Процесс приемки товара на склад (Часть 1)

О. Каверина, консультант по складской
логистике компании Axelot Logistics

Процесс поступления товаров на склад компании-дистрибьютора начинается с закупок. Именно от эффективности взаимодействия складской и закупочной служб, от своевременного обмена информацией между ними зависит, насколько склад будет подготовлен к приемке товара и насколько быстро он сможет выполнить эту функцию.

Зачастую периодичность и объем поставок являются камнем преткновения между отделом закупок и складом. Отделу закупок удобнее делать редкие закупки крупными партиями, при этом, чтобы поддержать хорошие отношения с поставщиками и получить дополнительные скидки, их можно осуществлять по удобному для поставщиков графику. Склад заинтересован в равномерной загрузке своих мощностей и, следовательно, ритмичном поступлении продукции. Первопричиной конфликта становится отсутствие системы управления запасами, а также подразделения, осуществляющего единое управление ими в рамках предприятия.

Оптимизация системы управления запасами – процесс длительный и сложный, но есть методы, существенно облегчающие работу по приемке товаров на склад в достаточно короткие сроки.

План поставок. Как правило, отдел закупок взаимодействует с определенным количеством поставщиков и имеет возможность фиксировать и накапливать информацию о продолжительности обработки заказов и доставки заказанной продукции поставщиками. Располагая данными о продолжительности цикла заказа, можно планировать дату поступления грузов на склад, а зная предельные значения мощности склада по приемке товаров в смену (или в сутки) – обеспечить относительно равномерную нагрузку на склад поступающими товарами от нескольких поставщиков. Для этого необходимо составить такой план размещения заказов у поставщиков (и соответственно поставок товаров на склад), при котором суточный объем поступающих грузов не будет превышать 75...80% от предельной мощности склада по приемке.

Очевидно, что план поставок не может быть исполнен с абсолютной точностью. Отклонение фактической даты поставки от планируемой бывает по разным причинам, связанным с надежностью поставщиков и транспортных компаний. Однако в любом случае работа склада будет более равномерной, а ресурсы склада будут использоваться более эффективно. Планирование можно осуществлять как с помощью функций корпоративной информационной системы, так и более простых инструментов (MS Excel или MS Project).

Упрощенный пример составления и корректировки графика поставок товаров на склад представлен на графиках. На первом этапе в таблицу вносят данные о цикле заказа, объеме поставок. Сумму объема поставок на склад сравнивают с эффективной мощностью отдела приемки. Затем дату размещения заказа у поставщика перемещают таким образом, чтобы суммарный объем поставок на склад не превышал возможностей склада и чтобы поставки осуществлялись в рабочие дни.

Первоначальный вариант графика поставок (вверху), скорректированный график поставок (внизу)

Подготовка склада к приемке. Обычно на многих складах никакой подготовки к приемке товара вообще не проводят, а перечень и объем товаров, подлежащих приемке, становится известен лишь по прибытии транспортного средства на склад. Такой принцип работы выливается в регулярные авралы, возникают очереди транспортных средств, ожидающих разгрузки. Из-за отсутствия подготовленных мест хранения товар размещают в проездах, что в дальнейшем существенно усложняет работу склада. Избежать подобных проблем позволит своевременная подача на склад точной информации об ожидаемых поставках:

  • перечень товарных позиций;
  • количество, масса, объем поступающего товара (в том числе по каждой товарной позиции);
  • сроки поступления;
  • сроки хранения груза, условия размещения на складе с учетом товарного соседства;
  • наименование поставщика;
  • тип тары (короба, паллеты); стандарт укладки на поддоны, расчетное число паллет;
  • информация о дополнительной сопроводительной документации (сертификаты соответствия и т. д.);
  • количество свободных мест на складе, их месторасположение (адрес).

Для удобства следует создать специальную форму документа, куда эта информация экспортировалась бы автоматически либо вносилась вручную, в зависимости от возможностей информационной системы управления складом. Складская служба, имея информацию об ожидаемых поставках, сможет подготовить пространство в зоне приемки, определить количество персонала для разгрузки и проверки количества и качества товаров, подготовить необходимую технику, тару, упаковочный материал и затем правильно и эффективно разместить поступающую на хранение продукцию.

AXELOT
+7 495 961-26-09
www.axelot.ru
Процесс приемки товара на склад (ч. 2)
Процесс приемки товара на склад (ч. 2)

Структура и количество операций по приемке товаров зависят от места приемки и вида груза, а также от типа транспортного средства, которым товары доставляют на склад.

Варианты оптимизации отбора в процессе комплектации заказов
Варианты оптимизации отбора в процессе комплектации заказов

Комплектация заказов клиентов – процесс, состоящий из нескольких этапов. Он начинается с операций обработки заказов менеджером по работе с клиентами и заканчивается размещением упакованного и скомплектованного заказа в зоне отгрузки. От скорости и качества комплектации заказов во многом зависит конкурентоспособность компании

Показатели эффективности функционирования складского комплекса
Показатели эффективности функционирования складского комплекса

Система складского обслуживания – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им. Работа складского комплекса не может рассматриваться вне логистической системы, элементом которой он является. Структура системы складирования строится с учетом ее места в производственном процессе и номенклатуры перерабатываемого материального потока.

Выставка «СТЛ. Системы транспорта и логистики – 2017»
Выставка «СТЛ. Системы транспорта и логистики – 2017»

25 – 28 апреля в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне прошла выставка «СТЛ. Системы транспорта и логистики – 2017». Организованная АО «Экспоцентр» выставка проводилась под патронажем Торгово-промышленной палаты РФ. Подтверждением международного авторитета выставочного проекта служат Знаки Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) и Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).

WMS на продовольственном складе: задачи и решения
WMS на продовольственном складе: задачи и решения

Колбаса с истекшим сроком годности, прокисшее в жару молоко, в неизвестном направлении улетучившийся алкоголь – самые острые проблемы продуктовых складов обусловлены спецификой хранящегося товара. Эффективным инструментом борьбы с различного рода потерями на продовольственных складах может стать WMS, учитывающая все особенности хранения и грузообработки продуктов питания. Рассмотрим, как именно WMS решает поставленные перед ней задачи.