Страхование ответственности перевозчика (экспедитора)

CMR-страхование: суть и преимущества для грузовладельца

Игорь Ковалёв, руководитель
юридического отдела ООО «СТА Логистик»

Для осуществления международных грузоперевозок импортеры привлекают прямых перевозчиков, имеющих собственный транспорт, или экспедиторов. Каждый импортер предъявляет свои требования к транспортной компании, с которой он заключает договор. Это могут быть требования о наличии собственного подвижного состава, недвижимого имущества, значительного уставного капитала, действующего полиса страхования ответственности и др. Что же такое страхование ответственности перевозчика (экспедитора) и какова его польза для грузовладельца?

CMR-страхование является частным случаем страхования гражданской ответственности и представляет собой страхование ответственности транспортной компании при выполнении (экспедировании) ею автомобильных перевозок грузов в рамках КДПГ (иначе называется «CMR-Конвенция»). Страхование гражданской ответственности перевозчика/ экспедитора относится к добровольным видам страхования и осуществляется по инициативе и желанию транспортной компании.

Страховым случаем по данному виду страхования является наступление ответственности перевозчика (экспедитора) за причинение вреда грузовладельцу в связи с экспедированием или перевозкой его грузов, обязанность возместить который предусмотрена национальным законодательством и/ или международными конвенциями, т. е. наступление ответственности за повреждение (порчу), утрату груза, финансовые убытки в связи с просрочкой доставки груза, уплатой провозных платежей и несением прочих расходов, связанных с перевозкой груза.

Если перевозчик (экспедитор) имеет действующий полис страхования своей ответственности, то при повреждении груза и нанесении тем самым убытка грузовладельцу он вправе возместить причиненный ущерб за счет собственных средств (или в случае с экспедитором – за счет средств привлеченного им перевозчика) или представить документы, подтверждающие нанесение ущерба, в страховую компанию, и тогда последняя вместо перевозчика (экспедитора) выплатит возмещение грузовладельцу.

Наличие у перевозчика полиса страхования ответственности дает следующие преимущества грузовладельцу.

• Дополнительные финансовые гарантии того, что в случае повреждения (утраты) груза возмещение ему будет выплачено: особенно это может быть актуально при работе с экспедитором, у которого размер уставного капитала и стоимость официально числящегося имущества в разы меньше возможного убытка.

• Наличие и оплата страхового полиса (эту информацию можно проверить, позвонив в страховую компанию) с высокой долей вероятности подтверждают реальное существование транспортной компании, т. е. позволяют минимизировать риски работы с транспортными мошенниками. Объем ответственности страховой компании такой же, как и перевозчика (экспедитора).

• При возникновении ущерба его размер и причины наступления могут быть бесплатно (для грузовладельца) установлены представителем страховой компании (сюрвейером).

Недостатки для грузовладельца при наличии у перевозчика полиса страхования ответственности.

• Для выплаты возмещения через страховщика транспортная компания запросит у вас большой перечень документов, подготовка и рассмотрение которых могут увеличить сроки возмещения ущерба.

• При отсутствии вины перевозчика/ экспедитора в причинении ущерба, например, если груз был поврежден при ДТП, совершенном по вине третьего лица, страховое возмещение выплачено не будет.

• При решении вопроса о размере страхового возмещения страховщик будет применять все ограничения и лимиты ответственности перевозчика, установленные законодательством, например лимит ответственности перевозчика исходя из веса груза.

Признание страховой компанией вашего перевозчика/ экспедитора факта причинения ущерба в качестве нестрахового случая и отказ в выплате возмещения не снимают ответственности с транспортной компании. В данном случае важно внимательно изучить причины отказа страховой компании. Если отказ вызван неисполнением перевозчиком/ экспедитором условий страхования (например, несвоевременное информирование о застрахованных перевозках, перевозка грузов в транспортных средствах, не включенных в полис, и т. п.) либо грубой небрежностью/ виной транспортной компании в возникновении ущерба (например, водитель на некоторое время оставил транспортное средство с грузом без присмотра), то необходимо не принимать во внимание решение страховой компании и продолжать требовать возмещения ущерба от перевозчика/ экспедитора.

В силу некоторых особенностей гражданского законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 932 ГК РФ гласит: страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом) в последнее время участились случаи признания судами добровольно заключаемых договоров страхования ответственности перевозчика/ экспедитора ничтожными. Данную позицию в своих официальных письмах разделяет и Росстрахнадзор. Самое интересное, что в большинстве случаев о ничтожности заключенного договора страхования заявляет сам страховщик, некоторое время назад предложивший страховое покрытие перевозчику/ экспедитору. В связи с этим до установления полной ясности мы рекомендуем отдавать предпочтение транспортным компаниям, застраховавшим свою ответственность у известных иностранных страховщиков, а при работе с российскими страховщиками – проверять позицию и ее обоснование последних по данному вопросу.

Наши рекомендации

Отдавайте предпочтение перевозчикам (экспедиторам), имеющим полис страхования своей ответственности, либо экспедиторам, работающим исключительно с застрахованными перевозчиками. В случае получения отказа со стороны страховой компании – перевозчика разбирайтесь в причинах отказа. Учитывайте легальное ограничение ответственности перевозчика и риски, которые могут подстерегать собственника груза при перевозке дорогостоящих и/ или легких грузов.

Решение iCanDeliver делает грузоперевозки выгодными и надежными
Решение iCanDeliver делает грузоперевозки выгодными и надежными

Новая IT-система iCanDeliver позволила устранить посредников между грузовладельцем и перевозчиком и сделала ценообразование более прозрачным.

Проблемы автомобильных грузоперевозчиков России (Причины слабого подъема автотранспортной отрасли после кризиса)
Проблемы автомобильных грузоперевозчиков России
Причины слабого подъема автотранспортной отрасли после кризиса
XIII Международный транспортный форум «ЮгТранс-2017»
XIII Международный транспортный форум «ЮгТранс-2017»

Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры российского южного региона и стран Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов обсудили ведущие эксперты на XIII Международном транспортном форуме «ЮгТранс-2017», который состоялся 16–17 марта 2017 г. в Геленджике. Мероприятие, прошедшее при поддержке Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, выдалось богатым на дискуссии, так как проходило в формате круглых столов. Организатором мероприятия выступила компания «ICF – Международные конференции».

Сервис iCanDeliver оптимизирует грузоперевозки
Сервис iCanDeliver оптимизирует грузоперевозки

Модернизация и технологизация складской логистики – это процесс постоянный и бурно развивающийся. Ежедневно появляются новости об инновационных идеях, многие из которых за последние годы изменили складскую логистику до неузнаваемости. Но логистика в целом состоит не только из складов, но и из всего того, что происходит между ними, а именно из транспортной логистики. И если в части «последней мили» уже вовсю видны новые прорывные идеи, то классические грузоперевозки в большинстве своем осуществляются так же как и десять, и двадцать лет назад.

Грузовой автотранспорт: особенности национальной аренды (Влияние на рынок аренды «малых» собственников автотранспорта)
Грузовой автотранспорт: особенности национальной аренды
Влияние на рынок аренды «малых» собственников автотранспорта