СеМАТ 2005. В фокусе – промышленный транспорт

Окончание публикации обзора новинок напольного транспорта, представленных на крупнейшей международной выставке по интралогистике CeMAT 2005 (11–15 октября 2005 г., Ганновер, Германия). Начало в «СиТ» №11 и 12, 2005 г.

Linde продолжает развивать матричную концепцию техники

Спустя 50 лет после изобретения первого штабелера с выдвижной мачтой фирме Linde Material Handling удалось сделать значительный шаг в усовершенствовании техники этого типа. О новых ричтраках серии RX, центральном экспонате стенда компании, мы подробно рассказали в прошлом номере журнала. Напомним лишь об основной особенности их конструкции: вместо мачты и независимо от нее в этих моделях выдвигается вилочная каретка. Использование этого и целой серии других новшеств позволило добиться впечатляющего результата: по сравнению с обычными штабелерами с выдвижной мачтой производительность ричтраков RX при перегрузке увеличилась на 15%, а число движений оператора сократилось на 73%. Помимо этих моделей компания представила и много других новинок.

Матричная концепция, начатая и воплощенная Linde Material Handling, – многообещающая производственная стратегия, позволяющая изготовить самые разные типы складских подъемно-транспортных машин из стандартизованных компонентов. В Ганновере к электротележкам T20 с платформой для оператора, дебютировавшим в марте 2005 г., добавились семь новых моделей, подготовленных к выходу на рынок в предельно сжатые сроки: самоходная ведомая электротележка с поворотной рукояткой T30, электротележки N20/ N24, N20 L и N20 Li для комплектации заказов c нижних ярусов стеллажей, буксировщики грузов P30 и P50 и электроштабелер с расширенными консолями L16 AS.

Принцип матричной конструкции заключается в использовании в разных моделях идентичных узлов и агрегатов – двигателей, трансмиссий, осей, тормозных систем, приборных панелей, что значительно сократило время выхода изделия в свет и позволило создать огромное разнообразие моделей, максимально приспособленных к заданным условиям эксплуатации. Каждый тип складской подъемной техники включает три основных модуля: модуль привода, содержащий двигатель, системы диспетчирования и регулирования электроэнергии; грузовой модуль, составленный из вил и грузоподъемной мачты или системы сцепления для буксировки тележек в зависимости от обстоятельств; модуль контроля и управления, который может быть предназначен для работы с пешим оператором, оператором, находящимся на откидной площадке, платформе или сиденье (при больших расстояниях транспортировки). В зависимости от конечной цели отдельные модули объединяют в ту или иную конструкцию. Преимущества модульного принципа очевидны. Короткие сроки изготовления позволяют производителю более быстро и гибко реагировать на требования рынка. Кроме того, достаточно ограниченное количество основных модулей позволяет выполнить их с высокой надежностью, качеством, увеличенным ресурсом и интервалом техобслуживания.

Компания, впервые применившая гидростатическую трансмиссию в своих противовесных вилочных погрузчиках небольшой грузоподъемности, теперь использует ее и в «тяжелых» моделях. Использование этого агрегата в серии дизельных погрузчиков H100…H180 г/п от 10 до 18 т стало настоящей сенсацией. В экспозиции Linde было представлено семь новых моделей, которые совсем скоро запустят в серийное производство.

Combilift: три погрузчика в одной машине

Компания Combilift, ирландский изготовитель и разработчик четырехходовых вилочных погрузчиков одноименной марки с приводом на все колеса, продемонстрировала на СеМАТ 2005 очень много своих моделей. По заверениям изготовителя, необходимость в технике, которая экономит площадь под хранение и одновременно эффективно используется для работы с длинномерными и громоздкими грузами, доказана неплохими ежегодными продажами оборудования компании – около 4000 ед. Погрузчик Combilift работает и как фронтальный, и как боковой, его можно использовать и для работы в узких аллеях как внутри, так и вне помещений. Таким образом, один погрузчик Combilift заменяет собой сразу несколько машин с различными возможностями и конструкцией. Возможность поперечного движения позволяет уменьшить ширину рабочих проездов до 2000 мм, благодаря чему возможно значительно увеличить имеющиеся в распоряжении площади для хранения. Такое уникальное качество четырехходового вилочного погрузчика, как многофункциональность, оказалось чрезвычайно востребованным, так что возможности его применения превзошли самые оптимистичные ожидания изготовителя.

Грузоподъемность моделей Combilift с дизельным, газовым и появившимся недавно батарейным электроприводом переменного тока – от 2,5 до 12 т. Среди прочих демонстрировалась и компактная модель г/п 2,5 т и модель СL5000SL – четырехходовой погрузчик с боковыми вилами и приводом на все колеса г/п 5 т, который обеспечивает лучшие технологические возможности, чем известные аналоги. По сравнению с обычными боковыми погрузчиками он снабжен более низкой платформой, что позволило увеличить объем перевозимых грузов.

Выше всех

Небольшая немецкая компания Magaziner Lager- und Fоrdertechnik GmbH специализируется исключительно на узкопроходной высотной технике для подбора заказов с подъемной кабиной. В ее производственную программу входят всего шесть моделей г/п 1,1…2,0 т. На стенде фирмы была представлена последняя новинка – модель комплектовщика ЕК 15 XL г/п 1,5 т с высотой подъема до 17 м (!). Устройство оснащается двух- или трехступенчатой грузоподъемной мачтой, электродвигателями постоянного или переменного тока, аккумуляторной батареей (АКБ) напряжением 80 В. Скорость подъема груза – 0,52 м/с.

Самые маленькие электропогрузчики

Трехопорные модели серии Mycros 4, которые выпускает итальянская компания Mariotti, по-видимому, самые миниатюрные электропогрузчики в мире. Грузоподъемность этих устройств составляет всего 400 и 500 кг, высота подъема груза – до 4,3 м. Погрузчики очень компакты (длина без вил – 990 мм, ширина – 785 мм) и оснащены 24-вольтовой АКБ. Помимо этих моделей Mariotti выпускает большой диапазон электропогрузчиков г/п от 600 кг до 2,0 т.
Модели электропогрузчиков маленькой грузоподъемности (от 600 до 1200 кг) с двигателем переменного тока также продемонстрировала на своем стенде еще одна итальянская компания – Carreffe (Levante).

FCHV-F – «водородный» погрузчик концерна Toyota

Toyota впервые представила на своем довольно необычном по оформлению стенде площадью около 800 м2 новые модели 24-вольтного трехопорного электропогрузчика FBEsF г/п от 1,0 до 1,5 т. Машины оснащены новыми приводами движения и подъема на переменном токе, системами активной стабилизации SAS и дополнительного снижения скорости при движении на радиусных участках. Эти инновационные решения дополняют ОТС-пакет водителя и многочисленные опционные варианты оснащения, например устройство боковой замены АКБ. Модели FBEsF предназначены для европейского рынка, и сложно сказать, увидят ли их российские потребители.

Произошли изменения и в конструкции ранее выпускавшихся машин 7-й серии. На всех погрузчиках с двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем теперь используется новый мини-рычаг, обеспечивающий более легкое управление. Поручень крепится к сиденью водителя, а при необходимости его можно откинуть наверх, благодаря чему упростилась высадка-посадка в кабину с обеих сторон погрузчика. Переключатель направления движения интегрирован в подлокотник. Новым на дизельных погрузчиках в диапазоне грузоподъемности 3,5…5 т являются моторы с малой эмиссией.

Погрузчик FCHV-F вслед за аналогичными разработками Still и Hyster стал новым этапом в создании подъемно-транспортной техники c энергетической установкой гибридного типа. Модель разработана производителем погрузчиков компанией Toyota Industries Corporation (TICO) в сотрудничестве с Toyota Motor Corporation (TMC), ведущей компанией в области развития транспортных средств с гибридными энергетическими элементами, и пока является экспериментальным образцом. Энергетическая установка (топливные элементы) ставится вместо тяговых АКБ, а в качестве накопителя электричества в ней используется двухслойный конденсатор. Подобные агрегаты уже прошли успешные испытания на автомобилях Toyota.

Вилочный погрузчик с гибридной силовой установкой, используя водород как главный источник энергии, производит электричество без образования продуктов сгорания, вырабатывая при этом только воду. Вилочные погрузчики с гибридной энергетической установкой требуют минимальной дозаправки и значительно меньше сервисного обслуживания, чем электрические вилочные погрузчики, АКБ которых нужно периодически заряжать, доливать водой и заменять. Кроме того, гибридная силовая установка гарантирует постоянную передачу энергии и работу погрузчика, устраняя существующие у электропогрузчиков проблемы, связанные с падением выходной мощности при разрядке аккумуляторной батареи. Эти и другие особенности делают вилочные погрузчики с гибридной энергетической установкой идеально подходящими для эксплуатации в больших логистических дистрибьюторских центрах, где техника работает в круглосуточном режиме.

Новинки от Mitsubishi

Новый штабелер с площадкой для оператора серии SBR К фирмы Mitsubishi имеет много особенностей, которые делают его более комфортабельным, контролируемым и производительным. В серию входят модели г/п 1,2; 1,6 и 2,0 т. Высота подъема штабелеров г/п 1,2 и 1,6 т – 6,5 м, штабелеров г/п 2,0 т – 6,3 м. Остаточную грузоподъемность моделей при больших высотах подъема можно увеличить, установив (по заказу) боковые опоры-стабилизаторы. Кресло оператора расположено поперек направления движения, что в сочетании с панорамной мачтой увеличивает обзор зоны обработки груза. Благодаря точному рулевому управлению «Fly by Wire» и компактным размерам эту технику для склада можно применять в узких проездах.

Бoльшая продолжительность рабочего времени и меньшие потери времени на переналадку и простои достигаются за счет ускорения посадки и высадки из кабины, удобства получения информации и легкого доступа к местам технического обслуживания. Оборудование с целью увеличения производительности и гибкости работы укомплектовано современными электромоторами переменного тока с функцией рекуперации энергии при торможении и новейшей технологией управления MOSFET. Движение машин, как и операции по подъему-опусканию груза, выполняются быстро и точно без потери контроля и снижения уровня безопасности. Штабелеры SBR 12/16/20 K серийно оснащают встроенной системой самодиагностики. Возможно оснащение по заказу базовым подъемом, системой автоматической остановки на заданной высоте, различными мачтами и вилами разной длины и ширины, подлокотниками, рабочей и предупредительной осветительной аппаратурой.

Еще одна новинка компании – узкопроходной комплектовщик заказов с верхних уровней стеллажей OPBM10K. Он оборудован 24-вольтовой АКБ, его г/п до 1 т, высота подъема – до 6500 мм. Комплектовщик оснащен двигателем SEM, системами MOSFET, регенеративного торможения, встроенной системой самодиагностики, прост в обслуживании.

Поколение Dash 7

В своей экспозиции южнокорейская фирма Hyundai представила полностью заново разработанное поколение вилочных погрузчиков. У новых машин серии Dash 7 усовершенствована система управления, улучшена cистема безопасности, более удобное сервисное обслуживание. Благодаря использованию хорошо зарекомендовавших компонентов известных изготовителей улучшена надежность и функциональность машин.

Типичный «тяжелый» представитель нового поколения с двигателем внутреннего сгорания – модель HDF 70-7 г/п 7 т. В ближайшее время фирма Hyundai дополнит его погрузчиком г/п 5 т. Обе эти машины сконструированы для сложных условий эксплуатации и предназначены для перевалки тяжелых грузов, тем не менее их размеры небольшие, благодаря чему они весьма маневренны и ими легко управлять. Радиус поворота НDF 50-7 составляет всего 3270 мм, у HDF 70-7 – 3360 мм. Погрузчики Dash 7 приводятся в действие мощными двигателями фирмы Mitsubishi (500 л.с.), изготовленными в соответствии со стандартом токсичности выхлопа Тiеr-2. В комплексе с современной гидросистемой эти моторы гарантируют высокую скорость движения и быстрый подъем-опускание мачты. Небольшой клиренс и низкий центр тяжести обеспечивают устойчивость погрузчиков даже при высоких скоростях движения и обработке тяжелых грузов. Погрузчики благодаря прочным осям и надежно защищенной от повреждения коробке передач можно эксплуатировать на неровных трассах.

При разработке конструкции нового поколения не остался без внимания такой важный аспект, как комфорт водителя. Так, новые погрузчики оборудованы системами демпфирования вибраций кабины Нуdrauliс Suspension System (HSP), которая вместе с упомянутыми маловибрирующими и малошумными моторами обеспечивает хорошие условия работы. Все элементы управления на рабочем месте водителя расположены эргономически удобно. Хорошо защищенный от влаги комбинированный дисплей кроме прочего информирует водителя о выполнении всех рабочих функций, а также о результатах работы интегрированной в погрузчик системы самодиагностики.

Кроме дизельных погрузчиков компания представила в Ганновере две из четырех моделей электропогрузчиков серии Dash 7 – HBF 25-7 (г/п 2,0 т) и HBF 32-7 (г/п 3,2 т). Электрическая система рулевого управления погрузчиков г/п 2,5 и 3,2 т обеспечивает низкий уровень шума при работе и комфортные условия водителю. Собственное видение будущего электротранспорта фирма Hyundai представила, продемонстрировав прототип 80-вольтового погрузчика HBF 30H-7, который должен появиться на европейском рынке в начале 2006 г.

Более мощная АКБ придает этому погрузчику не только большую мощность, но и увеличивает период работы от одной подзарядки. Предполагается, что со временем в серию пойдут и остальные электропогрузчики 80-вольтной версии Dash 7.

Публикацию подготовил В. Антонов