Подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг»

А. Рикошинский

Проблемы, связанные с отсутствием достаточно развитой инфраструктуры, позволяющей обеспечивать потребности крупнейшего мегаполиса России – Москвы и Московской области в транспортных и складских услугах, являются постоянной темой для обсуждения практически на всех форумах, конференциях и круглых столах последних лет, так или иначе связанных с логистикой. Похоже, что наконец ими всерьез решили заняться и на самом высоком уровне.

Совсем скоро определяющее влияние на перспективу развития (на период до 2010 года) складских комплексов и терминалов должна оказать подпрограмма «Развитие экспорта транспортных услуг», разработанная Министерством транспорта РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 декабря 2005 года № 2188-р в развитие федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системыРоссии». Подпрограмма направлена на реализацию комплексных проектов в области развития транспортной инфраструктуры и мероприятий инновационного и организационно-правового характера, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников, в том числе иностранного капитала (государственно-частное партнерство).

Целью выполнения подпрограммы является обеспечение роста экспорта транспортных услуг на основе эффективного использования конкурентных преимуществ Российской Федерации. Для реализации этой цели предполагается решить следующие задачи:

• повысить конкурентоспособность международных транспортных коридоров;

• обеспечить сбалансированное и эффективное развитие транспортно-технологической инфраструктуры;

• повысить конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг.

Планируется, что расчетный объем финансирования подпрограммы составит 807,7 млрд. руб., в том числе 6 млрд. руб. запланировано выделить из федерального бюджета и 250,5 млрд. руб. – из Инвестиционного фонда. Из бюджетов субъектов РФ намечается привлечь 40,6 млрд. руб. В качестве основных предполагаемых источников финансирования мероприятий подпрограммы рассматриваются средства инвесторов и транспортных предприятий.

Мероприятия подпрограммы предусматривают совместную реализацию инфраструктурных проектов комплексного развития московского транспортного узла, включая реконструкцию Центральной кольцевой автодороги и создание большого логистического кольца в Московской области, развития санкт-петербургского транспортного узла, включая строительство скоростной железнодорожной магистрали С.-Петербург–Бусловская и терминально-логистических комплексов на территориях, тяготеющих к С.-Петербургу, а также строительство высокоскоростных магистралей, соединяющих указанные транспортные узлы. Предусматривается и комплексное развитие новороссийского транспортного узла и морского торгового порта Усть-Луга, московского авиаузла, аэропортов Емельяново и Кольцово, терминалов и логистических центров.

Итогом осуществления подпрограммы должно стать создание транспортной системы, предполагающей реализацию конкурентных преимуществ России, переориентацию грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры, повышение инновационной составляющей транспортной системы страны, обеспечение роста конкурентоспособности российских перевозчиков. В результате реализации подпрограммы к 2010 году должны быть обеспечены следующие показатели конечного эффекта:

• увеличение объема экспорта транспортных услуг России в 2 раза, что составит 13,1 млрд. USD в год;

• прирост объема транзитных перевозок через территорию России составит 25...30 млн. т;

• рост объема перевозок трансфертных пассажиров в аэропортах-хабах в 5...7 раз, т. е. до 3...4 млн. пассажиров;

• доля отечественных автоперевозчиков на российском рынке международных перевозок составит около 50%;

• доля тоннажа, контролируемого Россией, по торговому флоту, зарегистрированному в национальном реестре, возрастет до 56%.

В подпрограмме предусмотрено в том числе решение задачи «Обеспечение сбалансированного и эффективного развития транспортно-технологической инфраструктуры», что подразумевает существенную модернизацию транспортно-технологической инфраструктуры, а именно:

• увеличение мощностей и оптимальную специализацию морских портов для обеспечения возрастающих объемов внешнеторговых перевозок, переключение перевалки российских внешнеторговых грузов из иностранных в российские порты;

• формирование сети узловых распределительных центров воздушных перевозок (аэропорты-хабы), строительство новых аэровокзальных грузовых и пассажирских терминальных комплексов, модернизацию объектов наземной инфраструктуры;

• дальнейшее развитие логистических и информационных технологий, всей инфраструктуры транзитных перевозок в целях ускорения доставки и обеспечения гарантированной сохранности грузов, повышения качества сервиса;

• наращивание мощностей имеющихся контейнерных терминалов и строительство дополнительных;

• модернизацию и совершенствование экономических режимов воздушных транзитных коридоров, проходящих через воздушное пространство России;

• модернизацию производственной базы приграничных пунктов пропуска транспортных средств, совершенствование процедур таможенного досмотра, приведение их в соответствие с мировой практикой;

• внедрение современных технологий таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств с применением систем электронного логистического сопровождения.

Данная программная задача включает в себя проекты развития транспортно-технологической инфраструктуры: пассажирских и грузовых аэропортов-хабов, морских портов, терминалов, комплекса транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечение качественного, конкурентного и безопасного сервиса в пунктах пропуска пассажиров и перевалки грузов на границе Российской Федерации.

Развитие экспорта транспортных услуг не может не сопровождаться повышением требований к качеству предоставляемых услуг: это сокращение времени доставки, снижение затрат на перевозку, оптимизация тарифов. Подобные условия можно соблюсти только при развитии комплексов транспортно-логистической инфраструктуры. В качестве основного обобщающего показателя для определения статуса и мощности объектов транспортно-логистической инфраструктуры в подпрограмме принята доля валового регионального продукта (далее – ВРП) в валовом внутреннем продукте (далее – ВВП) страны. ВРП характеризует экономическую деятельность региона и находится в тесной корреляционной зависимости с показателями транспортной активности региона и величины грузопотоков, зарождающихся или погашаемых в границах каждого из субъектов Российской Федерации. Исходя из этого подхода, в подпрограмме выделены основные типы объектов транспортно-логистических терминалов московского транспортного комплекса, которым присвоены номера от 1 до 6.

Объекты терминально-логистической инфраструктуры 1...3-го уровней в большинстве случаев должны быть привязаны к зональным и региональным центрам телекоммуникационных систем железнодорожного и автомобильного транспорта.

Мероприятия по развитию объектов транспортно-логистической инфраструктуры включены в комплексные инвестиционные проекты. Наиболее крупные логистические комплексы должны быть созданы в московском регионе, С.-Петербурге, Краснодарском крае. Общая мощность введенных в эксплуатацию до 2010 г. мультимодальных транспортно-логистических терминалов составит более 100 млн. т грузов в год. Для их строительства потребуется около 60 млрд. руб. внебюджетных средств. Расчетный объем финансирования мероприятий в рамках этой задачи за 2006–2010 годы составит около 254,2 млрд. руб.

В статье использованы фотографии объектов строительной компании «Стройфаза»