компании из статьи

FM Logistic. От семейного бизнеса к управлению глобальными цепями поставок

22 сентября в Париже прошла первая международная пресс-конференция компании FM Logistic – одного из ведущих логистических операторов мира и, безусловно, самого крупного 3PL-провайдера Франции. Маленькая французская фирма, созданная в 1967 г. тремя членами семей Фор и Маше – Жаном-Мари Маше, Клодом и Эдмоном Форами (Jean-Marie Machet, Claude Faure и Edmond Faure), сегодня превратилась в мощную группу компаний, организующих глобальную цепь поставок по всему миру и оказывающих целый ряд совершенно уникальных услуг по логистическому аутсорсингу.

По мнению руководства FM, в основе выдающихся достижений компании – устремленность к успеху, удачно выбранная долгосрочная стратегия и, конечно, постоянная готовность удовлетворить запросы всех участников, связанных единым логистическим процессом: клиентов, сотрудников, акционеров, партнеров и окружения компании. Ведь прежде всего в основе философии, деятельности и культуры компании – человек с его потребностями.

Немного истории

Основным видом деятельности компании, получившей название Faure & Machet, стали транспортные перевозки. Однако фирма достаточно динамично развивалась в смежных направлениях и уже через 15 лет (1982 г.) стала оказывать услуги в области складирования, создав первую логистическую платформу в Брюмате (Brumath) для фирмы Masterfoods. С 1987 г. компания расширяет спектр деятельности и начинает предлагать услуги по упаковке товаров. Успехи в этой сфере оказались настолько значительными, что в дальнейшем усилия F&M были направлены прежде всего на то, чтобы выйти в первые ряды известных и признанных международных логистических компаний. Основными вехами в жизни компании стали:

• 1994 г. – выход на европейский уровень, начало работы в России и в Польше;

Члены Административного совета FM Logistics:
Клод Фор

• 1996 г. – начало работы в Чехии и в Украине;

• 1998 г. – Faure & Machet переименовывается в FM Logistic;

• 1999 г. – начало работы в Словакии;

• 2002 г. – FM Logistic утверждается как независимая компания;

• 2003 г. – начало деятельности в Румынии;

• 2004 г. – развитие глобальной сети поставок. Начало работы в Бельгии, Португалии, Китае;

• 2005 г. – приобретение филиалов компании Premium Logistics позволяет начать деятельность в Польше, а также получить склады в Испании, Италии, Венгрии.

За последние десять лет достижения FM Logistic были отмечены следующими наградами:

• первая премия лучшего логистического провайдера (Франция). Первая премия за проект складского комплекса;

• 1997 г. – платформа Брюмат (Франция) удостоена премии качества в категории «Крупные предприятия» (все виды деятельности);

Жаки Жервис

• 1998 г. – фирма вошла в список 500 лучших предприятий Франции по классификации журнала Usine Nouvelle;

• 2000 г. – 1-й логистический провайдер Польши 1er (Премия Ассоциации логистов Польши);

• 2002 г. – премия «Лучший складской оператор России» по итогам рейтинга журнала «Логинфо»;

• 2003 г. – получение сертификата ISO 9001 V2000 во Франции («Складирование и упаковка»). Получение сертификатов в Польше и Чехии;

• 2004 г. – компьютерная программа e-SCM, разработанная FM2i, удостоена премии за инновационные решения в логистике. Премия рейтинга «Лучший логистический провайдер России» журнала «Логинфо»;

• 2005 г. – премия «Лучший работодатель Польши». Награда за инновационное логистическое решение в категории «Услуги логистики и транспорта» за решение промышленного «пулинга» – сборной доставки грузов клиентов.

С учетом сотрудников, имеющих акции, фирма является на 100% семейной, что позволило ей стать членом Ассоциации семейных компаний
ASMEP (Association des Entreprises Patrimoniales). Три года назад основатели FM Logistic в интересах роста компании и обеспечения наследования передали управление компанией Административному совету, куда вошли:

Жан-Кристоф Маше

• Жаки Жервис (Jacky Gervis), сопрезидент;

• Жан-Кристоф Маше (Jean-Christophe Machet), сопрезидент.

• Эрве Дюжардэн (Herve Dujardin), коммерческий директор группы;

• Мари-Лор Шрейбер (Marie-Laure Schreiber), директор по внешним связям группы и корпоративной культуры группы;

• Оливье Фор (Olivier Faure), директор по техническим и информационным системам и закупкам;

• Жиль Фор (Gilles Faure), исполнительный директор по странам Азии;

• Клод Фор (Claude Faure), председатель Управляющего Совета;

Все члены Административного совета – это предприниматели, объединенные желанием приумножить и утвердить ценности FM Logistic.

FM Logistic сегодня

20 лет назад компания FM Logistic приняла решение интегрировать в свою структуру инженерную службу для проектирования, строительства и технического обслуживания складских комплексов, что в дальнейшем позволило вести строительство складов с учетом уже имеющейся практики выполнения транспортно-складских операций. Инженерная служба неустанно работает над совершенствованием конструкции и элементов сооружений и средств обеспечения безопасности содержания и доставки продукции, хранящейся на складах. Строительство во всех странах ведется по единому стандарту, что обеспечивает одинаковый уровень качества услуг. Рабочая группа, объединяющая операционные службы, службы методов и процессов, инженерные подразделения, дает рекомендации по адаптации сооружений к индивидуальным запросам клиентов через оптимизацию и обеспечение безопасности продукции. Использование опыта экспертов предприятия позволяет провести поиск решений лучшего соотношения эффективности и цены услуг.

С 1990 г. значительные средства компания инвестирует в развитие информационных систем, которые являются необходимым условием реализации всех операций. Разработанная специалистами компании программа e-SCM консолидирует сведения об операциях в каждом из звеньев логистической цепи и обеспечивает клиентов FM Logistic информацией о каждом их этапе в режиме реального времени.

К настоящему времени FM Logistic достигла международного уровня и имеет подразделения во многих европейских странах. На сегодняшний день, после приобретения иностранных филиалов фирмы Premium Logistics, компания насчитывает около 8500 сотрудников и более 50 складских комплексов в разных частях света:

• 29 складских комплексов в Западной Европе, из них 13 во Франции, 1 в Бельгии, 2 в Португалии, 9 в Испании, 4 в Италии;

• 14 складских комплексов в Восточной Европе, из них 8 в Польше, 1 в Чехии, 1 в Словакии, 2 в Венгрии, 2 в Румынии;

• 3 складских комплекса в Восточной Европе, из них 2 в России, 1 в Украине, а также 7 региональных складов в России.

Общая площадь складских помещений – 1,2 млн. м2, оборот в 2006 г. по прогнозам должен составить 410 млн. евро.

Позиционирование на рынке: в сердце цепи поставок

FM Logistic, работая в области управления цепями поставок, оперирует товарным потоком от самого начала логистической цепи – заводов-производителей до поставок продукции в магазины торговых сетей. Конечная цель компании – максимально удовлетворить потребности своих клиентов (и клиентов своих клиентов!) благодаря опыту работы с крупнейшими мировыми производителями различных видов продукции и торговыми сетями.

Уже сегодня в сферу обслуживания FM Logistic входят такие компании, как Bе’nе’dicta, Cadbury, Danone, Eckes Granini, Hаagen Dazs, Kraft Foods, Lorenz Snack World, Masterfoods, McCain, Nestlе’, Saupiquet, Unilever, Wrigley (продукты питания); Auchan, Carrefour, Cora, Dе’cathlon, Ikе’a, Leclerc (торговые сети); avec Brother, Hewlett Packard, LG Goldstar, Thomson (бытовая техника, высокие технологии), Beiersdorf Nivea, Colgate Palmolive, Henkel, Kimberly Clack, L'Orе’al, Procter & Gamble (парфюмерия, средства косметики и гигиены); Groupe Seb, Moulinex, Adidas (товары массового потребления), Michelin, Volvo, Bosch (автомобильная промышленность). Для этих и многих других фирм FM Logistic организует и контролирует цепи поставок, создавая тем самым добавочную стоимость оказываемых услуг. Кредо компании – «Доставить нужный продукт в нужное место и в нужное время при лучшем соотношении цены и качества услуг» – очень точно отражает основной принцип логистики. Однако достичь этого стало возможным лишь в результате упорной работы по расширению спектра услуг.

Виды услуг

FM осуществляет три основных вида деятельности, но главным, конечно, является складирование.

Услуги по складированию охватывают все виды продукции (продукты питания, электроника, опасные грузы и т. д.) и занимают 54% общего оборота компании. Для этого на терминалах FM созданы все необходимые условия. Часть помещений отапливается, в других температура регулируется или поддерживается низкой. Помещения для хранения опасных грузов оборудованы спринклерными системами пожаротушения, стены там противопожарные или взрывозащищенные, меры безопасности – в зависимости от типа продукции. Все терминалы оснащены железнодорожными ветками.

Основными операциями в этой сфере услуг являются:

• разгрузка-погрузка – подготовка заказов с использованием технологий штрихового кодирования и маркировки, кросс-докинг (готовые заказы и глобальные поставки); ручное (по коробам, по штукам) и автоматизированное комплектование заказов (вращающиеся шкафы для складирования запчастей); контроль грузов на входе и выходе;

• управление потоками – электронный обмен данными, программы управления и оптимизации операций (Oxygene, Opale NG); оптимизация размещения грузов; отслеживание грузов в пути, работа с возвращенными товарами.

Второе место в обороте компании занимают международные и национальные перевозки (30% общего оборота), ведь FM Logistic начинала свою деятельность именно с транспортных услуг. В настоящее время для этих целей задействовано 820 ед. транспорта (грузовики, фургоны, спецтранспорт для доставки замороженной, скоропортящейся продукции, опасных грузов и т. д.) и 470 водителей (275 на местных перевозках и 195 на международных).

Основными отличительными особенностями деятельности компании в этой сфере являются:

•организация и координация перевозок как собственным транспортом, так и привлеченным; своевременное информирование клиента о ходе перевозки;

• перевозки продукции разными видами транспорта с заводов на склады, в том числе региональные, национальные и международные – доставка сборных грузов в небольших объемах;

После экскурсии по терминалу. Алла Лаоз, руководитель отдела внешних связей «ФМ Ложистик», отвечает на вопросы журналистов

• использование разнообразных подходов к управлению – обработка информации по различным параметрам, отслеживание перемещения заказов (сканирование накладных); планирование прибытия транспорта с использованием программы Pl@net, отслеживание поставок, ведение статистической отчетности).

Несколько меньшую долю занимают упаковка и расфасовка – 16% оборота. Эти виды деятельности включают в себя следующие инновационные услуги:

• промышленная сборка: предпродажная комплектация (информатика, телефония), отверточная сборка (для компаний Hewlett Packard, Thomson); индивидуальная упаковка и комплектация продукции в зависимости от специфики рынков разных стран, их функциональных особенностей;

• расфасовка продуктов питания – создание единиц продукции на базе продукции, поставляемой валом или в объемной таре; апробирование на рынке новых видов расфасовки; запуск новой продукции;

• услуги по так называемому копакингу (co-packing – упаковка продукции на чужих производственных мощностях) – создание наборов продукции (упаковка в пленку, в футляры), наклейка этикеток; упаковка в коробки, дисплеи, формирование стендов.

Результаты деятельности

В докладе, представленном на пресс-конференции, Клод Фор с удовлетворением констатировал положительные результаты деятельности компании в 2005 г. Несмотря на сложное положение в экономике европейских стран, сложившееся в последние годы, финансовые показатели FM Logistic постоянно прогрессируют. Правда, представленные ниже цифры (на 31 марта 2005 г.) необычны, так как учитывают результаты работы компании лишь за шесть предыдущих месяцев. Тем не менее, как следует из них, FM Logistic демонстрирует уверенный внутренний рост (11,72%) и повышение прибыли до 4,23% от оборота. Финансовые коэффициенты остались стабильными. Объем заимствованных средств вырос, так как долгосрочные вложения были учтены. Был снижен и рост затрат, что при значительном увеличении оборота дало положительный рост предварительных результатов. Прогнозы по результатам работы в 2006 г. также положительны. Внутренний рост должен составить около 10%. Внешний рост компании наблюдается во всех географических зонах, а уже в 2006 г. должны быть введены в эксплуатацию четыре новых складских комплекса во Франции и четыре – за ее пределами. Расходы на запуск работ будут тщательно контролироваться во избежание негативного влияния на результаты деятельности группы.

Публикацию подготовил В. Антонов