компании из статьи

Основные тенденции развития рынка логистики в России

Рынок экспресс-доставки образован в нашей стране сравнительно недавно. По мере совершенствования экономических отношений эти услуги оказались все более востребованными, и число компаний, занятых в данной сфере бизнеса, резко выросло. Каковы тенденции развития отечественного рынка отправлений? Чем различается сервис в этой области на Западе и в России? На эти и другие вопросы нашей редакции отвечает Леонид Зондберг, директор по продажам и маркетингу в России Группы компаний Armadillo.

Леонид, каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития российского рынка логистики?

– Как и экономика страны, рынок логистических услуг в России растет. Особенно активный рост можно наблюдать в сегменте компаний, которые предоставляют комплексные услуги по доставке грузов, складскому обслуживанию, в области IT-решений и т. д. Что касается основных тенденций, то они, по нашему мнению, следующие.

Во-первых, логистический рынок в регионах становится все более цивилизованным, что объясняется расширением присутствия в регионах крупных западных компаний. Наша группа компаний также развивает собственную сеть филиалов: если на сегодняшний день у нас есть 21 филиал в крупнейших российских городах, то к концу года их станет 23. Надеемся, что эти планы также будут способствовать развитию региональных рынков. Во-вторых, надо отметить, что в складском сегменте, в строительстве современных терминалов, в активности девелоперов как в Москве, так и в регионах наблюдается настоящий бум. И, наконец, для клиентов логистических компаний все более важными становятся качество и сервисные характеристики, а не стоимость услуг. Причем эта тенденция характерна даже для регионов, где раньше клиенты были очень чувствительны к цене. Сейчас у них возникает потребность в комплексе дополнительных сервисов, таких как отслеживание доставки, подтверждение о доставке по SMS, упаковка, online-мониторинг отправления. Более того, все больше компаний предпочитают передавать управление логистикой на аутсорсинг.

Почему услуги аутсорсинга становятся все более востребованными?

– Перед российскими и западными компаниями очень остро стоит проблема конкуренции. Чтобы быть успешными в соперничестве, компаниям приходится акцентироваться на основном бизнесе и сокращать собственные активы в непрофильных сферах. Иногда они готовы даже потерять в деньгах, например в случае, когда аутсорсинг обходится дороже работы логистического подразделения компании. Тем не менее компании идут на дополнительные издержки, чтобы сконцентрировать усилия на главном направлении и успешнее конкурировать в долгосрочной перспективе. Хотя по большей части, переходя на аутсорсинг, предприятия, конечно, стремятся сократить собственные издержки. Выбор того или иного логистического оператора зависит здесь от того, насколько они готовы предложить услуги соответствующего качества и по подходящей цене.

Много ли компаний на российском рынке готовы предлагать услугу аутсорсинга?

– Этот рынок еще не насыщен. Место на нем находят себе как небольшие компании, специализирующиеся на доставке в основном одним видом транспорта, так и крупные логистические операторы. Рост его еще будет продолжаться до 2008–2009 года. В дальнейшем рынок скорее всего будет развиваться аналогично европейскому, т. е. приблизится к насыщению, и темпы его роста существенно замедлятся. Однако до этого времени у логистических компаний есть хороший шанс закрепиться на нем и расширить клиентскую базу.

Сравнивая российский и европейский логистические рынки, можно ли оценить, насколько велик разрыв в их уровнях развития?

– Если брать Западную Европу, то можно говорить об отставании отечественного рынка на 8...10 лет. По сравнению с Восточной Европой это 3...4 года.

Есть ли различия в структуре услуг, которые предлагают западноевропейские компании и российские компании? Насколько они существенны?

– Безусловно, спектр услуг, представляемых на рынке доставки посылок, в Европе шире. Это объясняется прежде всего тем, что европейский рынок доставки развивался десятилетиями. Не стоит забывать и о законодательной базе. Такая популярная в Европе услуга, как Сash on Delivery, заключающаяся в том, что клиент одновременно и «в одни руки» платит и за товар, и за его доставку, у нас пока не внедряется в связи с несовершенством соответствующего законодательного обеспечения. С развитием сегмента торговли через Интернет, безусловно, эта услуга будет востребована, и через 2...3 года станет предоставляться практическими всеми игроками рынка.

Другое существенное отличие российского рынка от европейского связано с географическими особенностями страны. В Европе с ее «компактной» географией очень развит сегмент экспресс-доставки. Из любой точки Европы можно перевезти посылку максимум за 32 часа в любую точку, используя достаточно низкобюджетный способ доставки автотранспортом. Соответственно там популярны услуги, гарантирующие доставку строго по времени, например доставка до 9 часов утра, до 12 часов дня и т. п. В России в силу ее географических особенностей такую четкую градацию по времени можно соблюдать только в случае доставки авиатранспортом, что накладывает определенные ограничения, в том числе по характеру груза, да и стоит значительно дороже. Вот почему то, что называют экспресс-доставкой, в России очень отличается от стандартной экспресс-доставки в Европе как по времени, так и по дополнительным характеристикам. В России, пожалуй, всего две-три компании используют технологии, аналогичные европейским, а это значит, что такие услуги доступны не для всех. Можно называть и другие виды услуг, которые есть в Европе, но не представлены в России. В частности, существует такая услуга, как exchange: например, у частного лица ломается сотовый телефон, он извещает об этом сервисный центр, а ему тут же привозят новый телефон, а старый забирают. Компания, которая привозит «мобильник», – и есть транспортная компания. Этот сервис тоже весьма популярен в Европе, но в России он пока спросом не пользуется.

Группа компаний Armadillo относит себя к западным или российским компаниям?

– Группа Armadillo является западной компанией, потому что она на 100% акционирована международными компаниями GeoPost и Yurtic,i Kargo. В восприятии клиентов Armadillo, наверное, процентов на семьдесят западная, процентов на тридцать – российская. Это связано с историей компании, которая изначально была российской. С одной стороны, наши услуги оказываются по западным стандартам; с другой – мы гибкая и ориентированная на клиентов компания, что диктуется особенностями ведения бизнеса в российских условиях. Задача в том, чтобы предлагать российским клиентам эффективные решения и встраивать наши услуги в их бизнес-процессы, создавать новые сервисы, реагировать на изменения рынка и при этом улучшать наши технологии, в том числе основываясь на передовом опыте Запада и, в частности, наших акционеров.

Насколько реально для логистической компании предоставлять полный комплекс услуг?

– Все зависит от стратегии. Мы знаем компании, которые не распыляются на оказание всего комплекса услуг, но и развиваются они медленней. Собственно российский рынок отличается от западного одним. В Европе клиент готов к тому, что если он отправляет одну коробку, то отдаст ее в одну компанию, а если наберется целая паллета, передаст ее в другую. Это совершенно нормально для Европы, но в России клиенты предпочитают использовать одну-две логистические компании, которые предлагают весь комплекс услуг, чтобы, передав в одни руки и конверт, и паллету, и негабаритный груз, точно быть уверенным, что отправление будет доставлено.

На российском рынке грузоперевозок таких «идеальных» компаний нет. Ни один из даже так называемых логистических провайдеров не имеет собственных возможностей для оказания фактически всего спектра логистических услуг. В российских условиях существует разделение компаний на складских операторов, логистические и транспортные. Транспортные компании пытаются развивать складские услуги, складские – развивать транспортные услуги, однако степень и уровень кооперации в них варьируют. Это связано с тем, что провайдеру достаточно сложно предоставлять новые для себя услуги в тех областях, где он не является профессионалом, хотя мы знаем примеры проектов совместного использования ресурсов складскими и транспортными компаниями для создания качественного продукта для клиента. Возможно, группа Armadillo будет реализовывать такой проект уже в этом году.

Как структурирован российский рынок? Назовите, пожалуйста, основных игроков российского масштаба.

– Собственно, если мы будем рассматривать рынок доставки и перевозки посылок и сборных грузов, то здесь можно выделить основных игроков, пока их не три–пять, как в Европе, а десяток. В сегменте доставки корреспонденции, небольших посылок, сегменте экспресс-доставки основными игроками являются TNT, DHL, Pony-Express. Если говорить о сегменте доставки сборных грузов, то здесь основными игроками являются такие компании, как «Грузовозофф», «Автотрейдинг». Эти два сегмента сложно состыковать. Группа Armadillo определяет рынок, который ей наиболее интересен, как рынок экспресс-экспедирования, т. е. мы делаем акцент на доставку сборных грузов и посылок по стандартам экспресс-доставки. Этот сегмент в денежном выражении больше, чем сегмент корреспонденции. Его сходство с рынком заключается в ряде технологий экспресс-доставки, которые мы используем: это доставка «точно в срок», подтверждение о доставке, доставка «от двери до двери», online-мониторинг отправления и др. Собственно, наша стратегия заключается в развитии услуг именно в этом направлении.

Много ли компаний на рынке имеют развитую филиальную сеть, каковы ее преимущества?

– Мы знаем, что самый большой игрок, если говорить о числе филиалов, – это «Почта России». Ресурс «Почты России» использует большинство логистических компаний, если речь идет о доставке в очень отдаленные пункты назначения. Однако эта государственная компания оперирует в сегменте несрочной доставки небольших посылок и не является конкурентом для основных игроков рынка, которых я называл. Совсем немного компаний активно развивают собственную филиальную сеть, и делают они это по-разному. Например, чтобы работать в сегменте доставки корреспонденции, не нужно инвестировать серьезные средства в развитие филиальной сети, достаточно квартиры или маленького офиса и одного человека.

Что касается группы компаний Armadillo, то каждый наш филиал – это офис и терминал с операционными площадями не менее 400 м2. В каждом филиале работают сотрудники подразделений компании: это продажи, обслуживание клиентов, производство, бухгалтерия, IT-департамент и т. д. Именно это позволяет наращивать продажи в регионах в разных сегментах рынка, продавать разные услуги. Безусловно, компания, которая будет иметь больше ресурсов в регионах, в итоге станет лучше конкурировать. В российских условиях работа с агентской сетью, которую активно проводят многие компании, неэффективна. Причина в том, что сложно установить единые стандарты оказания услуг и в каждом из регионов оказывается разный сервис, а это неудобно для клиентов. Конечно, по мере развития франчайзинга в России компании смогут выбирать между созданием собственных филиалов и агентскими сетями, т. е. не собственными ресурсами, но которые работают по единым стандартам.

Что из себя представляют региональные рынки? И кто там занимает лидирующие позиции – всероссийские компании или все-таки местные перевозчики?

– Давление компаний национального масштаба на региональные рынки значительно. Все большее и большее их число развивает свою деятельность в регионах, естественно, «интеграторы» тоже. (Некоторые экспресс-перевозчики называются «интеграторами», поскольку их структура вертикально интегрирована. Это означает, что они самостоятельно выполняют операции по приему (забору) и доставке отправлений, располагают собственным парком самолетов и автомобилей для выполнения операций по доставке «от двери до двери» и связывают операционные процессы воедино посредством современных информационных и коммуникационных технологий.)Что касается местных компаний в регионах, их позиции ухудшаются. Это связано с тем, что компании национального масштаба приходят в регионы со своими ресурсами, возможностями. Положительной тенденцией является то, что рынок укрупняется, становится более прозрачным. Все это способствует формированию логистической культуры в регионах, что важно для их развития в целом. Так, регионы, где есть филиалы группы компаний Armadillo, совершенно разные: это и так называемые «регионы-дистрибьюторы», и регионы, где преобладает производство, и регионы, где развит только торговый сектор. Работая в том или ином районе страны, следует хорошо понимать, какие услуги востребованы в крае или области. В этом заключается основная задача нашей компании и тех фирм, которые расширяют собственные ресурсы на местах.

Как развивается в России логистика третьей стороны (3PL)? Насколько востребован и развит этот сервис?

– Компания, оказывающая эту услугу, совершает за клиента целый ряд операций, начиная от доставки груза и заканчивая управлением запасами. Этот сегмент растет в России интенсивней других, о чем свидетельствует развитие терминалов класса А, увеличение числа компаний, которые приходят на этот рынок. В денежном выражении объем рынка тоже очень привлекателен, он измеряется миллиардами долларов. С развитием аутсорсинга, логистической культуры, складской и логистической инфраструктуры услуги логистики третьей стороны станут очень популярны. Когда крупная торгово-розничная сеть приходит в регионы, ей необходимо иметь там региональный складской центр. При отсутствии оператора, предоставляющего соответствующий уровень услуг складирования, у нее возникают проблемы.

В то же время часть компаний малого и среднего бизнеса хочет передать свой товар на хранение оператору, но при этом им нужна совсем небольшая площадь для хранения товара, а это не всегда интересно крупным операторам. Это тоже определенная ниша, которая сейчас заполнена в недостаточной мере. Именно малый и средний бизнес составляет основную часть клиентов группы компаний Armadillo, и мы сейчас думаем именно над тем, как развивать эту услугу для клиентов, которые работают с нами.

В рамках развития наших услуг мы предлагаем клиентам сервис по ответственному хранению и обработке грузов на терминале в Митино, включая адресное хранение (паллетное, коробочное, штучное), комплектацию заказов, упаковку отправлений, компьютеризированный учет и другие дополнительные услуги. Опыт продаж первых месяцев показал, что эти услуги пользуются большим спросом.