Кросс-докинг

Преимущества кросс-докинга и сложности технологии

Денис Беневиз, операционный директор
по транспорту FM Logistic

В Москве не хватает платформы, которая позволяла бы осуществлять управление огромным грузопотоком. Увеличение спроса подталкивает участников рынка к активным действиям.

Кросс-докинг – довольно давняя концепция управления товарами и грузами. Но сейчас данная схема становится более актуальной: увеличение спроса и быстро развивающаяся география доставок побуждает рынок к открытию новых кросс-доков. Кроме того, поставщики и грузополучатели нуждаются в увеличении оборачиваемости складских запасов и доставке продукции в короткие сроки. Склады данного типа ориентированы на клиентов, которым необходимо иметь возможность отправлять небольшие заказы. Кросс-докинг обеспечивает гибкую систему управления и дает заказчикам возможность выходить на удаленные рынки, где транспортные расходы на прямые перевозки непомерно высоки, при одновременном сокращении затрат на перевозку и поддержании существующих объемов грузооборота перевозчика.

Острая нужда

На сегодняшний день в Москве не хватает платформ, которые позволяли бы осуществлять управление огромными грузопотоками, в связи с чем компания FM Logistic работает над созданием новых моделей кросс-доков с использованием облегченных конструкций, позволяющих открывать новые площадки в кратчайший срок. Кросс-док должен работать круглосуточно 7 дней в неделю и быть оснащен всеми необходимыми средствами информатизации (для отслеживания перемещения груза в транспортной сети). Это тот инструмент, насущную потребность в котором рынок испытывает в настоящее время.

Почему мы говорим сегодня о важности кросс-докинга? Потребность в данной технологии вызвана ростом потребительского спроса в сегменте FMCG и, как следствие, бурным развитием ретейла. Конечно, речь идет о Москве, С.-Петербурге и городах-миллионниках, где относительно давно присутствует сетевая торговля. Ретейл в мегаполисах вступил в стадию острой конкуренции, и фактор цены продукта на полке часто остается решающим при выборе потребителем места покупки. Очевидно, что оптимизация затрат играет при ценообразовании товара не последнюю роль, причем расходы на логистику в этой цепочке бывают высокими. Задача по их сокращению зачастую ложится на плечи оператора-партнера. А здесь уж «кто во что горазд»: приходится и «велосипед изобретать», и внедрять новые технологии, апробированные на более развитых рынках Европы и США, но удовлетворять все запросы клиентов.

Наличие x-dock в том или ином регионе, конечно, позволяет сокращать расходы на транспортировку сборных грузов и клиентам, и логистическим операторам, оптимизировать расходы, связанные с возвратом непринятого груза. Но, прежде всего, оно обеспечивает гибкость – позволяет отгружать любое количество товара в любое время, а также позволяет повысить качество доставки груза – точно в срок.

Преимущества кросс-докинга и сложности технологии

Операции кросс-докинга постоянно использовались при LTL-перевозках (доставке сборных грузов), при частых поставках, при перевозке малых партий грузов. Кросс-докинг обеспечивает высокую скорость оборачиваемости товара и позволяет осуществлять доставку небольших заказов в торговую сеть. Наиболее очевидными преимуществами являются предложение конкурентоспособных транспортных услуг, сокращение излишних товарных запасов и управление малыми объемами товара каждого клиента (благодаря консолидации мелких партий товара от различных поставщиков). Но главным достоинством кросс-докинга остается возможность охвата большой территории при доставке малых партий груза. При этом важно помнить, что для эффективного функционирования данного предложения требуется хорошо развитая сеть на всей территории распространения. Кроме того, для максимального использования потенциала кросс-докинга необходимо наличие большого числа кросс-доков (перегрузочных терминалов). В идеале на складской площади 5 тыс. м2 достаточно одной уравнительной платформы (максимальной высотой 6 м) с соответствующим количеством ворот (по девять с каждой стороны).

Ключ эффективности операций кросс-докинга – возможность гибкой адаптации – необходимо обеспечить функционирование в круглосуточном режиме 7 дней в неделю. Также нужно учитывать дополнительные финансовые и временные затраты на построение отлаженной системы кросс-докинга. Сроки запуска и размер инвестиций зависят прежде всего от размеров необходимой площади (м2), ее параметров, класса склада (наличие автомагистрали, железнодорожные подъездные пути, порт и т. д.). Стоимость операций напрямую зависит от количества обрабатываемого груза.

Кросс-докинг – логистическая технология, разработанная для того, чтобы товар от поставщика, производителя (завод, производство, агрохолдинг и т. д.) попал к потребителю наиболее быстро, минуя зону долговременного хранения на складе, с наименьшими затратами по его обработке.

Кросс-док (от англ. cross – напрямую, пересекать и dock – док, погрузочная платформа, стыковка) – перегрузочный терминал, элемент транспортной логистики. Это складское здание с высокой скоростью оборота, элемент, позволяющий оптимизировать количество задействованного грузового автотранспорта и консолидировать партии товара для отправки в другой регион оптимальным способом, а также для его местного распределения.

Недостаточно хорошая организация может привести к замедлению работы всей логистической цепочки. Для оптимизации расходов необходимо обеспечить хотя бы минимальную устойчивость транспортной сети, чтобы перегрузка товара происходила своевременно и товар доставлялся в назначенный день в назначенное время.

Передовиком по степени сложности в кросс-докинге является процесс организации соответствующего графика работы. Поскольку основная нагрузка ложится на транспортную сеть, залог ее эффективности – соблюдение графика. Работа сети по определению требует дисциплины, и это как раз тот элемент, который помогает выстроить четкую структуру взаимодействия всех участников процесса. Необходимость точно придерживаться назначенного времени отбытия груза при его перегрузке с одного кросс-дока на другой может играть против клиента. Так как при организации сборных доставок, когда в одном транспортном средстве могут ехать грузы до 30-ти клиентов, качество услуг зависит не только от уровня оператора, но и от соблюдения жестких рамок и правил всеми участниками цепи. Сборная доставка, как электричка, – никого не ждет.

На втором месте – простои при потере времени на выгрузке у ретейлера. Как уже отмечалось выше, залогом успешной работы является четкая и скоординированная деятельность всех участников процесса, а это подчас трудная задача, поскольку наш грузовой транспорт может простоять несколько дней в ожидании разгрузки на складе/ магазине грузополучателя.

Третья сложность – организация и контроль документооборота – могут стать значительным препятствием на пути повышения эффективности и дальнейшего развития. Например, при LTL-доставке водитель грузового транспортного средства должен обработать несколько коробок с документами, есть случаи, когда и при FTL-доставке документы оформляются на 200–300 заказов. Каждый документ необходимо подписать и учесть, причем столько раз, сколько груз будет переходить от одного водителя к другому, проходя через каждый x-dock, что сразу же приводит к замедлению процесса доставки и препятствует эффективному взаимодействию внутри треугольника «клиент–перевозчик–ретейлер».

Но стоит помнить, что при всех перечисленных сложностях кросс-докинг предоставляет клиентам возможность выхода на новые рынки при оптимизированных затратах на логистику.

Идеальный груз

Не все товары рекомендуется обрабатывать по системе кросс-докинга. Идеальными для данного вида являются продукты с высоким уровнем прогнозирования, которые пользуются повышенным спросом и имеют большой объем грузоперевозки. Речь идет о товарах народного потребления. Например, FM Logistic осуществляет поставки продуктов и товаров общего пользования (косметика, гигиена, бытовая химия, текстиль и др.) клиентов – крупных FMCG-компаний для всех ретейлеров. Это предполагает работу с ассортиментом с высокой оборачиваемостью, однако количество (объем) товара на пункт поставки может быть небольшим (1 палета). В таком случае возрастает ценность провайдеров логистических услуг для клиентов, поскольку логисты могут консолидировать товары от разных поставщиков и оптимизировать их перемещение по сети. Особенно это актуально для России: размер ее территории таков, что вопрос транспортных расходов встает наиболее остро. Поэтому клиенты, оперирующие небольшими партиями товара, крайне заинтересованы в данном предложении. И, напротив, при увеличении объемов клиенты предпочитают перейти к использованию FTL-перевозок, обеспечивающих прямую доставку значительных объемов груза.

Сборные грузы для нашей компании составляют примерно 45% от общего объема транспортных услуг. Данный сервис предлагается всем нашим клиентам, оперирующим небольшими объемами товара. В основном мы работаем с заказами среднего объема от 1,5 палет, что позволяет клиентам осуществлять своевременную доставку товара по всей России при оптимизированных транспортных расходах. В настоящий момент FM Logistic располагает 10-ю кросс-доками. В планах компании открывать ежегодно 4 новых терминала, что позволит еще лучше подготовиться к работе с клиентами из регионов и их пунктами доставки.

Мы также проводим основательную работу с клиентами, оперирующими крупными объемами товара, с целью помочь им лучше понять преимущества данного способа доставки. Эта работа требует времени, поскольку необходимо, чтобы произошли определенные изменения в их менталитете. По нашим прогнозам, ретейлеры будут стремиться к сокращению складских площадей в магазинах, и мы придем к JIT-системе поставок (точно в срок) в цепочке «склад–транспорт–магазин», а пополнение запасов будет осуществляться путем более частых поставок меньших объемов продукции. Это именно то, что предлагает LTL-услуга в сочетании с системой кросс-докинга.

Сложности

Товары, которые обрабатываются по системе кросс-докинга:

  • скоропортящиеся продукты, которым необходима срочная транспортировка;
  • высококачественные товары, проходящие строгую проверку состояния при получении;
  • продукция, снабженная ярлыком или этикеткой и готовая к продаже;
  • изделия для рекламных мероприятий и последующего продвижения;
  • товары, пользующиеся непрерывным спросом.
Новые сервисы на рынке логистических услуг (Переход логистических услуг в России с уровня 3-PL на уровни 4-PL–5-PL)
Новые сервисы на рынке логистических услуг
Переход логистических услуг в России с уровня 3-PL на уровни 4-PL–5-PL
Цепи поставок и склады в новых условиях (Развитие складов в нашей стране в условиях санкций и импортозамещения)
Цепи поставок и склады в новых условиях
Развитие складов в нашей стране в условиях санкций и импортозамещения
Клиент всегда прав (Опыт применения WMS от a-SIS на складах 3PL-операторов)
Клиент всегда прав
Опыт применения WMS от a-SIS на складах 3PL-операторов
Особенности национального ответственного хранения (Интервью с партнером компании «Britbridge. Практика логистического консалтинга» Олегом Дорожинским)
Особенности национального ответственного хранения
Интервью с партнером компании «Britbridge. Практика логистического консалтинга» Олегом Дорожинским
Особенности технологических решений для современных фармацевтических складов
Особенности технологических решений для современных фармацевтических складов

Склад фармацевтической продукции, без сомнения, является одним из наиболее интересных решений для хранения продукции с точки зрения возможностей эффективной автоматизации внутренней логистики путем последовательного усложнения используемых систем хранения и комплектации, повышения технологического уровня обработки на фоне многообразия внутрискладского перемещения товаров.