Выше, дальше, быстрее, надежнее... (Окончание)

В. Антонов

(Окончание. Начало в №7, №8, 2004 г.)

Электропогрузчики

KOMATSU

Фирма Komatsu Forklift выпускает четыре серии вилочных погрузчиков с электроприводом. Трехопорные миниатюрные погрузчики FB05, FB07 и FB09 серии PE г/п 500, 700 и 900 кг и модели FB10М, FB13М, FB15М и FB18М серии АМ г/п 1000...1750 кг с электроприводом на ведущий мост отличаются компактностью и маневренностью. В приводах используются электродвигатели постоянного тока. У машин серии PE минимальный в своем классе техники радиус разворота – 1540 мм для мод. FB07 (величина этого параметра даже несколько меньше, чем у аналога фирмы Toyota) и 1600 мм для FB09, и их оснащают 24-вольтовыми аккумуляторными батареями (АКБ) емкостью 330...450 А·ч, машины серии АМ – 48-вольтовыми батареями емкостью 280...390 А·ч. Функция, обеспечивающая движение на скорости 0,2 км/ч, облегчает работу с хрупкими грузами. В машинах серии АМ передние правое и левое колеса приводятся в действие независимо одно от другого отдельными электродвигателями и приводами трансмиссии.

Четырехопорные модели также делятся на две серии – АЕ30 и ВЕ30. В последнюю по времени 11-ю серию погрузчиков – АЕ30 входят шесть моделей г/п 1,0...1,75 т, оснащенных транзисторной схемой управления и двигателями переменного тока, благодаря чему максимальная скорость их движения составляет 17 км/ч (для модели FB15EX, без груза). Продуманный дизайн обеспечивает малый радиус поворота (1775 мм для модели FB15EX). Во всех машинах серии АЕ30 предусмотрен электронный контроль состояния, позволяющий устанавливать разнообразные значения параметров работы (мощность движения; параметры торможения, ускорения, движения по наклонной плоскости, запуска, старта) в зависимости от массы, размеров и типа грузов, а также конкретных условий эксплуатации. Машины оснащены телескопически складывающейся регулируемой рулевой колонкой и новым эргономичным сиденьем с пятью уровнями установки спинки. Сиденье можно смещать на 160 мм вперед и назад, оно оснащено ремнем безопасности и настраивается с учетом веса оператора.

Электропогрузчик FB15EX-11 (серия AE30) Komatsu г/п 1,5 т

На многофункциональной цифровой панели находятся счетчик моточасов, спидометр, индикатор разрядки батареи, самодиагоностика и др. приборы. Модели с индексом ЕХ комплектуют 48-вольтовыми АКБ емкостью 330...545 А·ч, модели ЕХG – 48-вольтовыми АКБ увеличенной емкости (700 А·ч), обеспечивающими более продолжительное время работы до очередной подзарядки. Важной особенностью серии АЕ30 является высокая упругость подвески задних и передних колес, что позволило свести уровень вибраций в кабине до минимума и снизило вероятность повреждения груза, а также наличие специальной защиты от влаги у контроллера, мотора, трансформатора и соединителя в генераторе. В качестве опции электропогрузчики комплектуют джойстиком, с помощью которого можно одновременно управлять всеми гидравлическими функциями. Посадка и высадка из кабины упрощена за счет использования более широких и эргономичных ступенек. Помимо прочего модели серии АЕ30 оснащены парковочным тормозом.

В серию ВЕ входят электропогрузчики большей г/п – 2,0 и 2,5 т с двигателем переменного тока. Этим моделям присущи все "плюсы" моделей серии АЕ. Электропогрузчики FB20EX и FB25EX комплектуют 48-вольтовыми батареями емкостью 450...700 А·ч. Для потребителей, которым необходимо увеличить время непрерывной работы, выпускают модели FB20EXG и FB25EXG г/п 2,0 и 2,5 т с 48-вольтовыми АКБ емкостью 935...1080 А·ч, что обеспечивает непрерывную эксплуатацию погрузчиков до 12 ч с загрузкой до 75% рабочего времени. В стандартную комплектацию погрузчика FB25EXG входят аккумуляторные батареи повышенной емкости.

Четырехопорный мини-погрузчик FB09-3 фирмы Komatsu

TCM

Учитывая потребность клиентов в более компактных машинах, ТСМ разработала ряд абсолютно новых электропогрузчиков 7-й серии (FB-VII) с двигателем переменного тока, позволяющих уменьшить усталость, связанную с постоянным маневрированием в тесных местах. Еще недавно компания выпускала восемь моделей г/п 1,0...3,0 т из серии FB-VII, теперь к ним прибавились еще четыре г/п 1,5...3,0 т с двигателем повышенной мощности и две трехопорные модели г/п 1,6 и 1,8 т.

В погрузчиках 7-й серии повышена эффективность передачи мощности в трансмиссии, а также применены высокоэффективный блок управления и шины высокого давления с пониженным сопротивлением качению. Поскольку ширина машины стала меньше ширины паллеты (для моделей до 1,5 т включительно), ею стало легче управлять в узких проездах, и теперь можно еще более эффективно использовать складские площади. По сравнению с предыдущей, 6-й серией новые модели отличаются укороченной шириной (1070 мм вместо 1120 мм), уменьшенным на 80 мм радиусом разворота (1700 вместо 1780 мм), более округлой формой противовеса. Использовано новое, эргономичное сиденье с вибропоглощающим амортизатором (вибрации снижены на 65%) и ремнем безопасности в стандартной комплектации, регулируемой по наклону спинкой, боковой поддержкой, удобными подлокотниками. Уровень шума в кабине снижен на 20%.

Модели серий N01 и Q02

Процесс обработки грузов в условиях складских помещений, где и применяются погрузчики с электроприводом, отличается от работы на открытом пространстве тем, что при постоянном инспектировании обрабатываемого груза оператору постоянно приходится покидать рабочее место, а это вызывает быструю усталость. В моделях новой серии конструкторы ТСМ сделали еще шаг в решении и этой проблемы: высота подножки уменьшена на 30 мм, пола – на 40 мм, причем ширина подножки дополнительно увеличена на 40 мм.

Двигатель переменного тока помимо прочих положительных моментов позволил реализовать функцию торможения двигателем, что уменьшило тормозной путь погрузчика с 20 до 5 м при отпущенной педали акселератора (без помощи рабочей тормозной системы). Для повышения эффективности работы в конкретных условиях используют три режима работы: экономичный со скоростью движения 14 км/ч (гарантированное, проверенное владельцами время работы без подзарядки – 9 ч), усиленный со скоростью 15 км/ч (время работы без подзарядки 8,5 ч), "суперрежим" со скоростью 16 км/ч (время работы без подзарядки 8 ч). По сравнению с предыдущей моделью длительность работы без подзарядки увеличилась на 0,5 ч; уменьшилось время на подзарядку. Впервые в новых моделях использована система особо точной регулировки процесса зарядки АКБ. Зарядное устройство полностью автоматизировано и управляется от микрокомпьютера. Сократилось также время переключения рычагов направления движения.

Полуторатонная модель 7-й серии электропогрузчиков TCM

Следуя общемировым тенденциям, в 2001 г. компания ТСМ разработала серию уникальных электропогрузчиков Acroba-e со всеми управляемыми колесами из шести моделей той же грузоподъемности (от 1,5 до 4,0 т), что и погрузчики с дизельным двигателем. Этим машинам присущи те же достоинства, что и дизельным моделям с аналогичными характеристиками. С 2003 г. TCM начала выпуск новой
серии погрузчиков Acroba-j с уменьшенными габаритными размерами. Ряд компактных машин пока состоит из 1,5-тонной модели FA 15B-J с электроприводом и трех моделей FA20/25/30D-J (г/п 2,0; 2,5 и 3,0 т) с двигателем внутреннего сгорания.

MITSUBISHI

Фирма Mitsubishi производит 13 базовых моделей с электрическим приводом г/п 1,0...3,5 т. Во всех моделях использована система рекуперативного торможения, что уменьшает продолжительность рабочей смены и увеличивает ресурс тормозной системы. Погрузчики оборудованы низкими подножками, удобно расположенными поручнями, системой контроля основных рабочих функций. Электродвигатели с независимым возбуждением обмоток имеют лучшее соотношение скорости и вращающего момента, что позволяет оптимизировать работу погрузчика.

Погрузчики Mitsubishi в 1997 и 1999 гг. удостоены ежегодных премий Британской ассоциации пользователей погрузчиковза эргономику и инновации

Компактные трехопорные погрузчики FB10K RT, FB12K RT и FB15K RT г/п 1,0; 1,25 и 1,5 т с задним ведущим колесом отличаются узким шасси, небольшими габаритными размерами и оснащены 24-вольтовыми АКБ. Сочетание устойчивости, высокой грузоподъемности и маневренности машинам обеспечивают фиксированная база и мачта с улучшенной обзорностью. Еще одна характерная особенность этих погрузчиков заключается в высоком расположении двух гидроцилиндров наклона мачты, что дополнительно защищает их от повреждений. Современная электронная система управления электродвигателя на полевых транзисторах обеспечивает технике максимально возможную плавность хода. Уровень зарядки батарей и число отработанных моточасов выводятся на дисплей.

Mitsubishi набирает обороты

Компания Mitsubishi Heavy Industries Ltd. (MHI), один из мировых лидеров в отрасли тяжелого машиностроения (в 2003 г. ее прибыль составила 21,5 млрд. USD), собирается увеличить к 2007 г. производство дизельных двигателей для погрузчиков до 145 тыс. шт., т. е. более чем на 20% по сравнению с показателями прошлых лет (120 тыс. в год). В планы фирмы входит повышение объема выпуска двигателей до 125 тыс. шт. уже в этом году. Необходимость в таком росте объемов объясняется растущим спросом на технику, связанным прежде всего со строительным бумом в Китае, подъемом экономики США и планирующимся там ужесточением контроля за выбросами в окружающую среду. Именно в это время вступит в действие американский стандарт, внедренный Агентством по защите окружающей среды (The US Environmental Protection Agency's – EPA) для дизельных двигателей (75...130 кВт) внедорожников, который требует снижения выбросов окислов азота, неметанового углеводорода, угарного газа и твердых частиц.

Принятие нового стандарта предоставит MHI возможность увеличить присутствие на мировом рынке: глобальной целью компании является удвоение доли продаж с 4% в настоящее время до 8% в 2007 г. Для этого уже в 2004 г. предполагается инвестировать 31,8 млн. USD в завод Сагамихара, расположенный в г. Канагава

Трехопорные универсальные мощные погрузчики FB16KT; FB18KT и FB20KT большей грузоподъемности (1,6; 1,8 и 2,0 т) оснащают 48-вольтовыми АКБ и приводом на передние колеса. С целью обеспечить высокое тяговое усилие в любых условиях эта серия оборудована двумя мощными тяговыми электродвигателями постоянного тока. Система постоянного электропитания тяговых двигателей, разработанная Mitsubishi, обеспечивает постоянное сцепление ведущих колес с дорожным полотном, точное выполнение самых крутых поворотов. В конструкции использованы современные микропроцессоры, позволяющие настроить эксплуатационные характеристики погрузчика в соответствии с конкретными рабочими условиями, характером груза и навыками оператора. Электроника ограничивает скорость хода на наклонных и криволинейных участках трассы и повышает безопасность движения в поворотах. Высокая скорость подъема-опускания груза и движения в сочетании с очень хорошим обзором обеспечивает хорошую производительность при полной безопасности.

Компактный электропогрузчик FB18KC

Ряд четырехопорных погрузчиков включает компактные 48-вольтовые модели FB16KС, FB18KС и FB20KC и 80-вольтовые погрузчики с тяговыми АКБ емкостью 750 А·ч и системой рекуперативного торможения. Их комплектуют уникальным, разработанным компанией микропроцессором, обеспечивающим полную диагностику неисправностей и регистрацию их в электронном журнале в режиме реального времени. Рулевая колонка и сиденье оператора регулируемые. Модульная конструкция блока управления позволяет при необходимости заменять каждый компонент системы отдельно.

24-вольтовые модели имеют два предварительно устанавливаемых режима работы – нормальной и высокой производительности, остальные электропогрузчики – пять режимов, обеспечивающих еще более точную настройку параметров: нормальный, высокой производительности, экономичный, для длинных и коротких дистанций.

NISSAN

Семейство самых распространенных погрузчиков Nissan с электрическим приводом от 48-вольтовых АКБ Super BX включает шесть основных моделей на пневмошинах (серии Р01 и Р02), различающихся грузоподъемностью (от 1,0 до 3,0 т), массой, размерами и отвечающих современным требованиям по производительности, эргономике и защите окружающей среды. Для погрузчиков, как и для легковых автомобилей этой марки, характерны насыщенность электронными системами и эргономичный дизайн.

Четырехопорный FB20K с 80-вольтовой батареей используют для работ в тяжелых условиях

Организация комфортной работы оператора выгодна с любой точки зрения: чем удобнее рабочее место, лучше обзор, легче управление и меньше шумовая нагрузка, тем производительнее и безопаснее машина. Модели Р01 и Р02 Super BX стали новым шагом на пути реализации этой концепции. Подрессоренное сиденье с хорошей боковой поддержкой и ремнем, средства пассивной безопасности – жесткая конструкция рамы, мостов и навеса создают условия для спокойной, продуктивной работы и при необходимости защитят оператора от травм. Специальным ключом оператор может заблокировать трансмиссию, для того чтобы машина не начала двигаться при случайном включении рычага управления движением. Комбинация приборов не перегружена, но дает полную информацию о состоянии машины. На левом дисплее отображаются данные о самотестировании систем погрузчика, зарядке батарей и рабочие параметры.

Komatsu совершенствует кондиционеры

Японская фирма Komatsu Forklift постоянно совершенствует элементы своей техники. В конце лета она представила кондиционеры для работы на погрузчиках в холодное время года.

Как известно, погрузчики Komatsu с особой спецификацией могут работать при температуре до –40 °С, но в условиях суровой зимы кабина должна быть оснащена нагревательными приборами. Недавно компания позаботилась об их улучшении. Теперь кондиционеры для погрузчиков Komatsu серии ЕХ 20 выполняют функции и охлаждения, и обогрева кабины изнутри, одновременно не давая обледенеть стеклам снаружи. В условиях особенно низких температур можно одновременно использовать и обогревательный прибор, и антиобледенитель, который станет подавать горячий воздух непосредственно на ветровое стекло и быстро убирать изморозь. Кондиционер позволяет создать в кабине полностью комфортные условия работы даже при температуре окружающей среды –20...+40 °С, причем мощность системы охлаждения составляет 3,4 кВт, т. е. примерно на 20% больше, чем мощность обычного комнатного кондиционера. Кондиционер на погрузчиках Komatsu состоит из двух частей: внутренней в кабине и внешней, которая выходит на улицу. Внутренняя часть расположена за сиденьем оператора и снабжена переключателем вентиляции, рычагом подачи воздуха снаружи или изнутри и регулятором степени охлаждения или обогрева. На выходном отверстии расположен регулятор потока воздуха.

С 14 по 17 сентября в Токийском Международном Выставочном Центре прошла крупнейшая в Азии выставка погрузочно-разгрузочной техники и технологий хранения "Logis-Tech Tokyo 2004", где Komatsu Forklift продемонстрировала последние модели своих электропогрузчиков в одной экспозиции с концерном Linde (Германия). Эти машины являются наиболее безопасными при транспортировке грузов как для оператора, так и для окружающей среды.

Эти режимы оператор выбирает с помощью четырех клавиш, которые сервисные специалисты также используют для глубокой диагностики и определения проблем. На правом жидкокристаллическом дисплее отображаются скорость, уровень заряда батарей и индикаторы предупредительной сигнализации. Руль с тремя рычагами не загораживает приборный щиток. Электронная адаптивная система изменяет усилие на руле в зависимости от скорости погрузчика, предупреждая резкие движения рулем на большой скорости. Улучшены характеристики ускорения: при увеличении давления на педаль акселератора ускорение возрастает не по линейной характеристике, а приближенной к параболической. На низких скоростях педаль имеет больший ход, что дает возможность погрузчику выполнять все движения очень точно. Этим же целям служит и мачта Super Wide View Mast, минимально ограничивающая обзор зоны работы с грузом. С ее помощью оператор хорошо видит концы вилочного захвата и легко контролирует его движения. Электронная система Shockless Landing System гасит толчки в конечных положениях захвата и мачты. Таким образом, за счет упрощения манипуляций увеличивается скорость обработки груза и сокращается время рабочего цикла, груз предохраняется от случайного повреждения, а машина – от ударов.

Электропогрузчики Shinko 8FB г/п 1,5 и 2,5 т

Инженеры тщательно поработали над скоростными характеристиками погрузчиков Super BX: на них установили тяговый электромотор и сбалансированную гидросистему, обеспечивающие эффективный разгон и торможение и высокую скорость подъема-опускания вил. Погрузчик с грузом массой 1,5 т способен с места преодолеть расстояние 10 м за 4,9 с и развить скорость с грузом до 14,5 км/ч, без груза – до 17,5 км/ч. Продолжительность рабочего цикла с грузом 1,5 т на дистанции 30 м составляет 168 с, а уровень шума на рабочем месте оператора достигает всего 59 дБ. Работу тягового двигателя и гидросистемы контролирует микропроцессор, точно дозируя расход заряда аккумуляторных батарей. При торможении система электромотор–гидравлика генерирует электроэнергию и подзаряжает аккумуляторы, тем самым увеличивая интервалы между полными зарядками АКБ и позволяя выполнить почти сотню рабочих циклов на одной зарядке. Для управления мачтой и вилами устанавливают два раздельных рычага либо один универсальный рычаг, с помощью которого можно совмещать движения обоих органов.

Для удобства обслуживания погрузчика в навесе сделан специальный вырез для снятия аккумуляторов грузоподъемным механизмом. Указатель уровня гидравлической жидкости расположен на полу; заливная горловина доступна через откидывающийся лючок на правой подножке, что упрощает обслуживание погрузчика. Плавкие предохранители помещены в водонепроницаемый бокс и легко доступны для замены.

Электропогрузчики Shinko 8FB г/п 1,5 и 2,5 т

Помимо популярных электропогрузчиков на пневмошинах серия Super BX включает в себя пять моделей на бандажных шинах (серии СР01 и СР02). Кроме этого, Nissan выпускает также четыре трехопорные модели (серия N01) г/п 1,25...1,75 т (с питанием от АКБ 48 В) и три четырехопорные модели серии Q02 на пневмошинах (с питанием от АКБ 72/80 В).

SHINKO

Фирма Shinko Electric являлась единственным в Японии производителем погрузчиков, специализирующимся на выпуске электрооборудования, и изготавливала только машины с электроприводом. Сравнительно недавно ее производство вилочных погрузчиков было выкуплено другой японской фирмой – Sumitomo Nacco Materials Handling Co. Ltd. (SNMH), входящей в американскую группу компаний Nacco. Таким образом, теперь с логотипом Shinko выпускают и модели с двигателем внутреннего сгорания. Подразделение Shinko Forklift Co., производящее электропогрузчики, сохранило права на продажу своей техники и является ее продавцом, а SNMH теперь указывается в документации на машины как производитель.

В настоящее время компания Shinko Forklift выпускает уже 8-ю серию электропогрузчиков 8FB г/п 0,9...4,0 т. Машины оснащают двигателем переменного тока. Техника для японского рынка выпускается с тяговыми АКБ напряжением 72 В, на экспорт – c 48-вольтовыми батареями (экспортный департамент легально не продает на экспорт машины с батареей на 72 В). В новых моделях время работы без перезарядки увеличено на 50% по сравнению с машинами, работающими от привода постоянного тока. Батареи могут функционировать в двух режимах: 14...16 ч интенсивной работы без перезарядки или 4...6 ч работы, часовая подзарядка и 12...14 ч работы без перезарядки. Новая технология производства АКБ позволила увеличить их емкость, сохранив прежние габаритные размеры.

Регулятор мощности обеспечивает выбор оптимального режима работы всех систем погрузчика в зависимости от массы паллеты и интенсивности эксплуатации, что экономит потребляемую мощность и таким образом увеличивает время непрерывной работы. Применение схемы переменного тока в сочетании с 72-вольтовой батареей позволило устанавливать более мощный электродвигатель, с которым машины преодолевают подъем до 19%, а также развивают большую скорость движения (до 18 км/ч без груза) и скорость подъема/опускания вил – 650/500 мм/с. Кабина оснащена регулируемым сиденьем и регулируемой рулевой колонкой.

Выпускаются три основные модификации моделей Shinko: для работы при температурах выше –10 °С, выше –35 до –45 °С и выше –55 °С, которые можно эксплуатировать в холодных складах глубокой заморозки. Модели серии 8FB могут применяться и для работы внутри железнодорожных вагонов (строительная высота 1950 мм, свободный подъем 1775 мм).



ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ: