компании из статьи

Российские железные дороги на пути реформ

Т. Кондрашенко, руководитель Центра Логистики ЗАО «ОЦВ», С. Поликарпов, менеджер проекта Центра Логистики ЗАО «ОЦВ»

На современном этапе развития главной проблемой во многих странах мира становится не столько уровень развития и объемы самого производства, сколько обеспечение доставки выпущенной продукции конкретному потребителю в удобное для него время и в том виде, который ему необходим. Не секрет, что если раньше в нашей стране большинство грузов перевозилось по железной дороге, то в последние годы, когда экономика стала рыночной и потребовалось резко увеличить скорость поставок, большинство компаний переключилось на автомобильный транспорт.

Тот факт, что способы доставки грузов по Российским железным дорогам не соответствуют современным рыночным требованиям, определяется не потенциалом владельца инфраструктуры – ОАО «РЖД», а в большей степени отсутствием нормальных условий по предоставлению грузовладельцу современного комплексного транспортного продукта высокого качества. Прежде всего это связано с дефицитом эффективной системы обслуживания товарных потоков среднего и высокого класса, недостаточной интеграцией информационных и программно-вычислительных комплексов в систему РЖД, отсутствием координации между разными видами транспорта и клиентами при организации мультимодальных и смешанных перевозок. Этот дисбаланс можно устранить, создав сухопутную систему товародвижения на евроазиатском пространстве при активном участии Российских железных дорог.

ОАО «РЖД» для реализации задач оптимизации транспортного процесса на всем пути следования груза, повышения конкурентоспособности, укрепления позиций компании в целевых сегментах транспортного рынка в ноябре 2005 г. на основании собственной стратегии развития приняло решение о создании единого консолидирующего центра транспортно-складской логистики и таможенно-брокерского обслуживания. Функции такого центра возложены на ЗАО «ОЦВ» (Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий), имеющее развитую сеть дорожных центров внедрения на сети Российских железных дорог, что позволит реализовать Концепцию логистической системы ОАО «РЖД». Концепцией предусматривается взаимодействие конечного клиента – грузовладельца с одной компанией, предлагающей весь набор услуг: транспортных, складских, таможенно-брокерских и, главным образом, координационных. При этом железные дороги являются ключевым и системообразующим, но все же промежуточным звеном доставки грузов.

Создание на базе ЗАО «ОЦВ» логистических центров, совмещающих складские, перевалочные, таможенные, транспортные и информационные функции, позволит вывести эффективность обработки и доставки грузов на мировой уровень качества, обеспечит тесное взаимодействие ОАО «РЖД» с другими видами транспорта: морским с целью получения значительной части объемов транзитных и импортно-экспортных грузов, автомобильным с целью доставки грузов до конечных потребителей – и позволит отслеживать объемы и структуру грузопотоков. Таким образом, ЗАО «ОЦВ» будет представлять верхний интеграционный уровень системы обеспечения процесса доставки грузов по принципу «от двери до двери» и «точно в срок».

Все перечисленные мероприятия позволят организовать полный комплекс транспортно-логистических услуг в сфере железнодорожных перевозок контейнеропригодных и мелкопартионных грузов и создать новый для российского рынка бренд, предоставить клиенту-грузовладельцу единые, понятные условия доставки грузов. Одновременно будет создаваться собственная сбытовая сеть, которая позволит реализовывать логистические услуги по единым правилам.

В настоящее время утвержден план совместных мероприятий ОАО «РЖД» и ЗАО «ОЦВ», согласно которому деятельность ЗАО «ОЦВ» будет осуществляться по основным четырем направлениям: таможенно-брокерская, терминально-складская, транспортно-логистическая и инвестиционная. Основными функциями ЗАО «ОЦВ» являются:

• коммерческая эксплуатация и привлечение клиентской базы за счет оптимизации процессной и складской логистических систем;

• разработка и оптимизация транспортно-технологических схем доставки грузов, в том числе по принципу от «двери до двери»;

• формирование, продвижение и предложение комплексных транспортных продуктов;

• развитие собственного ассортимента дополнительных услуг, включая страхование грузов на всем пути следования, предоставление факторинговых услуг (кредитование под залог грузов) и др.;

• предоставление услуг комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания.

Примером транспортной деятельности, в которой реализация этого проекта может дать очень хорошие результаты в самое короткое время, может служить перевозка грузов багажными вагонами. Как известно, основными клиентами таких перевозок являются частные лица, челноки, мелкие фирмы, книгоиздатели и крупные журналы, фармацевтические компании, службы экспресс-доставки, посылторги и рассылочные сети. Основными достоинствами перевозок этого типа являются скорость доставки, приравненная к движению пассажирского поезда, сохранность (в вагоне постоянно находится проводник), возможность транспортировки груза любого веса и объема. Однако сегодня такие перевозки имеют свои недостатки, которые сдерживают рост объемов перевозок. К ним относится, например, отсутствие услуг по накоплению грузов к перевозке по направлениям, что влечет за собой неравномерность отправок.

ЗАО «ОЦВ», основываясь на собственном опыте и опыте компаний-операторов, специализирующихся на перевозке грузов в багажных вагонах, готово предоставлять такую услугу на создаваемых терминально-складских комплексах. Это в свою очередь позволит формировать ежедневно багажные составы, следующие строго по расписанию, что обеспечит клиентам своевременную доставку товаров.

Решающую роль в формировании логистического бизнеса во всем мире и в нашей стране играют контейнерные перевозки. Они создают очень широкое поле деятельности для перевозчика по следующим направлениям:

• импорт – получение грузов из портов и со станций погранпереходов (Финляндия, Дальний Восток, Казахстан и Северо-Западный регион) на приграничные терминалы с дальнейшим перераспределением/ формированием грузов внутри страны по опорным терминалам транспортно-логистической сети: Москва–Нижний Новгород–Калуга–Екатеринбург–Новосибирск–Красноярск–Владивосток;

• транзит через РФ;

• внутрироссийские перевозки между терминалами ускоренными контейнерными поездами;

• экспортные перевозки.

Решение вопроса оптимизации перевозок находится в прямой взаимосвязи с наличием возможности перерабатывать грузы по современным технологиям в пунктах назначения/ отправления, что, конечно, невозможно без развитой складской инфраструктуры. Как нам видится, реализовать ее поможет взаимовыгодное сотрудничество между ЗАО «ОЦВ» и ведущими игроками рынка складской недвижимости России.