компании из статьи

Транспортно-логистическая система Московской области в 2006–2010 годах

А. Рикошинский

В сентябре 2006 г. принято постановление правительства Московской области № 884/36 об утверждении Программы «Развитие транспортно-логистической системы в Московской области в 2006–2010 годах». В документе прописаны сроки, перечень и механизм реализации схемы территориального планирования Московской области (МО) в части создания объектов капитального строительства регионального значения. Реализация программы позволит в ближайшие пять лет превратить область в основной узел логистики грузопотоков европейской части России на базе формирования единой системы транспортно-логистических узлов и центров приема, хранения, перевалки и распределения товаров. За этот период посредством развития складской инфраструктуры в Подмосковье планируется создать более 40 тыс. рабочих мест, построить 9,2 млн. м2 складских помещений и 700 тыс. м2 офисов. Помимо этого запланировано сооружение трех контейнерных и грузоперерабатывающих терминалов, 29 логистических центров.

В качестве основной цели Программы декларируется повышение качества жизни населения, сглаживание дифференциации в уровнях развития муниципальных образований посредством улучшения инвестиционного климата и последовательного превращения МО в основной узел логистики грузопотоков европейской части России на базе формирования на ее территории единой системы транспортно-логистических узлов и центров приема, хранения, перевалки и распределения товаров. Необходимость принятия Программы вызвана объективными показателями развития МО, которая в последние пять лет достигла и устойчиво сохраняет высокие темпы экономического развития. По макроэкономическим показателям область занимает лидирующие позиции среди субъектов России. Валовой региональный продукт здесь в 2005 г. превысил 720 млрд. руб. и вырос более чем на 12% по сравнению с 2004 г. Оборот организаций МО в действующих ценах достиг 1937 млрд. руб. и увеличился более чем на треть. При этом в строительстве рост составил почти 2 раза, в здравоохранении и социальном обеспечении, торговле, транспорте и связи, электро- и газораспределении — более чем 1,3 раза. Сохраняются высокие темпы развития потребительского рынка. По объему розничного товарооборота область устойчиво занимает второе место в России, уступая только Москве. В 2005 г. суммарный объем торговли и платных услуг населению на территории МО превысил 880 млрд. руб.

С учетом реализации национальных проектов, политики областных органов государственной власти по обеспечению роста реальных доходов населения и реализации мероприятий программы Правительства МО по развитию потребительского рынка и услуг в период до 2010 г. здесь прогнозируется дальнейший рост потребительского спроса и объемов розничной торговли и платных услуг населению с темпом не менее 15...17% в год. Увеличение потребительского спроса стабильно высокими темпами обеспечивает устойчивость темпов роста промышленности и сельского хозяйства. Оборот организаций обрабатывающей промышленности по итогам 2005 г. вырос на 23%, сельского хозяйства — на 16%. Объем промышленного производства превысил 500 млрд. руб. Индекс промышленного производства составил 129,6%. Процесс реструктуризации экономики МО продолжается преимущественно путем создания новых предприятий, ориентированных на производство потребительских товаров высокого качества. В 2005 г. создано 15 474 новых предприятия, из них 352 с иностранным капиталом. С учетом реализации Программы правительства области по созданию промышленных округов, инвестиционной и инновационной политики органов государственной власти на период до конца 2010 г. прогнозируется рост объемов промышленного производства на ее территории с ежегодным темпом не менее 15...18%.

В условиях жесткой конкуренции на рынке продовольствия в агропромышленном комплексе продолжается работа по реструктуризации производства и наращиванию объема выпуска высококачественной продукции. По производству мяса МО вышла на второе место в Центральном федеральном округе (ЦФО) и на третье в России.

По темпам жилищного строительства МО вышла на первое место в России по итогам 2005 г., обеспечив ввод 5 млн. 270 тыс. м2 жилья. Одновременно наращиваются объемы промышленного строительства и строительства объектов социальной сферы. В 2005 г. строители выполнили всех работ на сумму более 120 млрд. руб. (рост на 12,6%). В период до 2010 г. прогнозируется увеличение объемов строительных работ с темпом не менее 13...15% в год.

Вследствие устойчивого роста отраслей экономики и потребительского рынка на территории МО существенно возрастает спрос на транспортировку, складирование и дистрибуцию грузов. По итогам 2005 г. объем услуг транспорта общего пользования вырос более чем в 1,25 раза и составил около 100 млрд. руб. В то же время доля транспортных организаций в суммарном объеме грузоперевозок не превышает 15...20%.

К началу 2006 г. на территории МО сложилась следующая структура грузоперевозок автомобильным транспортом.

Объем грузоперевозок всеми видами транспорта, принадлежащего хозяйствующим субъектам, по итогам последнего пятилетия ежегодно увеличивался на 20...25% и имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему росту. Вследствие реализации принятых и планируемых инвестиционных решений
органов государственной власти России и входящих в состав Центрального федерального округа субъектов Российской Федерации, включая мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры в МО и ЦФО, по окончании каждого из двух очередных среднесрочных периодов на территории МО прогнозируется следующая структура грузоперевозок автомобильным транспортом.

Транспортная стратегия России ключевым фактором дальнейшего развития транспортно-логистической системы Московского региона определяет то, что в период 2010—2025 гг. транспортная система России в целом столкнется с проблемой необходимости переориентации грузопотоков для обхода ЦФО из-за перегруженности его транспортной инфраструктуры. Внутри ЦФО при росте на 77% (с 93,3 млрд. до 165,1 млрд. руб.) абсолютных объемов транзитных перевозок к 2025 г. удельный вес транспортно-логистической системы в обеспечении таких перевозок сократится с 20 до 18%.

Транспортно-логистическая система ЦФО в период до 2025 г. обеспечит не только больший объем работ, но и в существенно большей, чем в настоящее время, степени будет нацелена на удовлетворение межрегиональных связей. При развитии транспорта и логистики вследствие этого наиболее привлекательными будут проекты, которые ориентированы на усиление внутренних связей в регионах, транспортной доступности отдаленных территорий в рамках региона и ЦФО в целом. К 2025 г. при ожидаемом росте грузопотока в ЦФО в 2 раза по сравнению с 2000 г. произойдет относительное сокращение потока транзитных грузов, пропускаемых через округ по межокружным связям, и перевозок экспортной и импортной продукции.

Суммарный грузооборот по экспортно-импортным операциям в 2005 г., зафиксированный Центральным таможенным управлением на 5 таможнях и 65 таможенных постах, расположенных в МО, составил 5,9 млн. т. Через Москву проходит около 35% всех импортных грузов России, и на долю автотранспорта приходится примерно 55% общего импортного грузопотока, прибывающего в Москву, а еще 40% — на железнодорожный транспорт. Чуть более половины всего импортного грузопотока, осуществляемого через Москву, проходит таможенное оформление в столице. Около 80% всех грузов, прибывающих в столицу автотранспортом, оформляют на таможне как транзитные. Нетранзитный грузооборот по внешнеэкономической деятельности, прошедший таможенное оформление на таможенных постах в Москве, по итогам 2005 г. составил 12,8 млн. т (рост на 12,6%), из них импорт — 8,7 млн. т, экспорт — 4,1 млн. т.

Транспортная инфраструктура области обеспечивает транзит на автотранспорте более 35 млн. т экспортно-импортных грузов, из которых около 7 млн. т проходит таможенное оформление в Москве, а более 28 млн. т завозится в Москву только для того, чтобы далее транзитом следовать в другие регионы России. При сохранении существующего распределения функций между Москвой, МО и соседними регионами в случае прогнозируемого до 2010 г. роста импорта в страну не менее чем на 11% в год объем импортного грузооборота России, следующего транзитом через Москву, и ничего кроме дополнительных транспортных, экологических и социальных нагрузок не дающий МО, в 2010 г. увеличится до 60...65 млн. т.

К началу 2006 г. в пределах Малого Московского кольца (примерного периметра проектируемой Центральной кольцевой автомобильной дороги — ЦКАД) было сконцентрировано до 60...65% всех внутри- и межрайонных грузоперевозок, осуществляемых по территории МО, включая внешнеторговые. В столичном регионе до предела обострились проблемы диспропорций грузовых и пассажиропотоков, перегрузки на головных участках федеральных дорог и МКАД в части транспортных перевозок грузов и пассажиров автотранспортом и, как следствие этого, проблемы экологической, энергетической, коммунальной и социальной перегрузки центральных районов МО. Транспортно-логистические операторы и иные организации пока не могут предложить региональным и всем другим участникам экономической деятельности высококачественные и конкурентоспособные услуги управленческой логистики, перевалки, временного хранения и распределения, транспортировки и экспедирования грузов.

По состоянию на начало 2006 г. на территории МО в коммерческих целях использовалось около 2,7 млн. м2 существующих складов разных классов, при этом международным требованиям соответствует менее 750 тыс. м2. Логистические услуги сторонним организациям на условиях подряда оказывают лишь 15% объектов, 42% существующих коммерческих складов предлагают услуги ответственного хранения, 28% — сдаются в аренду, остальные площади используются в собственных нуждах организаций. Большая часть существующих складских площадей классов А и В расположена внутри Малого Московского кольца (88%) на северо-западном направлении (Красногорский и Солнечногорский районы, г. Химки), северо-восточном (Мытищинский и Пушкинский районы) и юго-восточном (Люберецкий и Домодедовский районы) направлениях. Почти нет современных объектов логистики на восточном направлении (Орехово-Зуевский, Егорьевский, Шатурский, Воскресенский, Коломенский и Озерский районы), южном (Подольский, Чеховский и Серпуховский районы) и юго-западном направлениях (Ленинский, Наро-Фоминский и Можайский районы), а также в Заокских территориях МО.

По состоянию на начало 2006 г. суммарный объем работ и услуг, выполняемых на территории области в сфере грузоперевозок и транспортно-экспедиторских услуг, а также в сфере управленческой логистики, складирования и дистрибуции грузов, оценивался в пределах от 650 млрд. до 750 млрд. руб. При этом спрос на такие работы и услуги, выполняемые на условиях подряда, в настоящее время оцениваемый в объеме не более 70...85 млрд. руб., по имеющимся прогнозам в период до 2010 г. будет расти ежегодными темпами 25...30% и более.

Уровень развития транспортно-логистического комплекса МО в целом оценивается как недостаточный по следующим причинам:

• неполное использование транзитного потенциала области в связи с отсутствием достаточного для покрытия растущего спроса предложения транспортно-логистических услуг, по своему качеству соответствующих международным стандартам;

• недостаток современных транспортно-логистических технологий для решения внутрирегиональных задач;

• дефицит складских помещений среднего и высокого класса, вследствие чего остается высокой стоимость аренды складских помещений;

• нехватка квалифицированных специалистов.

В 2003—2005 гг. основное строительство современных объектов региональной транспортно-логистической системы разворачивалось на расстоянии 1...25 км от МКАД, при этом безусловное лидерство по общему объему начатого и завершенного строительства занимают северо-западное, северо-восточное и юго-восточное направления.

В случае сохранения доминирующих на рынке тенденций развития транспортно-логистического комплекса в Московском регионе прогнозируется дальнейшее бессистемное смещение зоны хаотичного строительства объектов логистики на юго-восточные, южные и западные направления (Новорязанское, Каширское, Киевское, Минское и Новорижское шоссе). На прилегающих к Ленинградскому и Ярославскому шоссе территориях, наоборот, будет происходить снижение объемов строительства складских комплексов вследствие общей перегруженности указанных дорог и дефицита земельных участков. При этом концентрация складских площадей внутри радиуса до 30 км от МКАД еще более возрастет.

Сложившиеся негативные тенденции развития рынка транспортно-логистических услуг в Московском регионе, если средствами государственного регулирования они не будут переориентированы на государственно и общественно значимые цели развития, сведут на нет практически все запланированные правительствами РФ и МО эффекты от строительства ЦКАД и реализации ряда других крупных инфраструктурных проектов комплексного развития Московского транспортного узла, включая создание большого логистического кольца в области, а также строительство высокоскоростных магистралей, соединяющих Московский и С.-Петербургский транспортные узлы, Москву и крупнейшие города Подмосковья.

Дальнейшее хаотичное и бессистемное развитие транспортно-логистической инфраструктуры на территории МО не позволит решить актуальные для ее социально-экономического развития и развития всего ЦФО задачи:

• уменьшение нагрузки на МКАД в части транзитных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом и дальних внутриобластных перевозок;

• снижение уровня перегрузки на головных участках федеральных дорог за счет перераспределения транспортных потоков;

• повышение мощности и улучшение качества поперечных транспортных связей в пределах МО и, как следствие, кардинальное улучшение транспортного обслуживания населения;

• формирование инфраструктурной основы современной интермодальной транспортной и логистической системы Московского транспортного узла опорной транспортной сети России;

• оптимизация грузовых и пассажирских потоков, а также снижение эксплуатационно-инфраструктурной составляющей стоимости перевозок;

• содействие наращиванию транспортного потенциала и транзитной привлекательности международных транспортных коридоров № 2 (Лондон—Екатеринбург), № 9 (Хельсинки—Юг России) и перспективного коридора Хельсинки—Нижний Новгород;

•обеспечение темпов роста инвестиций в основной капитал в области на уровне не ниже 15% в год;

• инфраструктурное обеспечение темпов роста валового регионального продукта МО на уровне не ниже 10...12% в год;

• уменьшение отрицательного воздействия автотранспорта на окружающую среду за счет вывода транзитного транспорта из населенных пунктов и границ особо охраняемых природных территорий;

• повышение безопасности дорожного движения и снижение аварийности на дорогах МО.

Программно-целевой метод, применяемый для решения проблемы развития транспортно-логистической системы в Подмосковье, характеризуется следующими основными положениями:

• создание большого логистического кольца в МО в целях реализации федеральной стратегии развития транспортной инфраструктуры и наращивания транзитного потенциала РФ является одной из приоритетных задач развития экономики области;

• в общем объеме затрат на реализацию программных мероприятий основную долю составляют средства, направляемые на капитальные вложения в развитие инфраструктуры в целях подготовки строительных площадок, отвечающих требованиям инвесторов по инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуре;

• проблема создания региональной транспортно-логистической системы МО носит комплексный характер, что выражается в необходимости государственного регулирования, непосредственном участии в решении поставленных задач органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимости высокой степени координации функционирования и развития всех отраслей экономики области и местных хозяйств муниципальных образований;

• участие широкого круга предприятий различных отраслей экономики области, отечественных и иностранных инвесторов, финансовых, научных и проектных организаций в реализации программных мероприятий;

• решение поставленных в Программе задач носит долговременный характер, что обусловлено необходимостью изменения качественного состояния инженерной, транспортно-логистической, деловой и социальной инфраструктуры на территории МО, значительными масштабами работ, большой продолжительностью реализации основных мероприятий, наличием временного интервала между осуществлением затрат и получением требуемых результатов;

• реализация мероприятий Программы даст значительный мультипликативный эффект во всех отраслях и секторах экономики области, связанный с развитием высококачественной, конкурентоспособной управленческой логистики, перевалки, складирования, переработки и дистрибуции грузов, предоставления транспортно-экспедиторских услуг, а также в социальной сфере.

Программой предусмотрено создание транспортно-логистических объектов следующих типов:

• контейнерные и грузоперерабатывающие терминалы;

• мультимодальные логистические центры;

• трансформационные логистические центры.

Финансирование программных мероприятий предусматривается исключительно за счет внебюджетных источников финансирования. Привлечение инвестиций в создание и развитие программных объектов на территории Московской области осуществляется путем:

• проведения комплекса работ по поиску инвесторов, заинтересованных в создании и заполнении конкретных программных объектов;

• содействия инвесторам в привлечении кредитных ресурсов российских и иностранных банков, международных и иностранных финансовых организаций.

Эффективность Программы определяется по двум направлениям:

• социально-экономическая эффективность наряду с эффектом в отраслях строительного комплекса и транспортно-логистической системы, учитывающая прямые эффекты в смежных отраслях экономики и социальной сфере МО, выражающиеся в повышении уровня ее развития;

• бюджетная эффективность, оценивающая влияние реализации Программы на рост доходов консолидированного бюджета области.

Социально-экономическая эффективность прогнозируется в объеме 100...110 млрд. руб., в том числе эффективность для бюджетов всех уровней — около 33 млрд. руб. Эффективность Программы для консолидированного бюджета Московской области составит не менее 17 млрд. руб., включая не менее 2,0 млрд. руб. неналоговых доходов. При определении эффективности Программы учтены только доходы, получаемые консолидированным бюджетом МО в результате уплаты следующих налогов и платежей:

• налог на доходы физических лиц;

• единый социальный налог;

• налог на имущество организаций;

• земельный налог;

• неналоговые платежи, связанные с изменением категории и целевого назначения земли;

• арендная плата за землю.

Объем инвестиций частных инвесторов в реализацию Программы составит не менее 244 млрд. руб. Выполненный объем работ по договорам строительного подряда в целях Программы в течение срока ее реализации составит не менее 85,5 млрд. руб., при этом в строительном комплексе ежегодно будет создаваться не менее 12 тыс. рабочих мест с оплатой труда выше среднемесячной заработной платы по отраслям экономики МО. Будет построено и сдано в эксплуатацию не менее 3 контейнерных и грузоперерабатывающих терминалов, 4 мультимодальных логистических
центра, 25 логистических трансформационных центров. В том числе к концу 2010 г. будет создано и введено в эксплуатацию:

• не менее 1,5 млн. м2 складских площадей контейнерных и грузоперерабатывающих терминалов, в том числе не менее 1,0 млн. м2 с внешней стороны ЦКАД;

• не менее 2,4 млн. м2 площадей мультимодальных логистических центров, из которых не менее 1,8 млн. м2 будет размещено с внешней стороны ЦКАД;

• не менее 5,3 млн. м2 площадей для размещения иных объектов логистики классов А и В, в том числе не менее 4,5 млн. м2 с внешней стороны ЦКАД;

• не менее 0,7 млн. м2 офисных площадей классов А и В, включая 0,55 млн. м2 с внешней стороны ЦКАД;

• не менее 2,3 млн. м2 площадей для размещения сопутствующих производств по переработке, расфасовке и упаковке товаров, переваливаемых и распределяемых на базе программных объектов.

На введенных в эксплуатацию новых объектах транспортно-логистической, производственной, деловой, социальной и иной инфраструктуры будет создано не менее 40 тыс. дополнительных рабочих мест с оплатой труда выше среднемесячной заработной платы по отраслям экономики МО.

Реализация программных мероприятий обеспечит:

• сохранение темпов роста инвестиций в основной капитал в области на уровне не ниже 15% в год;

• увеличение с 15 до 20% доли площадей объектов логистики, используемых для предоставления услуг хозяйствующим субъектам на условиях подряда;

• обеспечение до конца 2010 г. роста объемов грузооборота не менее чем в 1,5 раза при увеличении с 35...40 до 60...70% доли грузооборота, осуществляемого с внешней стороны Малого бетонного кольца;

• увеличение с 6 до 20% доли транспортно-логистической системы в производстве валового регионального продукта МО;

• инфраструктурное обеспечение темпов роста валового регионального продукта МО на уровне не ниже 13% в год.