компании из статьи

Dimex и Energia: задачи разные, дело общее

Р. Разумовский

Болгарская компания Dimex, выпускающая вилочные погрузчики, появилась в 1991 г. Предприятие, куда вошли ведущие специалисты и конструкторы автокаров, и задачи поставило весьма высокие: на основе современных технологий создавать улучшенные модели погрузчиков для различных областей использования.

Слева направо: генеральный директор компании Dimex Димитар Димитров, директор московского представительства Dimex Мариан Георгиев и исполнительный директор компании Energia Желю Папазов

Через 13 лет Dimex стал в Болгарии одним из крупнейших частных производителей авто- и электропогрузчиков. Сегодня компания выпускает дизельные и газовые автопогрузчики грузоподъемностью 1...5 т, электропогрузчики грузоподъемностью 1...2,5 т и платформенные электрокары грузоподъемностью до 3 т. Dimex неоднократно награждали золотой медалью на Международной технической ярмарке в Пловдиве.

На российском рынке фирма Dimex работает уже 10 лет. Ее московское представительство расположено на улице Красного Маяка, в Центре промышленности Болгарии. За время работы Dimex не только надежно укрепила свои позиции в Москве, но и обзавелась обширной дилерской и сервисной сетью – ее центры созданы в городах Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Иркутск, Казань, Кинешма, Киров, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокузнецк, Омск, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Ярославль.

Пять лет назад компания объединила усилия по продвижению техники на российский рынок с еще одним известным болгарским производителем – фирмой Energia Ltd., выпускающей аккумуляторные батареи. Сотрудничество оказалось успешным и весьма эффективным. Руководители обоих предприятий часто посещают Москву. У Димитара Димитрова, генерального директора компании Dimex, и Желю Папазова, исполнительного директора компании Energia, в России дел много – надо посмотреть, как развивается бизнес, сравнить результаты 2003 г. с итогом предыдущих лет, встретиться с дилерами и проанализировать деятельность за прошедший год, а с потребителями обсудить качество своей продукции. Именно потребитель дает наиболее компетентную и объективную оценку оборудованию. По окончании поездки руководители обеих компаний выстраивают своеобразную картину продвижения на российский рынок, оценивают качественные и количественные показатели.

За годы присутствия компаний на российском рынке наблюдается постоянный рост продаж их продукции. Количество продаваемых погрузчиков Dimex в 2003 г. увеличилось на 20%, аккумуляторов Energia – на 8...10%. В последнее время растут требования российского рынка не только к количеству товара, но и к качеству, поэтому болгарские производители не довольствуются достигнутым, работают над расширением ассортимента, изучают спрос и стремятся его удовлетворить.

Чтобы повысить качество погрузчиков Dimex, некоторые агрегаты заменили итальянскими комплектующими. На этот шаг решились, проведя мониторинг исправности механизмов с целью выявить слабые узлы. Их и заменили итальянскими. И конечно, следили за соблюдением баланса цена – качество. Директор компании Dimex сегодня сравнивает свою продукцию по качеству с корейским складским оборудованием. И по цене уровень примерно соответствующий.

На предприятии большое внимание уделяют вопросам эксплуатации – на какую цену может рассчитывать клиент, если потребуется заменить деталь. Например, болгарский стартер стоит 150 USD, немецкий – около 1 000 USD. На предприятии не стремятся усложнять конструкцию вилочных погрузчиков. Сложную технику надо ремонтировать только в специальных мастерских, а погрузчики Dimex можно вернуть в рабочее состояние, не покидая рабочего места. Удачное сравнение привел Димитар Димитров: «Автомобиль «Москвич» можно ремонтировать и в личном гараже, а вот «Мерседес» – только в специализированной мастерской».

При производстве погрузчиков Dimex используются комплектующие ведущих мировых производителей, таких как Allbright, IMPCO, Cascade, Safim, Continental, Curtis, Falkenroth, Hoesch, KAUP, Zahnrad Fabrik и др. Вот почему погрузчики Dimex отличаются современным дизайном, большой функциональностью, компактностью, маневренностью и высокой степенью надежности.

Предприятие заняло свою нишу в производстве оборудования среднего уровня, спрос на которое наиболее высокий: это вилочные погрузчики с разнообразными функциями, которые используются на складах и промышленных объектах самого разного назначения. Директор предприятия признает, что необходимый уровень качества пока не достигнут и предстоит немало сделать в этом направлении. На погрузчиках Dimex наибольшее количество поломок приходится на первые годы эксплуатации, однако после устранения первоначальных неисправностей машины работают десятки лет. Иначе обстоят дела с дорогой немецкой или японской техникой – она исправно работает в первые годы, но когда начинает ломаться, эксплуатационнику это обходится в солидную сумму.

Компания Dimex, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, непрерывно работает над расширением модельного ряда своей продукции. Например, сейчас готовится к выпуску штабелёр. Никогда ранее завод такую продукцию не выпускал, но решение о его производстве принято по одной причине – при продажах складской техники узкая специализация не всегда оправданна, ведь требуются не только погрузчики для перемещения больших грузов, но и легкое оборудование для ручных работ. Весь перечень складской техники предприятию охватить не под силу, да к этому оно и не стремится, а вот расширить производство – уместно.

Некоторое время назад начато серийное производство 5-тонного погрузчика. Сейчас совместно с другим болгарским предприятием ведется разработка 15-тонной машины.

Компания Energia Ltd. в прошедшем году разработала новые кислотно-свинцовые аккумуляторы для железнодорожного транспорта. Это совместная болгарско-российская разработка. Испытания аккумулятора проводились в России, и результаты получены отличные. По словам Желю Папазова, в ближайшие годы ожидается значительное увеличение объемов поставок болгарских аккумуляторов в Россию. Чтобы внедриться на российский рынок, Energia Ltd. планирует поставлять только качественные аккумуляторы по приемлемым ценам. Возможно, уже в 2004 г. Energia начнет масштабную реконструкцию завода, после которой параллельно будут работать два производства: старое и новое. Количество выпускаемых аккумуляторов придется значительно увеличить, ведь потребности железных дорог России могут быть весьма большими. Чтобы выполнить обязательства, придется много работать. Одним словом, по многим показателям этот год станет решающим для АО Energia.

Не забывает фирма Dimex и о расширении рынка сбыта, но основным для погрузчиков Dimex по-прежнему остается Россия. Свои дальнейшие планы компания также связывает с нашей страной. Наряду с этим предприятие продает свою технику в Венгрии, Чехии, Словакии, Италии, Норвегии. Начались поставки погрузчиков в Иран. Energia экспортирует аккумуляторные батареи в Чехию, Венгрию, Италию, Францию, Германию. На европейском рынке востребовано не только дорогое оборудование высокого качества, есть достаточно много потребителей, вынужденных покупать недорогую технику.

Сегодня Dimex и Energia разработали целевую программу развития, главным пунктом которой является повышение качества продукции. Оба предприятия стремятся создавать конструкции, простые в обслуживании и ремонте.