случае возмещение «по закону» может быть гораздо меньше реальных потерь импортера? Ответы на эти и другие важные вопросы, касающиеся ответственности перевозчика, вы найдете в данной статье.

При выполнении международных перевозок грузов перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу), утрату перевозимого груза и несоблюдение срока доставки груза. Рассмотрим каждый из этих случаев.

Повреждение (порча), утрата перевозимого груза

При повреждении (порче) груза размер возмещения равен сумме, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – сумме в размере стоимости груза. Как правило, указанное понижение стоимости соответствует стоимости ремонта поврежденного груза.

При утрате всего груза или его части размер возмещения равен документально подтвержденной стоимости утраченного груза или недостающей части. В подавляющем большинстве случаев размер ущерба определяется исходя из стоимости груза по инвойсу продавца, который сопровождает груз в процессе перевозки.

В дополнение к сумме компенсации, рассчитанной исходя из стоимости груза, перевозчик должен возместить грузовладельцу плату за перевозку (фрахт), таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные непосредственно с перевозкой груза: полностью в случае потери (полного повреждения) всего груза или в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной его утрате (повреждении).

Упущенная выгода (неполученные доходы, простои предприятия и др.) возмещению не подлежит. Однако необходимо помнить, что перевозчик несет ограниченную ответственность, т. е. размер его ответственности лимитируется соответствующими конвенциями.

Основные ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта приведены в таблице.

Морские перевозки Ответственность перевозчика за несохранность груза предусмотрена в размере стоимости груза, но не более 2 СДР* за 1 кг веса брутто (п. 5а ст. 4 Правил Гаага-Висби**).
Авиаперевозки Ответственность перевозчика ограничивается суммой в размере 250 французских золотых франков (примерно $20) на 1 кг (Варшавская конвенция, 1929 г.) либо 17 СДР за 1 кг веса брутто (Монреальская конвенция).
Железнодорожные перевозки Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) ограничений по размеру ответственности перевозчика не предусматривает. Предельный размер ответственности европейских железных дорог (узкая железнодорожная колея) за несохранность грузов составляет 17 СДР за 1 кг согласно Конвенции о международных перевозках по железной дороге 1980 г. (КОТИФ).
Автоперевозки Сумма возмещения в случае несохранности груза при международных автомобильных перевозках, выполняемых в соответствии с Конвенцией «О договоре международной дорожной перевозки грузов» от 19.05.1956 (далее – КДПГ), ограничена: она не может превышать 8,33 СДР за 1 кг веса брутто (п. 3 ст. 23 КДПГ).
*Искусственное резервное и платежное средство МВФ; курс СДР (XDR) публикуется ежедневно центральными банками многих стран (1 СДР ~ $1,5–1,6).
**Основной международный свод правил, определяющих объем ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам.

Для того чтобы правильно определить, какая из транспортных конвенций применяется к перевозке вашего груза, необходимо посмотреть товарно-транспортный документ, по которому осуществляется перевозка груза (на авто- и железнодорожной накладной необходимо смотреть лицевую сторону документа, на коносаменте и авианакладной  – оборотную).

ООО «А» осуществляло перевозку груза (ноутбуки) по маршруту Варшава – Смоленск. На месте разгрузки получателем ООО «Б» была выявлена недостача 10 ноутбуков общей стоимостью 7800 евро и весом брутто 23 кг. По курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату заявления претензии 1 СДР составил 46,7407 руб. ООО «Б» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 315 803,28 руб. (7800 евро х 40,4876 руб.). ООО «А» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ: в сумме 8955,05 руб. (23 кг х 8,33 х 46,7407 руб.).

Из указанного выше правила есть исключения (во всех транспортных конвенциях): лимиты ответственности перевозчика не подлежат применению в случае, если груз перево­зился с объявленной стоимостью, или если ущерб был вызван зло­умышленным поступком (грубая небрежность) перевозчика, или про­изошел по вине, которая, согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку.

ООО «А» осуществляло перевозку груза (компьютерные комплектующие) по маршруту Гренобль – Москва. На месте разгрузки получателем ООО «Б» была выявлена недостача 25 коробок груза общей стоимостью 17 600 евро и весом брутто 36 кг. По курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату заявления претензии 1 СДР составил 46,7407 руб. ООО «Б» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 712 581,76 руб. (17 600 евро х 40,4876 руб.). ООО «А» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ: в сумме 14 016,60 руб. (36 кг х 8,33 х 46,7407 руб.). ООО «Б» не согласилось с позицией ООО «А» и обратилось в арбитражный суд. В судебном слушании суду были представлены доказательства (показания очевидцев, материалы следственных органов и т. п.), подтверждающие тот факт, что недостача груза стала следствием его хищения из транспортного средства, которое произошло в тот момент, когда водитель находился в супермаркете, оставив транспортное средство с грузом на неохраняемой стоянке более чем на 2 часа. Суд расценил действия перевозчика как грубую небрежность и постановил взыскать с последнего причиненный ущерб в полном объеме.

Несоблюдение срока доставки груза

На практике возможны два варианта несоблюдения срока доставки груза: перевозчик возмещает убытки грузовладельца в связи с просрочкой доставки груза, но в размере не более фрахта перевозчика (данное ограничение установлено транспортными конвенциями); перевозчик оплачивает неустойку в размере, прописанном в договоре. Ограничений нет, если только в договоре не указано иное, например, что неустойка за несоблюдение срока доставки не может превышать фрахт перевозчика.

Если несохранность груза либо просрочка его доставки вызваны ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик на соответствующем виде транспорта.

Наши рекомендации

Учитывайте легальное ограничение ответственности перевозчика и риски, которые могут подстерегать собственника груза при перевозке дорогих и/ или легких грузов. Для определения суммы максимального возмещения, которое обязан будет выплатить автомобильный перевозчик, всякий раз совершайте простое арифметическое действие: вес брутто вашего груза умножайте приблизительно на $13. Полученное произведение будет соответствовать максимальной сумме возмещения, которое выплатит перевозчик в случае наихудшего варианта развития событий – при полной утрате вашего груза. Если рассчитанная сумма максимального возмещения со стороны перевозчика значительно меньше реальной стоимости груза, то советуем дополнительно застраховать груз.

Сервис iCanDeliver оптимизирует грузоперевозки
Сервис iCanDeliver оптимизирует грузоперевозки

Модернизация и технологизация складской логистики – это процесс постоянный и бурно развивающийся. Ежедневно появляются новости об инновационных идеях, многие из которых за последние годы изменили складскую логистику до неузнаваемости. Но логистика в целом состоит не только из складов, но и из всего того, что происходит между ними, а именно из транспортной логистики. И если в части «последней мили» уже вовсю видны новые прорывные идеи, то классические грузоперевозки в большинстве своем осуществляются так же как и десять, и двадцать лет назад.

Грузовой автотранспорт: особенности национальной аренды (Влияние на рынок аренды «малых» собственников автотранспорта)
Грузовой автотранспорт: особенности национальной аренды
Влияние на рынок аренды «малых» собственников автотранспорта
Проблемы российской транспортной логистики в современных экономических условиях (Мнение членов российского международного логистического альянса Associated Cargo Experts (ACEX))
Проблемы российской транспортной логистики в современных экономических условиях
Мнение членов российского международного логистического альянса Associated Cargo Experts (ACEX)
Разработка сбытовой политики предприятия – новые возможности (Эффективное управление цепями поставок)
Разработка сбытовой политики предприятия – новые возможности
Эффективное управление цепями поставок
Экономим на автотранспорте (Передача автотранспортного хозяйства на аутсорсинг)
Экономим на автотранспорте
Передача автотранспортного хозяйства на аутсорсинг