Процесс приемки товара на склад (Часть 2)

О. Каверина, консультант по складской
логистике компании Axelot Logistics

Организация приемки товаров на склад

Структура и количество операций по приемке товаров зависят от места приемки и вида груза, а также от типа транспортного средства, которым товары доставляют на склад. Обобщенный перечень процедур по приемке товаров на склад, например, компании-дистрибьютора выглядит следующим образом:

  • въезд транспортного средства на территорию склада;
  • контроль наличия товаросопроводительной документации;
  • определение ворот разгрузки;
  • подача транспортного средства к рампе под разгрузку;
  • подъезд транспортного средства к месту разгрузки;
  • наружный осмотр транспортного средства и фиксирование неисправностей, при необходимости фотосъемка;
  • открывание дверей транспортного средства;
  • подача необходимого подъемно-транспортного средства;
  • визуальный осмотр поступившего товара (каждой грузовой единицы);
  • подача необходимой тары и укладка в нее товара (при необходимости);
  • взятие грузовой единицы транспортным средством и вывоз его на рампу;
  • приемка поступившего груза по числу грузовых мест в соответствии с сопроводительными документами;
  • сверка и оформление сопроводительных документов;
  • оформление актов приемки с указанием порчи или недостачи груза, если таковые имеются;
  • передача необходимых документов поставщику и подтверждение получения груза в базе данных;
  • транспортировка груза в зону приемки для окончательной приемки и подготовки товаров к размещению на хранение.

Нормативно-правовое регулирование приемки. Долгое время в нашей стране приемка осуществлялась на основании двух инструкций Госарбитража СССР № П-6 и № П-7, принятых еще в середине 60-х годов прошлого века. Многие компании в своей деятельности до сих пор руководствуются этими нормативно-правовыми актами, хотя их обязательное применение отменено. Таким образом, если стороны не сослались в договоре на упомянутые инструкции или не зафиксировали условия приемки продукции в договоре, все вопросы по обнаруженным расхождениям либо не разрешаются вообще, либо решаются на основе личной договоренности представителей компаний.

Проверка сопроводительной документации. По прибытии транспортных средств на склад в первую очередь проверяется наличие сопроводительных документов (товарно-транспортная накладная, счет-фактура, технический паспорт, сертификат соответствия ГОСТу, удостоверение о качестве и др.) и их содержание на предмет соответствия условиям (отправитель, получатель, количество, ассортимент, упаковка и т. д.), зафиксированным в договоре поставки. Отсутствие какого-либо из этих документов не должно приостанавливать приемку товара. В этом случае составляется акт о фактическом наличии товара, а в акте приемки указывают, какие документы отсутствуют.

Определение сохранности внешнего вида транспортного средства, тары и упаковки. Перед непосредственной разгрузкой транспортного средства кладовщик, ответственный за приемку, проверяет наличие на транспортных средствах или контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, сохранность пломб, оттиски на них, состояние самого транспортного средства, исправность тары. В случае обнаружения нарушений, а также отсутствия или неисправности пломб составляется акт об осмотре состояния транспортных средств либо делается отметка в товаротранспортной накладной. В некоторых компаниях практикуется фото- или видеосъемка транспортных средств и груза. Такая наглядная информация может существенно облегчить процесс согласования результатов приемки с поставщиком или транспортной компанией.

Разгрузка транспортных средств. Товар, как правило, разгружают с применением различных технических средств. Однако практика показывает, что зачастую товары на склад поступают коробами, или, как говорят работники склада, навалом. Погрузочно-разгрузочные работы при таком способе транспортировки занимают значительное время, однако, поскольку вместимость транспортных средств при этом используется максимально эффективно, предприятия часто отказываются от паллетных отправок.

Чтобы разгрузить товары, к примеру, вилочным погрузчиком, короба (упаковки) укладывают на поддоны. Уже на этом этапе можно сформировать грузовые единицы согласно определенным нормам укладки. На этапе регистрации нового товара в базе данных склада, помимо прочих характеристик, определяется, какое количество упаковок может быть уложено на поддон таким образом, чтобы вместимость ячеек склада использовалась оптимально. При разгрузке этого товара коробами (упаковками) проводится укладка на поддоны в соответствии с установленными нормами. Данная информация может быть включена в задание на приемку товара или передана кладовщику в виде отдельного документа. Использование такого подхода позволяет снизить время на пересчет товара, исключить ошибки при определении количества принимаемого товара, упростить работу с грузом на всех последующих складских операциях.

Предварительная приемка – проверка количества и внешнего вида упаковки поступившего товара. Зачастую так называемая первичная приемка, которая заключается в пересчете грузовых мест и осмотре внешнего вида упаковки, проводится одновременно с разгрузкой товаров. После завершения разгрузки кладовщик, ответственный за приемку, в большинстве случаев уже располагает достаточной информацией для оформления товаросопроводительных документов.

При обнаружении недостачи либо некондиционного товара составляют акт о приемке продукции, в котором указывают номер транспортной накладной и счета-фактуры, количество недостающего/некондиционного товара, его общую стоимость, предполагаемые причины повреждений, лиц, участвующих в приемке, их подписи и дату составления акта. Если одна из сторон не согласна с содержанием акта, ей предоставляют право дополнительно зафиксировать в нем свое мнение. После обнаружения недостачи/повреждений груза и составления акта необходимо уведомить поставщика о результатах приемки.

Приемку возвратов от клиентов, как правило, выполняют по такому же алгоритму, как и при приемке. Отличие заключается в том, что оприходование и размещение товара на складе рекомендуется проводить только после его идентификации специалистом по браку. После приемки такого товара осуществляется один из следующих видов его обработки:

  • доработка. В случае возможного исправления нарушения качества товара может быть проведен его ремонт, переупаковка, перефасовка и т. п. в зависимости от вида товара;
  • возврат поставщику или замена поставщиком;
  • утилизация и списание.

Окончательная приемка – проверка количества товара с вскрытием грузовых мест, а также приемка продукции по качеству. В зависимости от условий, зафиксированных в договоре поставки, приемка продукции может осуществляться в два этапа. Окончательный пересчет товаров и приемка по качеству может проводиться уже после оформления товаросопроводительной документации и выезда транспортного средства со склада. Окончательная приемка груза по количеству и качеству ведется, как правило, в зоне приемки склада.

Приемка по количеству выполняется по массе нетто или по числу товарных единиц в каждом тарном месте. Поступивший товар можно проверить с помощью полной или частичной выборки, результаты которой распространяются на всю партию. Решение о размере выборки или о возможности приемки товара только по грузовым местам принимается на основании нормативной документации, условий договора с поставщиками, а также оценки надежности и качества обслуживания каждого поставщика. Для проведения такого анализа необходимо накопление информации о качестве услуг постоянных поставщиков: количество брака, недостачи, пересортицы в поставках. Исходя из анализа выбранных показателей проводят группировку поставщиков, после чего для каждой из групп разрабатывают договорную политику, в том числе способы приемки товаров и решение вопросов, связанных с расхождениями по количеству и качеству товаров. В табл. 1 представлены возможные показатели оценки надежности поставщика и метод их расчета. Чем меньше значения показателей, тем выше качество работы поставщика.

Оценка надежности поставщика
Показатель Формула расчета Составляющие
Частота отказов Частота отказов
Ко / К · 100
К количество заказов поставщику; Ко количество заказов, которые не могут быть выполнены полностью (определяется на этапе подачи заявки)
Отклонение количества поставленного груза от заявленного Отклонение по количеству товара в заказе
= Nо / N · 100
N количество товара, заказанного за период, т/месяц; Nо количество товара, фактически поставленного за период, т/месяц
Отклонение по качеству поставленного товара Отклонение по качеству товара в заказе
= Qо / Q · 100
Q количество товара, заказанного за период, т/месяц; Qо количество товара, поступившего с нарушениями качества, т/месяц
Частота нарушений сроков поставок Частота нарушений
Tо / T · 100
Т количество заказов поставщику; То количество заказов, выполненных с нарушением срока поставки

Кроме перечисленных операций, в процессе приемки товаров на склад могут быть выполнены измерение массогабаритных характеристик товаров, маркировка грузовых мест, отдельных упаковок и единиц товара, переупаковка, расфасовка, идентификация комплектов.

Цель дополнительных операций – подготовка товара к размещению на складе или немедленной отправке клиенту, сокращение время и трудозатраты на все последующие операции. Именно поэтому приемка товаров зачастую становится одним из самых длительных и затратных технологических процессов на складе, эффективность которого зависит от четкого планирования, своевременного обмена информацией между подразделениями компании. В свою очередь, в процессе приемки товаров собирается и накапливается информация о товарах, которая затем может быть использована для оптимизации использования складских ресурсов на последующих операциях.

AXELOT
+7 495 961-26-09
www.axelot.ru
Процесс приемки товара на склад (ч. 1)
Процесс приемки товара на склад (ч. 1)

Процесс поступления товаров на склад компании-дистрибьютора начинается с закупок. Именно от эффективности взаимодействия складской и закупочной служб, от своевременного обмена информацией между ними зависит, насколько склад будет подготовлен к приемке товара и насколько быстро он сможет выполнить эту функцию.

Best-of-Breed WMS против WMS-модуля в ERP-системе (ч. 1)
Best-of-Breed WMS против WMS-модуля в ERP-системе (ч. 1)

Уже довольно долгое время среди ИТ-специалистов идет спор, что выбрать – ЕRP-модуль управления складом или Best-of-Breed WMS (лучшую в своем классе систему управления складом). Best-of-Breed WMS – это решение, которое изначально было разработано как отдельная система, в отличие от WMS-модуля, который добавлен в ERP для расширения ее функциональности. Доводы и мнения дискутирующих сторон рассматривались в течение более десяти лет. Казалось бы, к настоящему времени уже должен быть объявлен безусловный победитель. Но оказалось, что вынести окончательное решение не так просто...

Варианты оптимизации отбора в процессе комплектации заказов
Варианты оптимизации отбора в процессе комплектации заказов

Комплектация заказов клиентов – процесс, состоящий из нескольких этапов. Он начинается с операций обработки заказов менеджером по работе с клиентами и заканчивается размещением упакованного и скомплектованного заказа в зоне отгрузки. От скорости и качества комплектации заказов во многом зависит конкурентоспособность компании

Показатели эффективности функционирования складского комплекса
Показатели эффективности функционирования складского комплекса

Система складского обслуживания – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им. Работа складского комплекса не может рассматриваться вне логистической системы, элементом которой он является. Структура системы складирования строится с учетом ее места в производственном процессе и номенклатуры перерабатываемого материального потока.

Выставка «СТЛ. Системы транспорта и логистики – 2017»
Выставка «СТЛ. Системы транспорта и логистики – 2017»

25 – 28 апреля в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне прошла выставка «СТЛ. Системы транспорта и логистики – 2017». Организованная АО «Экспоцентр» выставка проводилась под патронажем Торгово-промышленной палаты РФ. Подтверждением международного авторитета выставочного проекта служат Знаки Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) и Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).