| Российский рынок складской логистики переживает период инвестиционно-строительного бума: только в 2007 г. сдано в эксплуатацию более 1,5 млн. м2 складских помещений, а в 2008 г. планируется ввести еще 2 млн. м2. Объем качественных складских помещений классов А и В на конец 2007 г. составил 5,2 млн. м2. Такой рост обусловлен прежде всего бурным развитием дистрибуции, сетевого ритейла, промышленности, внутренней и внешней торговли, а также приходом в Россию крупных мировых игроков (как ритейлеров и производителей, так и девелоперов). По данным экспертов, инвестиционные фонды планируют вложить порядка 2,5 млрд. USD в строительство складов на территории РФ Однако пока наша страна все еще испытывает дефицит качественных складских площадей, который оценивается примерно в 14 млн. м2. По различным прогнозам, к 2012 г. объем складских площадей классов А и В составит от 10 до 20 млн. м2. В случае, если сбудется самый пессимистичный прогноз, рынок так и не будет насыщен. У нас много складов классов С и D, но, как ни странно, это тормозит развитие российских компаний. Причины здесь две. Прежде всего – это слабое развитие контрактной логистики: по данным исследований, на этот сегмент приходится только 22–23% логистического рынка, а оставшиеся 77–78% составляет внутренняя логистика. В связи с этим компании, имеющие склады классов С и D и не желающие отдавать функции логистики на аутсорсинг, вынуждены перестраивать свои складские площади, а это – огромные и медленно окупаемые инвестиции, чаще непосильные для российских компаний. Во-вторых, в России существует ограниченное количество мест под застройку, и зачастую они уже заняты устаревшими складами. Так что затраты связаны не только с удорожанием земли, но и с необходимостью оплатить снос устаревших зданий. Такие вложения могут позволить себе лишь крупные компании с большим инвестиционным капиталом. Одной из основных тенденций российского складского рынка является разрыв между центральными городами и регионами. Так, качественные складские площади сосредоточены в основном в Москве и Подмосковье (67%), СЗФО (11%), а на долю всех остальных регионов приходится лишь 22%. Однако дефицит спроса наблюдается на территории всей России, поэтому в ближайшие годы ожидается бурный рост строительства в регионах (прежде всего, в УФО). Еще одна специфическая черта российской логистики заключается в том, что многие предприятия с целью экономии затрат формируют собственные логистические цепи в регионах. В связи с глобализацией и ужесточением конкуренции производственные и торговые компании все больше стараются сосредоточиться на своих основных задачах, а непрофильные составляющие бизнеса, в том числе логистику, отдают на аутсорсинг. Этот процесс стимулируется и приходом в нашу страну крупных мировых производителей и торговых сетей, которые не могут обходиться без услуг логистических провайдеров. Так на российском рынке логистики появились 3PL-операторы, причем многие дистрибьюторские компании начали развивать в этом направлении отдельные ветви бизнеса или полностью мигрировать в сегмент 3PL-услуг. Кому и зачем нужны информационные технологии? Обострение конкуренции и приход мировых игроков заставил российские компании осознать необходимость автоматизировать свои склады. Успешность работы склада определяется несколькими факторами – уровнем предоставляемого сервиса (точность, скорость, своевременность) и низкими издержками (эффективная загрузка площадей и персонала, низкий процент брака). Отвечать этим требованиям на уровне мировых стандартов практически невозможно без комплексных IT-решений. Поэтому все большее число российских компаний обращается к современным IT-технологиям – таким, как WMS-системы, системы планирования и прогнозирования спроса, технологии pick-to-light и pick-by-voice, RFID. 3PL и дистрибуция. Самую острую необходимость в автоматизации испытывают провайдеры логистических услуг (3PL-операторы), число которых в России растет. Отличие дистрибьютора от 3PL-оператора, прежде всего, состоит в максимальной гибкости последнего. Логистический провайдер оказывает услуги сразу нескольким компаниям и работает с разными группами товаров, имеющими различные сроки годности, условия хранения и оборачиваемость. При этом спектр услуг должен включать в себя не только хранение и доставку, но и упаковку, переупаковку, штучный подбор, формирование наборов. Помимо оказания услуг 3PL-оператор должен еще эффективно взаимодействовать со своими клиентами – быстро и максимально прозрачно для них и для себя выставлять стоимость услуг. Чтобы отвечать всем этим требованиям, ему недостаточно обзавестись только мощной WMS-системой, дающей возможность осуществлять функции приемки, отгрузки, кросс-докинга, штучного подбора и учитывать различные требования к хранению товаров, сроки годности и оборачиваемость товаров от разных поставщиков. Необходима система биллинга, которая позволит иметь точную и достоверную информацию о стоимости каждой складской операции. Специфика работы с несколькими клиентами состоит в том, что их информационные системы могут предоставлять данные в различных форматах и для их переформатирования нужно время. Однако одной из ключевых потребностей логистического провайдера является точность и скорость предоставления информации. Информация о заказе и отгрузке, полученная не вовремя, неизбежно ведет к несвоевременному получению товара клиентом, независимо от того, как эффективно настроена работа склада. Все это приводит 3PL-оператора к необходимости создавать дополнительную интеграционную платформу для обмена информацией со своими клиентами, что влечет за собой дополнительные инвестиции. Другая, менее затратная альтернатива решения этой проблемы – подключение всех компаний, участвующих в цепочке поставок, к единой системе обмена информацией (EDI). Вышеперечисленные факторы обуславливают высокие инвестиции в создание IT-инфраструктуры – от 2% всех затрат при самостоятельном строительстве склада до 7% при его аренде. При этом период от старта проекта до получения первой прибыли составляет 1–1,5 года, а в отдельных случаях и больше. Все это является еще одним сдерживающим фактором для российских компаний и вынуждает их экономить на различных статьях, в том числе и на информационных технологиях. Это приводит к тому, что они используют заведомо непродуктивные технологии, которые снижают общую эффективность операций, а в конечном итоге и прибыль, которую компания могла бы получить, или внедряют системы, не имеющие возможности масштабироваться и, соответственно, поддерживать рост компании. Ритейл. В то время как 3PL-бизнес в России еще достаточно молод, ритейл активно развивается уже несколько лет. Основные его тенденции – это укрупнение и глобализация игроков. В секторе розничной торговли преобладают в основном национальные сетевые игроки, многие из которых охватили уже более 40 городов России. Экспансия крупных сетей в регионы активно продолжается, причем сопровождается поглощением локальных сетей и слияниями. Для логистики и этот процесс сказывается, прежде всего, на усложнении логистических цепочек, появлении многоканальной логистики, строительстве собственных распределительных центров. Часть игроков при этом сосредотачивается на своих ключевых компетенциях и передает функции логистики 3PL-операторам. Однако эксперты все еще отмечают сохранение низкого спроса на логистические услуги. Потребитель пока не понимает выгод от такого сотрудничества. Есть и другие причины: нежелание нарушать созданную технологичную цепочку (некоторые ритейлеры уже в настоящий момент имеют собственные развитые логистические сети), отсутствие в России логистических провайдеров с полным географическим охватом, нежелание допускать сторонние компании к коммерческой информации. Такие ритейлеры продолжают развивать собственную внутреннюю логистику, строят или арендуют собственные распределительные центры и зачастую впоследствии сами начинают оказывать логистические услуги. С укрупнением бизнеса и усложнением логистических цепочек усугубляются и ведущие проблемы ритейла: сложности по организации распределения и учета вследствие огромного ассортимента товаров, большое количество брака, снижение уровня сервиса, связанное с отсутствием ходового товара на складе, и самое главное – увеличение денежных средств, замороженных в товарном запасе. Для управления распределительными центрами и цепочками поставок ритейлеру необходимо иметь систему управления складом, позволяющую учитывать большое количество единиц номенклатуры, поддерживать взаимодействие с поставщиками, отслеживать дисциплину перевозчиков (если таковые используются) и обеспечивать высокую точность отгрузок и уровень сервиса. Помимо этого, в компании должна быть внедрена система или блок системы, отвечающий за планирование поставок. Такие модули решают не только задачу улучшения сервиса и управления спросом, но и значительно высвобождают товарные запасы (в отдельных случаях до 75%). Перспективы развития IT в складской логистике Информационные технологии развиваются в соответствии с тенденциями рыночного сегмента. Количество внедрений WMS-систем из года в год растет. Нехватка денежных средств на инвестиции в развитие IT-инфраструктуры у компаний заставила российских интеграторов обратиться к мировому опыту и предложить на рынок принципиально иную модель интеграции SaaS (Software as a Service). Суть этой модели в том, что компания не приобретает программное обеспечение, серверы, лицензии, а берет их в аренду. При этом она получает полный доступ к обслуживанию системы и может гибко управлять и изменять настройки и количество лицензий. Данная модель является хорошей альтернативой при старте бизнеса, когда первоначальные инвестиции слишком велики и долго окупаемы, а WMS-система необходима для эффективного ведения бизнеса. Помимо внедрений информационных систем российские компании обратились к мировым инновациям в области автоматизированных устройств для складов. Изначально Россия пошла по пути Восточной Европы и ближнего Востока, где создавались склады с низкой степенью механизации. Подавляющее большинство складов, существующих в стране, управляются людьми, при этом компании испытывают огромную нехватку человеческих ресурсов. Поэтому сейчас наблюдается постепенный переход на различные устройства, позволяющие частично либо полностью автоматизировать складские операции, а также значительно снизить человеческий фактор. Это специализированное подъемно-транспортное оборудование, в том числе напольный транспорт, технологии pick-to-light, pick-by-voice, RFID. Соответственно, компании, внедряющие информационные системы, выводят продукты, имеющие подтвержденные интеграции с высокотехнологичным оборудованием. Самая главная тенденция складского рынка – укрупнение и выход бизнеса за рамки одной страны – находит отражение в появлении глобальных логистических цепочек. Один логистический провайдер в скором будущем будет иметь несколько складских комплексов в одном географическом центре. При этом клиентам эти несколько складов придется воспринимать как единое целое, т. е. решение о распределении товаров (куда и когда сделать отгрузку и где выбрать точку консолидации) полностью ляжет на логистического оператора. А для этого необходимы информационные системы, способные управлять глобальными цепями поставок.
В статье использованы данные исследования «Рынок логистических услуг России: тенденции и перспективы», КИА центр, Москва, 2007. |