компании из статьи

FM Logistic подводит итоги года

Сегодня такие названия, как Аuchan, L’Oreal, Danon, на слуху у многих жителей столицы и других городов России. Более того, без них трудно представить себе современную розничную торговлю. Однако мало кто знает, что деятельность этих и многих других крупных предприятий, ориентированных на широкого потребителя, могла быть не столь успешна, если бы чуть раньше, чем они, не пришел в нашу страну их давний и надежный партнер – группа компаний FM Logistic.

Пресс-конференцию провели Жаки Жервис (Jacky Gervis), сопрезидент
FM Logistic, Дорель Энаш (Dorel Enache), генеральный директор FM по Восточной Европе, Александр Павлов, директор по дистрибуции FM Logistic

Об опыте работы и истории развития этого крупнейшего логистического оператора Франции наш журнал рассказывал уже не раз, и довольно подробно (см. публикации в «СиТ» № 7, 11, 12 за 2005 г.). 26 октября этого года руководство FM провело в Москве пресс-конференцию, на которой были подведены итоги деятельности компании за по-следний год, причем не только в России, но и в других странах мира, где компания уже имеет или недавно организовала свои подразделения.

От перевозок – к логистике

Начав свою логистическую деятельность с транспортных перевозок, FM Logistic в 1982 г. энергично принялась за развитие складского направления. Первым клиентом ее склада стала американская группа по производству продуктов питания Masterfoods, заинтересованная в сбыте своей продукции на европейском рынке. В настоящее время компания оказывает услуги по трем основным видам сервиса: транспортные перевозки, складирование, упаковка и расфасовка. Главным видом деятельности на сегодня является складирование, дающее 57% общего оборота, далее следуют транспортные перевозки (25%) и упаковка (18%).

Сегодня FM располагает 50 складскими комплексами общей площадью 1,3 млн. м2 в 13 европейских странах и предлагает весь спектр логистических услуг: оптимизация складских запасов и управление ими в режиме реального времени; контроль приемки/экспедирования товаров; хранение изделий при различных температурных режимах; хранение опасной продукции на складах, соответствующих нормам директивы SEVESO II; сборка и комплектование заказов поштучно и по коробам; планирование пополнения продукции; кросс-докинг; таможенное складирование и очистка импорта/экспорта. Программа Opale NG дает возможность осуществлять управление физическими и информационными потоками в режиме реального времени, а также прослеживать историю всех видов деятельности. С недавнего времени компания предлагает новую логистическую услугу «пулинг» (pooling) – объединенные поставки «совместимой» промышленной продукции нескольким клиентам с одного комплекса.

FM, опираясь на национальную дистрибьюторскую сеть, предлагает самые разные виды транспортных перевозок: прямое снабжение заводов, рейсы завод–депо, дистрибуция внутри страны, международная и региональная сеть, привлеченное экспедирование грузов. Парк транспортных средств компании насчитывает 680 автомобилей – с тентами, фургоны, рефрижераторы, которые обслуживают 300 водителей. Инструменты управления транспортными операциями позволяют параллельно отслеживать как материальные и информационные потоки, так и состояние заказа (сканирование информации с этикеток).

Компания FM, оказывая столь необходимую многим клиентам услугу, как упаковка и расфасовка – «копакинг» (co-packing), сумела обойти многих конкурентов. Применение этой технологии позволяет логистическому провайдеру выйти за рамки узкой специализации и внести свой вклад в производственный процесс упаковки и расфасовки продукции. В настоящее время услуги копакинга составляют 18% оборота фирмы и подразделяются на три направления: промышленная сборка (сборка комплектующих и предпродажная сборка, упаковка готовой продукции), упаковка пищевых продуктов (предпродажная упаковка, работа с новыми видами продукции) и расфасовка (производство лотов рекламной продукции). Кроме того, было создано совместное предприятие Cologic, объединившее FM Logistic и Kuehne + Nagel, цель которого – развитие предпродажной сборки продукции высоких технологий во всемирном масштабе.

Компания осталась верна своим основным ценностям, считая основой менеджмента правильное управление людскими ресурсами, что гарантирует успех любого предприятия. В настоящее время штат компании насчитывает около 10 тыс. сотрудников. Руководство FM старается максимально привлечь сотрудников к управлению компанией, используя для этого стимулирование качества труда, карьерный рост, а также индивидуальное и коллективное участие в доходах предприятия. Политику компании можно определить шестью приоритетными принципами: уважение, информация, ответственность, обучение, интерес и контроль.

Premium Logistics:
интеграция прошла успешно

За 10 лет FM Logistic удалось по-строить целую международную сеть складских комплексов, предназначенную для сопровождения своих клиентов в основном в сфере обслуживания торговых сетей. Группа располагает 14 платформами в Центральной Европе – в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии; тремя платформами в Восточной Европе – в России и на Украине; 36 платформами в Западной Европе (во Франции, Бельгии, Португалии, Испании, Италии, причем в настоящее время за пределами Франции работают 60% сотрудников компании).

FM, ориентируясь в первую очередь на развитие терминалов во Франции, в сентябре прошлого года нарушила это правило, приобретя международные филиалы Premium Logistics в Испании, Италии, Португалии и Венгрии. Это покупка прекрасно дополнила уже существующую международную сеть, позволив открыть новые рынки, развивать новые виды деятельности, углублять возможности в автомобильном сегменте рынка и в области косметики. В результате интеграции Premium Logistics к FM было присоединено неоднородное по структуре предприятие с четырьмя филиалами, поэтому в 2005 г. компании пришлось работать сразу с несколькими сложными проектами, доставшимися от предыдущей деятельности Premium. Хотя старая «команда» работала достаточно успешно, ее деятельность не соответствовала традиционным ценностям FM Logistic, т. е. не вписывалась в общепринятую в подразделениях по всему миру технологию. В результате большинство руководящего состава Premium было обновлено. Несмотря на все сложности, достигнутый уровень рентабельности филиалов Premium в этих странах оказался близок к ожидаемому.

Платформа Долгопрудный
(функционирует с 1998 г.)

В настоящий момент интеграция в структуру FM Logistic группы новых членов полностью завершена; идет активное развитие подразделений в Польше и Венгрии: укрепляется их дистрибуционная сеть, расширяется логистическая деятельность. Во всех четырех филиалах Premium проводятся скоординированные коммерческие акции.

Компания FM Logistic уверенно продвигается вперед, доказательством чему стало подписание крупного контракта на строительство стандартной логистической платформы в Италии и развитие транспортной сети по всей стране. Новый терминал с прогнозируемым оборотом в 10 млн. евро начнет функционировать уже в 2007 г. Следует отметить и то, что в результате принятых мер FM Logistic подписала новые контракты со своими постоянными клиентами Leclerc и Michelin в Польше, Michelin в Испании и др.

Направления коммерческой деятельности и географическое присутствие

Сегодня крупные потребители логистических услуг ищут поставщиков, способных предложить согласованные, надежные решения по организации глобальной цепи поставок по всей Европе. Поэтому основой стратегии FM Logistic является организация в каждой стране глобальной структуры, включающей дистрибуционные центры и услуги по транспортировке продукции клиентов компании до конечных получателей. FM Logistic оказывает многочисленным клиентам такие услуги, как координация осуществления цепи поставок и управление процессом обработки заказов, используя заранее оговоренные с клиентами правила.

Платформа Чехов
(начало операций – апрель 2004 г.)

Транспортные перевозки. Несмотря на повышение стоимости эксплуатации транспорта вследствие роста цен на дизельное топливо и социальных выплат, которое трудно перекладывать на клиентов, этот вид деятельности остается важнейшей составляющей цепи поставок. В данной сфере может возникнуть недостаток в средствах, но FM вновь подтверждает свое намерение выполнять доставку в рамках общего предложения по всем территориям, где она работает. Для его осуществления предприятие может использовать такие альтернативные возможности, как создание автотранспортного собственного парка, специализированный субподряд, партнерство и внешнее развитие.

Концепция многопрофильного складского комплекса. Складские терминалы FM Logistic, обслуживающие нескольких клиентов, соответствуют самым высоким требованиям. Они предоставляют полную гарантию безопасности всей продукции при хранении и перевозке, имеют гибкую внутреннюю структуру, объединяя ресурсы нескольких клиентов, что решает проблемы, связанные с сезонными и другими колебаниями объемов работ. Так, технологии, применяемые компанией и во Франции (Longueil-Sainte-Marie), и в России на терминалах в г. Долгопрудном и в Чеховском районе Подмосковья, гарантируют оптимальные решения благодаря правильной организации складских платформ. Используемые технологии, большие площади хранения в комплексах, значительное число клиентов и разнообразие видов деятельности дают возможность оптимизировать затраты на складирование и облегчают работу в периоды пиков активности.

FM Logistic оказывает логистические услуги в шести крупных секторах производства: продукты питания, автомобильная промышленность, торговые сети, высокие технологии, косметика, продукция по уходу – здоровье и товары массового потребления, работая с такими известными брендами, как Cora, Procter & Gamble, Michelin, Bosch, Hewlett Packard.

Расширение географической экспансии. Деятельность FM Logistic
во Франции стабильно
расширяется. Последний
проект – интеграция на международном уровне Premium Logistics – также успешно осущест-
влен. Не менее динамично идет развитие компании в странах Центральной и Восточной Европы, куда в последние годы пришли ее торговые сети, что способствовало развитию местной логистики и повышению уровня жизни населения. Развитие в Китае пока происходит медленнее, чем прогнозировалось, и деятельность, связанная с транспортными перевозками, здесь только начинается. Помимо этого компания проводит активную работу по обучению сотрудников новых филиалов своим ноу-хау.

Итоги экономической деятельности и перспективы развития

С момента основания у компании никогда не было отрицательных показателей, а ежегодный рост оборота регулярно составлял 10%. Так, в 1992 г. ее оборот находился на отметке 56 млн. евро, а в 2000 г. он вырос до 259 млн. евро, в 2004 г. – до 342 млн. евро. По результатам финансового года, завершенного 31 марта 2006 г., доходы FM Logistic увеличились на 21% и достигли 416 млн. евро, что оказалось выше, чем планировалось (см. статью в «СиТ» № 11, 2005 г.). Без учета финансовых результатов Premium Logistics рост оборота составил 13%, при этом на деятельность группы за пределами Франции приходится 44% оборота. Распределение оборота по видам деятельности подтверждает, что складирование (57%) занимает ключевую позицию в коммерческом предложении предприятия. Доля транспортных перевозок в целом увеличилась и составила 25%.

В прошлом году FM достигла высоких финансовых результатов. Так, прибыль до выплаты налогов составила 5,41% оборота, что является очень хорошим показателем, рентабельность – 21,6%. Финансовая структура компании стабильна, чистые активы за предыдущий период составили 62 млн. евро. FM Logistic владеет значительными оборотными средствами (23 млн. евро без учета сальдо между компаниями группы) и имеет задолженность, сопоставимую с остатками наличных денежных средств за год. Следует отметить и благоприятную структуру капитала: соотношение заемных средств к собственному капиталу компании составляет 54%, что позволяет успешно планировать дальнейшее развитие, необходимое при осуществлении стратегии развития.

В 2003 г. FM Logistic разработала стратегический пятилетний план развития по таким направлениям, как расширение географической экспансии, секторов деятельности и предложения. Сегодня руковод-
ство группы с гордостью сообщает, что план выполнен на 90% за год до окончания срока. Принимая в расчет особенно динамично развивающиеся отношения с клиентами в условиях острой конкуренции, а также географическое и отраслевое расширение, которому способствовала интеграция Premium Logistics, принято решение в ближайшие месяцы изменить стратегию группы. На 2006 г. поставлена задача значительного, на 23%, роста оборота, который будет получен благодаря организационному развитию производственных зон и существующих направлений деятельности.

С начала этого года во всех странах, где присутствует FM, начата работа с пятнадцатью новыми клиентами, среди которых компании Cora, Bic, Carrefour, Groupe SEB, Auchan и Decathlon, для чего открыто пять новых собственных и арендовано три складских комплекса. Компания продолжает усиливать свои позиции на международном рынке, особенно в Центральной Европе. Уже сейчас на 2007 г. намечено осуществление большого числа проектов по строительству новых складских комплексов, услугами которых, в частности, будут пользоваться такие фирмы, как L’Oreal, Cora, Carrefour, Bic.

Деятельность в России
и на Украине

Свою деятельность в России FM начала еще в 1994 г., когда само слово «логистика» было знакомо в нашей стране только единицам, а сегодня она имеет здесь уже восемь терминалов в семи крупнейших городах – Москве (188 тыс. м2), Санкт-Петербурге (15 тыс. м2), Владивостоке (10 тыс. м2), Хабаровске (6 тыс. м2), Иркутске (4 тыс. м2), Новосибирске (4 тыс. м2) и Екатеринбурге (4,5 тыс. м2). Общий объем складских площадей – 218 тыс. м2, численность сотрудников – 2380 человек. Все склады удобно расположены, имеют необходимые условия для подъезда автомобильного и железнодорожного транспорта (рампы, ж.-д. подъездные пути), проводят строгий контроль за соблюдением норм чистоты и гигиены, имеют круглосуточную охрану, оптимальную организацию складских площадей и оказывают услуги целому ряду клиентов. Последним по счету 1 сентября этого года был открыт терминал в С.-Петербурге.

Он расположен в северной части города в промышленной зоне «Парнас», имеющей прямой доступ к Кольцевой автодороге, и будет поделен между Auchan (11 тыс. м2), клиентами Schneider Electric и Kimberly Clark, которые обслуживались еще на предыдущем складе, и службой дистрибуции, которая начнет работу в ближайшее время. Штат терминала состоит из 120 складских рабочих и 30 операторов. Склад будет работать круглосуточно 365 дней в году.

В ближайших планах компании:

• строительство третьего складского комплекса в Московской области;

• строительство собственного склад-ского комплекса в С.-Петербурге и других регионах России;

• развитие нового транспортного проекта «Дистрибуция».

Складская платформа на Украине «ФМ Ложистик Днепр» расположена в г. Бровары в 30 км от аэропорта и 35 км от центра Киева (заводы Coca-Cola, Galina Blanca, Mars находятся в радиусе 30 км). Терминал удобен также для проезда тяжелых автофур и контейнеровозов, имеет ж.-д. ветку с платформой (одновременно может обслуживать до 14 вагонов). Оборот FM на Украине пока незначителен – всего 4% по сравнению с 96% в России, но на стадии проекта здесь находится также строительство еще одного, уже собственного складского комплекса площадью около 80 тыс. м2: его возведут на участке 20 га недалеко от г. Борисполь. Начало строительства – ноябрь 2006 г.

Проект «Дистрибуция»

Основой для принятия решения о развитии этого проекта, идея которого тесно связана с главной миссией компании по оптимизации затрат клиентов, стали следующие факторы. Большинство производителей товаров самостоятельно и независимо друг от друга решают проблему доставки своих товаров в магазины и распределительные центры торговых сетей. Существующие торговые сети предпочитают прямые поставки товаров в магазины поставкам через свои распределительные центры. При этом объемы закупки продукции торговыми сетями не соответ-ствуют объемам их продаж. Все это ведет к таким негативным последствиям, как:

• высокие затраты или низкая скорость реакции производителей на запросы сетей;

• нерегулярность поставок товаров;

• образование излишков товаров в распределительных центрах торговых сетей;

• низкая оборачиваемость стока в распределительных центрах торговых сетей;

• отсутствие непосредственной обратной связи между конечными покупателями и производителями, что усложняет последним анализ и прогноз соб-ственных продаж;

• потери времени при приемке товаров в магазинах или распределительных центрах торговых сетей.

Проект подразумевает организацию сборных доставок грузов «от двери» заказчика или склада FM «до двери» грузополучателя путем использования технологий VMI (предложение о доставке от производителя вместо заказа на доставку от торговой сети), multi-pick (сбор продукции со складов производителей), pooling – сборная доставка из одной точки в одну точку, multi-drop – доставка в магазины или распределительные центры торговых сетей с распределительного центра. Преимущества от внедрения проекта очевидны – это сокращение объемов и увеличение частоты поставок, снижение нагрузки на конечного грузополучателя (регулярные поставки), устранение излишков продукции и сокращение времени хранения товара, повышение качества обслуживания запросов торговых сетей, снижение затрат на единицу продукции.

Этот проект получит свое развитие как в России, так и на Украине.

Подготовлено по материалам компании FM Logistic