Поговорим об аккумуляторных батареях

Тяговые аккумуляторные батареи завоевали прочные позиции на рынке источников электропитания для складского подъемно-транспортного оборудования: погрузчиков, штабелеров, электрокаров и других машин. Однако многие вопросы их эксплуатации и обслуживания остаются малоизвестными широкому кругу потребителей складской техники. О них, а также о технических новинках, сравнительно недавно пополнивших Premium-сегмент российского рынка, рассказывает в своем интервью Дмитрий Огурцов, ведущий менеджер ЗАО «Акку-Фертриб» – Московского представительства компании Exide Technologies, одного из основных мировых производителей промышленных аккумуляторов.

Дмитрий Огурцов, ведущий менеджер ЗАО «Акку-Фертриб» – Московского представительства компании Exide Technologies
Какие типы тяговых аккумуляторных батарей есть сегодня на российском рынке и чем они различаются?

– На современном рынке присутствуют классические, малообслуживаемые и гелевые аккумуляторные батареи (АКБ). Классические аккумуляторы всегда были, есть и будут. Постепенно их обновляют, модернизируют, хотя по рекламным буклетам это и не так заметно. Малообслуживаемые АКБ практически идентичны классическим, за исключением интервала обслуживания – он доходит до 200 дней. Срок службы, емкость, глубина разряда и время заряда у них одинаковые. У гелевых батарей есть большое преимущество: их вообще не надо обслуживать, для них не требуется зарядное помещение, однако есть и ограничения: меньшая емкость и глубина разряда, меньший ресурс и большее время заряда. На российском рынке недавно появился новый продукт – батареи ECSM. Они предназначены для самых тяжелых режимов работы, хорошо приспособлены к высоким токам разряда.

Какие изделия наиболее популярны?

– В основном это классические аккумуляторы, они составляют бо’льшую часть всех поставок. Популярностью пользуются и гелевые батареи, но из-за достаточно высокой цены и технологических ограничений объемы их поставок небольшие. Новые малообслуживаемые батареи Liberator, лишь в прошлом году выведенные на российский рынок, вызвали большой интерес. Их сразу стали заказывать наши клиенты. К слову, в условиях постоянно растущей стоимости трудовых ресурсов мы делаем на эту серию особую ставку.

Среди аккумуляторов на нашем рынке есть качественные изделия, но есть и подделки под них. Делают их, сами понимаете, где-то «в подполье». Существуют подделки и под нашу продукцию. Я даже видел рекламный буклет, где было написано: «аккумуляторы из комплектующих Exide Technologies»... В каком-то смысле даже приятно, что наш бренд используют «пираты» – это означает, что мы выпускаем действительно качественный продукт. Однако если посмотреть с другой стороны, то все, что пишут в подобных буклетах, – это полная ерунда! Мы – эксклюзивный поставщик Exide Technologies, и никто, кроме нас, на российский рынок эту продукцию не поставляет. Все идет либо через нас, либо приходит в комплекте с новой техникой.

Тяговые аккумуляторы изготавливают в Германии, Болгарии, Индии, России и других странах. Различаются ли они у производителей разных стран?

– Разумеется, различаются, как разнятся между собой любой дешевый и дорогой продукты. У них есть технические различия, свои особенности технологии производства. Бывает, что у разных производителей одна и та же батарея может служить и год, и 8 лет. И естественно, что их цена может различаться раза в два, особенно если сравнивать батареи класса Low и класса Premium. Различия могут быть связаны, например, с чистотой применяемого свинца, использованием различных ноу-хау, технологий и современного оборудования. Чем больше автоматизировано производство, тем меньше влияние человеческого фактора и тем стабильней качество продукции.

Однако это требует больших инвестиций, которые не могут позволить себе маленькие компании. Например, аккумуляторы болгарские, индийские, польские, изделия из бывшей Югославии дешевые, но известно, что это не самая качественная продукция. Тем не менее и она находит покупателя. Очевидно, на рынке должны присутствовать разные АКБ.

Еще один важный момент – это вопрос модернизации и обновления. Совершенствование продукции – прерогатива и преимущество крупных производителей. Только они могут тратить большие средства на постоянное совершенствование, обновление оборудования, улучшение качества, устранение недостатков. Так, наша компания модернизировала модельный ряд два года назад. Емкость батарей увеличилась, и это стало новым стандартом отрасли, а выпуск старых моделей был прекращен.

Что конкретно отличает качественный аккумулятор от некачественного?

– Лучше АКБ или хуже, определяется двумя-тремя параметрами. Самое главное – это срок ее службы, это ее надежность, вероятность выхода из строя отдельных элементов, а также емкость. В этом и заключается основная разница между аккумуляторами. Следует отметить также различия в удобстве работы с ними, монтажа соединений, в обслуживании.

В каких сегментах рынка тяговых АКБ работает Exide Technologies?

– Мы различаем Premium-сегмент – дорогие, высококачественные аккумуляторы и Low-сегмент – аккумуляторы бюджетного класса. В каждом сегменте есть несколько поставщиков, которые между собой конкурируют, причем каждый заявляет о себе: «Я лидер!» Все основные мировые производители на рынке России уже присутствуют. На Low-сегмент мы совершенно не претендуем, поскольку считаем себя крупнейшим поставщиком аккумуляторных батарей именно класса Premium. Это наш сегмент рынка тяговых АКБ, и Exide Technologies в нем лидирует, причем с хорошим отрывом от ближайших конкурентов. Очевидно, что владельца достаточно дешевого погрузчика аккумулятор стоимостью чуть ли не в половину цены самой машины вряд ли заинтересует. Зато качественной технике европейского или японского производства без таких батарей не обойтись. Кстати, Exide Technologies вопреки различным домыслам производит тяговые АКБ в Западной Европе для европейского рынка, в США для американского и не имеет никакого производства тяговых батарей в Юго-Восточной Азии или Китае.

Ориентировочно, какую долю российского рынка занимают Premium и Low-сегменты?

– Каждый год мы анализируем ситуацию на рынке. Еще несколько лет назад Premium-сегмент был небольшой. Так, в 2003 году его доля, по нашей оценке, не превышала 15%. Сейчас он составляет примерно 30% в весовом выражении, а в денежном – соответственно больше. При этом Premium-сегмент растет очень большими темпами, и именно он обусловливает общий рост рынка. Это вполне объяснимо. Владельцы складов со временем отказываются от дешевой техники, заменяя ее более дорогой, надежной и современной, а потому, естественно, переходят на более качественные тяговые батареи.

Влияет ли появление новых моделей подъемно-транспортного оборудования на спрос и предложение на рынке тяговых АКБ?

– В целом влияет. Нельзя сказать, что сильно, хотя техника бывает самая разнообразная. Мы, вообще говоря, можем поставить АКБ для любой техники. Нередко поступают запросы о поставке тяговой батареи не для погрузчика – здесь все более-менее просто, а для какой-то машины – хитрой, неизвестного производства. Мы выполняем и такие заказы, и здесь особых ограничений по видам оборудования нет. Например, если вы соберете самодельный погрузчик, что называется «hand-made», у себя в гараже, мы и к нему можем поставить аккумулятор.

От проблем рынка вернемся к Exide Technologies. Чем еще отличается производство аккумуляторов в вашей компании?

– Если сравнивать других изготовителей с Exide Technologies, компанией, которую я лучше всего знаю, то могу отметить как ее заслугу очень большие объемы выпуска аккумуляторов. Такие масштабы производства позволяют применять самое лучшее и современное оборудование и обеспечивать стабильное качество продукции. Небольшие компании зачастую поставляют как качественные батареи, так и не очень. Им приходится экономить на оборудовании и материалах, а чтобы затраты не слишком увеличивались, они используют устаревшее оборудование.

ECSM батарея и ECSM элемент
Появились ли в Exide Technologies новые виды продукции?

– Да, недавно появилась новая серия малообслуживаемых аккумуляторов Liberator. Это промежуточный продукт между гелевыми и классическими АКБ, который, с одной стороны, более интересен по цене, чем гелевые батареи, а с другой – имеет бо’льшие интервалы обслуживания, чем классические аккумуляторы. Для сравнения: если у традиционных тяговых батарей интервал обслуживания равен 7 циклам заряда-разряда, то для серии Liberator он составляет 70...200 циклов в зависимости от модели. Проще говоря, потребитель может полностью отказаться от персонала, обслуживающего аккумуляторы, заключив сервисный контракт с нами. При необходимости визита несколько раз в год это совсем недорого.

Следует отметить новую для российского рынка серию аккумуляторов ECSM, предназначенных для тяжелых режимов работы. У них более высокая отдача и более длительное время работы, даже чем у классических АКБ. Это достигается за счет применения в качестве отрицательной пластины медной освинцованной решетки. Тот факт, что аккумуляторы ECSM совместимы с зарядными устройствами для классических АКБ, делает их очень привлекательными для объектов с тяжелым или многосменным режимом работы. В Германии, например, они пользуются очень высоким спросом.

Есть ли у вашей компании опыт работы с новыми типами аккумуляторов, например гелевыми?

– Это вопрос по существу, ведь мы начинали свою деятельность в России в 1993 г. в качестве представительства компании Sonnenschein – эта компания в 1957 г. изобрела и выпустила первую гелевую батарею и владела эксклюзивным патентом до 1981 г. У наших конкурентов первые аналоги таких аккумуляторов начали появляться лишь спустя почти 25 лет. Поэтому сейчас именно у нас имеется самый богатый опыт производства и работы с гелевыми батареями. В Exide технология производства гелевых аккумуляторов носит запатентованное название dryfit®, а батареи поставляют под исторической торговой маркой Sonnenschein. Для нас это особенно приятно.

Есть ли трудности в продвижении гелевых аккумуляторов на российский рынок?

– Гелевые батареи – продукт неоднозначный. Они дороже, но это не значит, что по всем параметрам лучше. У этих продуктов есть преимущества, проявляющиеся тогда, когда их рекомендуется использовать, но есть и технологические ограничения. Например, гелевые АКБ целесообразно применять на пищевых производствах, в условиях, когда повышены требования к взрывобезопасности или нет возможности обслуживания аккумуляторов. Их огромное преимущество в том, что они являются полностью не обслуживаемыми на протяжении всего срока службы. В них ничего не надо доливать, они не нуждаются в специальной зарядной комнате, оборудовать которую не всегда возможно. Таким образом компании, где есть всего два-три погрузчика, иной раз выгодней купить дорогие гелевые АКБ, чем строить зарядное помещение. Однако у таких аккумуляторов несколько меньше емкость, глубина разряда, срок службы и больше время заряда. Иначе говоря, для многосменного режима работы больше подойдут обычные, классические АКБ, поскольку на один погрузчик при таком режиме нужно иметь две-три гелевых батареи. Кроме того, они дороги, а в России в первую очередь все смотрят на цену. И все же гелевые аккумуляторы неплохо покупают. На своем рынке они уже завоевали доверие, ими успешно пользуются, но, естественно, с предусмотренными ограничениями.

Делает ли гелевые аккумуляторы кто-то еще, кроме Exide Technologies?

– Да, есть фирмы, которые предлагают аналогичный продукт. Но, как показывает и наш, и европейский опыт, они уступают по качеству и сроку службы. Дело в том, что гелевые аккумуляторы действительно более сложное по конструкции и технологии производства изделие: внутри аккумулятора должна обеспечиваться максимально возможная рекомбинация кислорода и водорода, т. е. их соединение в воду на молекулярном уровне, а запаса электролита должно хватать на весь срок службы батареи.

Гелевая батарея и гелевый элемент
Пожалуйста, несколько слов об обслуживании АКБ. Какие меры следует предпринять, чтобы продлить их ресурс?

– Пожалуй, эта тема для отдельной статьи. В обслуживании батарей, эксплуатирующихся в различных условиях – на холодных складах, при двух- и трехсменной работе, в экстремальных режимах, – существует миллион нюансов. Важно понимать, что аккумулятор не запчасть в погрузчике, а сложное дорогостоящее электрохимическое оборудование, работоспособность которого зависит от грамотного обслуживания на протяжении всего срока службы. Многие пользователи этого не понимают. В этой связи для потребителей можно рекомендовать следующее: надо всегда полностью заряжать АКБ и не доводить до ситуации, когда приходится использовать не полностью заряженный аккумулятор. Аккумулятор всегда надо ставить на заряд сразу, как только он разрядился. Также необходимо регулярно контролировать уровень электролита в АКБ. Проще говоря, требуется соблюдать инструкцию по эксплуатации. Кстати, наша серия батарей Liberator – это новинка, которая требует обслуживания всего несколько раз в год, что в ряде случаев позволяет полностью отказаться от услуг аккумуляторщиков.

Можно ли восстановить отработавшие ресурс аккумуляторы и существует ли возможность не утилизировать их, а восстанавливать и снова пускать в работу?

– Наша практика, накопленный опыт свидетельствуют о том, что восстановить их если и можно, то очень ненадолго. Есть две основные причины выхода АКБ из строя: сульфатация и коррозия пластин. Если эффект сульфатации возможно частично снять, то коррозия – процесс естественный, который можно слегка замедлить, оттянуть, но его последствия необратимы. Поэтому не приходится надеяться на то, что существует некий «волшебный заряд», полностью восстанавливающий батарею. Тяговые аккумуляторы – это промышленное оборудование с определенным сроком службы, по истечении которого оно подлежит замене. Что касается десульфатирующего, или выравнивающего, заряда, то этой функцией по умолчанию снабжено каждое из поставляемых нами зарядных устройств.

На что, на ваш взгляд, надо обращать внимание при выборе компании – поставщика тяговых батарей?

– Поставщик должен соответствовать очень простым и нехитрым требованиям. Прежде всего – быть достаточно надежным, а не компанией-однодневкой. Сотрудники солидной фирмы, например, не меняют место работы, а, как у нас, работают по пять–десять лет и больше, а значит, являются профессионалами высочайшего уровня. Я уже не говорю о том, что компания – поставщик аккумуляторов должна в первую очередь поставлять качественное оборудование, иметь хорошую репутацию.

Еще один момент – это наличие хорошей сервисной службы. Причем этот сервис компания обязана обеспечивать и при существенном ее расширении, при росте продаж. В нашем бизнесе есть компании с одним «сервисменом», которые часто совсем не думают об обслуживании конечного клиента, а поступают просто: продали и забыли. У нас иной подход. Мы располагаем мощнейшим сервисом, лабораторией, выездными сервисными бригадами, техническим отделом, есть даже теоретики. Наконец, компания должна обеспечивать полный комплекс услуг, особенно когда речь идет о покупке аккумуляторов для складской техники, когда строят новый объект, склад.

Liberator батарея и Liberator элемент
И последний вопрос. Ожидается ли приход на смену существующим аккумуляторам принципиально нового вида продукции?

– На сегодняшний день принципиально нового продукта, способного заменить свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы по главному показателю – удельной стоимости энергии, еще не придумано. И разрыв в стоимости с ближайшими работающими электрохимическими системами, такими как Ni-Cd, Ni-MH, LiIon, топливными элементами и т. п., очень большой. Поэтому пока продукт развивается по эволюционному пути, т. е. совершенствуются характеристики АКБ, применяемые материалы и конструкция, развиваются и методы заряда. Разработки, безусловно, ведутся, но кто и когда сможет найти новое гениальное решение, которое позволит отказаться от использования тяговых свинцово-кислотных батарей, неизвестно. Вряд ли это произойдет даже в среднесрочной перспективе.

Беседу провел Б. Матвеев