компании из статьи

ФРГ на мировом рынке логистических услуг

А. Малышев

Исследование, проведенное недавно Рабочей группой по экономике логистики под руководством П. Клауса, профессора логистики университета Erlangen-Nurnberg, подтвердило ведущее положение и престиж ФРГ на мировом рынке логистических услуг. Существует много аргументов в пользу того, что активность данной отрасли в Германии достаточно высока. Так, DHL, дочерняя логистическая фирма компании Deutsche Post, сооружает в аэропорту Лейпцига центральный перевалочный пункт для авиационных грузов стоимостью 300 млн. евро и до 2012 г. создаст 3,5 тыс. новых рабочих мест. Shopping-TV QVC строит в г. Хюкельховене распределительный центр стоимостью 100 млн. евро, в котором будет работать 580 человек. Порт в Дуйсбурге превратился в логистический центр с 17 тыс. занятых, а в аэропорту Кёльн/Бонн группа UPS (США) скоро введет в эксплуатацию сортировочный центр стоимостью 135 млн. USD.

Логистическая индустрия является одной из крупнейших отраслей экономики Германии. По обороту (150 млрд. евро) она занимает четвертое место (после автомобилестроения, электротехнической промышленности и общего машиностроения), а по числу задействованного персонала находится на первом месте (2,6 млн.) Таким образом, из общего числа всех наемных работников в стране, а это 36,6 млн. чел., в логистике занято около 7,2%. По оценке П. Клауса, в ближайшие годы число рабочих мест в этой сфере увеличится еще на 20%, так как логистические фирмы все чаще берутся за такие работы, как предварительный монтаж, сборка и послепродажное обслуживание.

В ФРГ базируется ряд крупнейших логистических компаний мира, среди которых Deutsche Post (DHL), Deutsche Bahn, Stinnes, Schenker, Kuhne & Nagel, FIEGE и Rhenus. Кроме того, здесь много логистических фирм среднего уровня, таких как Geis, Grieshaber, Hegele, Huttemann, Mueller и Rudolph. Кооперативные сети представлены, в частности, компаниями IDS или Cargo-Line.

По мнению П. Клауса, расположенная в центре Европы Германия выиграет от расширения ЕС за счет восточных стран региона. Ее логистические центры получат новые инвестиции, трудовые ресурсы и будут активно осуществлять пред- и послепродажное обслуживание и управленческие функции. Однако объем грузовых перевозок в восточном направлении будет расти не так быстро, как ожидалось, вследствие наращивания производства ряда товаров в Польше, Венгрии и Прибалтике.

Год спустя после расширения Евросоюза обнаружилось, что в конкурентной борьбе с железнодорожным транспортом и каботажным судоходством от растущего товарооборота могут выиграть фирмы, занимающиеся автомобильными грузоперевозками. Особенно удачно здесь действуют экспедиторские и логистические компании, которые на выгодных условиях приобретают в восточноевропейских странах складские помещения и все чаще используют для перевозок транспортные фирмы из этих стран. В результате мелкие германские транспортные фирмы остаются не у дел, а крупные и средние экспедиторы пользуются услугами своих дочерних предприятий или субподрядчиков в Центральной и Восточной Европе. Некоторые предприимчивые экспедиторы, оценив ситуацию, переводят часть своего грузового автопарка в Словению или на Кипр, где они будут использовать местных водителей.

Продажи логистических услуг, осуществляемых по договорам (обычно их срок составляет 3...5 лет), будут и дальше динамично расти, хотя и более медленными темпами, чем те, которые предсказывались в некоторых исследованиях. Годовое 15%-ное увеличение продаж – это лишь желаемый показатель; более реальным является прирост до 10% (в настоящее время он равен 8%). Чтобы защитить крупные инвестиции, срок действия договоров в сфере логистики должен составлять не менее 8 лет. Кроме того, инвестиции не должны быть слишком сильно ориентированы на одного клиента.

Согласно прогнозам аналитиков, договорная логистика (англ. 3rd-Party Logistics – 3PL) является перспективным направлением деятельности для логистических фирм. Последние предлагают обширные пакеты услуг для клиентов, которые хотят получить комплексные решения своих логистических проблем и с которыми они по договору связывают себя обязательствами на длительный срок.

Исследование Top 100 Logistik, проведенное недавно Федеральным объединением логистических фирм, выявило, что годовые темпы прироста оборота этих компаний в ФРГ исчисляются двузначными цифрами. В 2004 г. компаниям, специализирующимся на договорной логистике, принадлежало 8,3% этого рынка, или 12...13 млрд. евро оборота; в будущем эта цифра может составить 60 млрд. евро.

Несколько иначе характеризует текущее состояние и перспективы развития договорной логистики исследовательская компания Mercer Management Consulting, утверждая, что рынок договорной логистики развивается не так быстро, как считают некоторые аналитики, и на практике 80% клиентов хотят в основном простых стандартных услуг, таких как складское хранение и транспортировка. Чтобы избежать зависимости, пользователи предпочитают краткосрочные договоры, а также взаимозаменяемые базовые услуги. В итоге авторы исследования приходят к выводу, что в переживающей бум отрасли успешной можно назвать деятельность лишь немногих фирм.

Не согласен с таким выводом профессор логистики Технического университета Берлина Ф. Штраубе. По его мнению, исследование Mercer Management Consulting ограничивает понятие логистики сферами транспортировки и складского хранения, где оборот растет относительно медленно (на 2...3,5%). Другие сделки, в которых спектр логистических услуг простирается от дополнительных производственных операций до удаления отходов, остались в данном исследовании без внимания, а между тем объем таких соглашений в этом секторе рынка логистики ежегодно увеличивается на 6...7%. Остался неучтенным также сектор планирования и управления логистическими системами, для которого характерны самые высокие темпы прироста (12%) и развитие которого ускоряет все углубляющееся международное разделение труда.

Однако из-за нерешенности многих вопросов, связанных с материальной ответственностью, будущий ежегодный прирост объема сделок на рынке договорной логистики составит всего 6...8%. Ограниченные финансовые возможности предопределили, в частности, фиаско хорошей в теоретическом отношении модели 4PL (Fourth-Party Logistiсs), которая предусматривает предоставление консалтинговой фирмой комплекса работ по координации деятельности поставщиков логистических услуг для одного заказчика. Впрочем, это свойственно не только германской логистической индустрии.

По единодушному мнению зарубежных экспертов, единственной в мире компанией, полностью соответствующей модели 4PL, является Vector SCM – совместное предприятие General Motors Corp. и Menlo Worldwide. Другие компании, предоставляющие услуги по управлению системой материально-технического снабжения клиента, в частности UPS, FedEx, DHL и Exel, можно отнести к категории 4PL лишь с известной натяжкой.