Сравнительные испытания самоходных электротележек. Эргономика и комфорт
(Окончание. Начало см. «СиТ» № 1, 2006 г.)
Предлагаем вниманию читателей «СиТ» вторую часть статьи, подводящей итоги комплексных испытаний 11 моделей ведомых электротележек с откидной площадкой для оператора, проведенных экспертами специализированного журнала F+H (ФРГ).
Такие аспекты конструкции электротележки, как эргономика, безопасность и комфорт, оказывают на эффективность ее работы, возможно, даже более серьезное влияние, чем мощность. Если удобство и функциональность органов управления машины оставляют желать лучшего, то другие ее положительные качества, в том числе преимущества в скоростных параметрах, довольно быстро теряют свою привлекательность в глазах оператора. Закономерный результат – падение производительности – является вполне достаточным аргументом для того, чтобы при покупке обратить особое внимание на то, соответствует ли электротележка вашим требованиям к удобству эксплуатации и управления. Исследования экспертов журнала F+H показали, что испытуемые электротележки в большей степени отличаются друг от друга по комфортности, чем по мощности. При этом само понятие «комфортность» рассматривалось как сумма таких слагаемых, как эргономика, удобство управления и безопасность работы (что касается последнего пункта, то все представленные модели оборудования полностью отвечали необходимому стандартному уровню безопасности).
Концепция целесообразной эргономики вилочных электротележек охватывает несколько элементов конструкции, исходя из удобства которых и определялись сильные и слабые стороны всех моделей. Основным элементом безусловно является поворотная рукоятка, с помощью которой и управляется тележка, но помимо нее должны учитываться и такие компоненты, как площадка оператора и боковые ограждения.
Некоторые общие замечания о двух последних элементах. За немногими исключениями, большинство боковых опор на испытываемых электротележках было оценено как некомфортное. Опоры были или слишком твердыми, или слишком короткими, или располагались слишком низко и не лучшим образом выполняли свои функции. Оптимальная позиция опоры, исходя из практического опыта, должна быть на уровне бедра или чуть ниже. Часто разница между реальной и оптимальной высотой боковых опор составляла только несколько сантиметров. Стоит отметить, что ни один изготовитель оборудования не предложил регулируемые по высоте боковые опоры. В процессе испытаний оказалось также, что более высокими опорами оснащены электротележки с длинными рукоятками. К этому можно добавить, что некоторые боковые опоры имели недостаточно мягкое покрытие, поэтому на практике операторы часто вынуждены были просто обматывать их пленкой с воздушными пузырьками или пористой резиной. Это выглядит не только не эстетично, но и мешает полностью откинуть опоры.
Не менее пристальное внимание испытатели уделили откидным платформам для оператора. На тестируемом оборудовании они сильно отличались друг от друга. На некоторых злектротележках на площадке было достаточно места для удобной работы человека, на других они были настолько малы, что пятки буквально свисали с края площадки. В отношении качества подрессоривания площадок следует отметить, что его оценки колебались от «отлично» до «удовлетворительно». Нам оценка подрессоривания представлялась крайне важной, так как именно оно обеспечивает необходимую амортизацию толчков при движении по погрузочным и разгрузочным эстакадам и недостаточно ровным полам.
Управление
С точки зрения комфортности управления наряду с правильным выбором длины рукоятки и места ее расположения особенно важны форма оголовка рукоятки и расположение на ней кнопок управления. Кнопки на рукоятках почти всех проходивших испытания электротележек были продублированы, т. е. были и справа и слева, чтобы как левша, так и правша одинаково легко мог управлять тележкой. Процесс управления проходил тем лучше, чем более логично и наглядно были размещены и помечены кнопки. Кажется, что идеального решения здесь быть не может, ведь конструкция каждой модели, проходившей испытания, оригинальна. Однако не все эти индивидуальные решения соответствовали представлению об оптимально комфортном управлении. Следует отметить еще один момент. На рассмотренных моделях тележек рукоятки были и с усилителем рулевого управления, и без него. Преимущество рукояток с усилителем заключалось в том, что требовалось меньше усилий для манипулирования ими. Оборудование без усилителя при остановках и при малых скоростях движения было тяжелей в управлении, зато при более высоких скоростях лучше слушалось водителя.
Теперь перейдем к рассмотрению особенностей отдельных моделей.
Atlet Presto PLP 200
Благодаря большим размерам и хорошему подрессориванию площадка электротележки фирмы Atlet предоставляет оператору достаточную свободу для ног. Длинные узкие боковые опоры при откидывании вниз скрываются в двух пазах шасси, что произвело на нас хорошее впечатление. При поднятых боковых опорах бедра водителя получают необходимую опору. К сожалению, на боковых опорах отсутствует мягкое покрытие. Рукоятка имеет оптимальную с точки зрения эргономики форму. С каждой ее стороны расположены по три функциональные, хорошо различимые кнопки, которые приводятся в действие кончиками пальцев. Правда, водитель при этом должен нажимать довольно сильно. Посредством перекидного выключателя оборудование хорошо реагирует на команды и так же хорошо тормозится. При движении вперед, в сторону, где находится груз, электротележка немного виляет, что вынуждает постоянно корректировать курс; но при движении задним ходом этого эффекта не возникает. Регулировка электроники усилителя рулевого управления обеспечивает некоторое улучшение хода, но полностью проблему не решает. При подъеме вил обнаружилось, что Presto PLP 200 является единственной электротележкой из проходивших испытания, у которой аккумуляторный отсек не поднимался в процессе подъема груза, что дополнительно экономит энергию батарей.
ВТ Orion LPE200-8
Мы остались очень довольны подресcориванием площадки водителя электротележки фирмы ВТ. Остается сожалеть, что размеры самой площадки занижены, поэтому пятки у оператора немного выступают за ее края. Нам понравилось и то, что площадка автоматически складывается, как только водитель покидает ее. Боковые ограждения достаточно хорошо поддерживают оператора при движении. По нашему мнению, было бы желательно, чтобы покрытие на концах боковых опор было менее твердым и более толстым. Претензий к эргономике и функциональности рукоятки, оснащенной электрическим усилителем рулевого управления и регулируемыми перекидными выключателями, не было. Устойчивость тележки при движении по прямой при всех условиях работы очень хорошая. Orion LPE200-8 снабжена большой центральной клавишей управления, которая для выполнения функций подъема и опускания может разворачиваться в двух направлениях с помощью большого или указательного пальца. Концепция и удобство управления этой модели вполне соответствуют нашим представлениям. Это относится и к кнопке «безопасности», безупречную функциональность которой мы подтверждаем. На представленном образце прижим для документации отсутствовал, но по желанию заказчика на электротележку можно установить специальный столик для бумаги формата А4.
Orion LPE200-8 быстро реагирует на любое воздействие водителя на органы управления. Незначительным недостатком, который обнаружился в ходе испытаний, является небольшой скрипящий шум, который модель издавала при движении с полной нагрузкой.
Crown WP2330S-2.0
Модель фирмы Сrown – наименьшая по габаритным размерам и самая низкая из всех 11 испытанных тележек. Благодаря этому тележка высокоманевренна, а оператору обеспечен хороший обзор вил. Несмотря на относительно низкое положение центра тяжести, при движении на большой скорости без груза в поворотах трассы тележка приподнимает колесо над полом, что вызывает у водителя кратковременное неприятное ощущение. Однако, по заявлению фирмы-изготовителя, этот недостаток легко устранить, если отрегулировать ролики, изменив их положение. Движение тележки с грузом на вилах оказалось более безопасным. Размеры площадки оператора достаточные, она хорошо подрессорена с помощью резиновых прокладок. Боковые опоры по всей длине покрыты мягким материалом, причем по желанию заказчика модель оснастят опорами большей высоты. Модель WP2330S была единственной, у которой на концах вил находятся оранжевые треугольные рефлекторы, позволяющие более точно позиционировать вилы при введении их между опорами поддонов. Высших похвал заслуживает исполнение оголовка рукоятки X10 с усилителем рулевого управления. За ее дизайн в 2004 году компания Crown получила престижные международные премии Red Dot Product Award и IF Design Award.
Hyster P2.0S
Отличительным признаком P2.0S от тележки фирмы Yale (в остальном эти модели, как мы уже указывали в первой части публикации, очень похожи) является независимая подвеска колес, которая кроме комфорта обеспечивает хорошую работу привода и высокую курсовую устойчивость. Площадка водителя достаточно просторна, связана с подвеской колес и отлично амортизирует толчки от неровностей на проезжей части. Боковые опоры обеспечивают хорошую опору на уровне бедер водителя, но, к сожалению, на них нет мягкого покрытия. Черные кнопки управления достаточно отзывчивы на воздействие и хорошо видны на светло-голубом фоне оголовка поворотной рукоятки. Правда, перекидные выключатели не обеспечивают такую же точность управления. Предоставленная тележка, по нашему мнению, является слишком «быстрой», вследствие чего она, вероятно, менее пригодна для работы с грузами, требующими более бережного обращения. Однако тележки, поступающие непосредственно с заводов компаний Hyster и Yale, отрегулированы на более плавные динамические параметры.
Jungheinrich ERE 220
Благодаря хорошей настройке компонентов электротележка ERE 220 легко управляется и показывает высокие ходовые качества. На протяженных участках трассы она двигалась несколько замедленно, но на коротких и средних дистанциях показала неплохие результаты. Площадка оператора хорошо подрессорена, однако, по нашему мнению, как на многих других описанных выше моделях, ее размеры недостаточны. Управление функциями подъема-опускания груза и подача звукового сигнала осуществляются с помощью указательного пальца. Столь же просты в использовании перекидные выключатели. Включение необходимых функций производится большим пальцем. Маршевый двигатель чутко реагирует даже на небольшой разворот рукоятки. Эта особенность работы позволяет плавно вводить вилы под поддон. Боковые опоры не регулируются по высоте и находятся примерно на уровне бедра. И, конечно, чуть больше мягкой оболочки на боковых опорах увеличило бы комфорт при работе.
OM-Pimespo TSX 20
Электротележки фирмы OM-Pimespo отличает тщательно отработанная конструкция. Площадка водителя имеет достаточные размеры и хорошо подрессорена. К сожалению, и у нее тот же общий недостаток – очень маленькая ширина. Когда оператор покидает площадку, она не складывается автоматически: нужен небольшой толчок. Кнопки подъема и опускания защищены полимерной пленкой и не дублированы. Кнопка звукового сигнала расположена по центру между кнопками управления, которые переключаются указательным пальцем; кстати, потребовалось достаточно большое усилие, чтобы нажать их. Функция ускорения, которая включается удобно расположенным перекидным выключателем, более плавно управляется. В отношении эргономического аспекта боковых опор отметим, что поверхность их контакта с телом слишком мала. Кроме того, материал облицовки слишком твердый, что со временем вызывает болевое ощущение. На TSX 20 есть большой отсек для хранения, удобный прижим для бумаг и подставка для письма.
Rocla TP20
Обсуждая оборудование этого финского производителя, еще в первой части статьи о сравнительных испытаниях мы отметили, что модель ТР20 должна сменить новая электротележка. Поскольку этого пока не произошло, пришлось взять в качестве образца для теста существующую модель, тем более что она пока еще интенсивно эксплуатируется во многих компаниях, а по таким параметрам, как мощность и производительность, ничуть не уступает более поздним аналогам, как это видно из первой части описания испытаний. Известно, что фирма Rocla уделяет большее внимание эргономике и комфорту управления техникой, однако в опытной тележке не все компоненты были достаточно хорошо продуманы. Так, сужающаяся назад площадка несколько провисала, а ее подрессоривание, несмотря на вновь установленные резиновые прокладки, было недостаточным. По нашему мнению, высота боковых опор ТР20 была слишком мала (ниже уровня бедер оператора), а их покрытие – слишком твердым.
Samag ТМ20-Р0 АС
В первой части теста мы отметили заниженную мощность модели ТМ20-Р0 AС, зато результаты изучения ее эргономики и удобства управления оказались куда лучше. Тележка хорошо движется и управляется, уверенно держит курс, что вполне соответствует нашим представлениям о комфортном движении. Очень важно, что поведение модели вполне предсказуемо, и мы считаем это очень важным положительным моментом. Интересной особенностью оборудования является то, что площадка может складываться лишь тогда, когда боковые опоры сняты. В этом случае тележка автоматически переключается на замедленный режим движения, чтобы упростить работу в режиме пешего сопровождения. Без этого переключения на замедленный режим тележка слишком опережает идущего оператора. Боковые опоры обеспечивают водителю действенную поддержку на высоте бедер. Их поверхность, контактирующая с одеждой, хорошо защищена мягким материалом. Оценить, насколько эта, казалось бы, незначительная деталь конструкции повышает удобство работы, можно только при сравнении ТМ20-Р0 AС с другими моделями. К этой детали, равно как и к размерам и подрессориванию откидной платформы, у нас замечаний не было.
Stосklin EDP 2001-Р
Тележка Stосklin продемонстрировала хорошие результаты по производительности, чего нельзя сказать в отношении удобства работы. Хотя размеры площадки для водителя достаточные и ее подрессоривание оказалось на должном уровне, жесткие боковые опоры, выполненные из металла, мы оценили как не очень комфортабельные. На внешних концах опор закреплены мягкие подушки, однако они очень небольшие и тонкие, чтобы «смягчить» контакт человека со стальной конструкцией. Не соответствуют нашим представлениям о комфорте и кнопки подъема и опускания вил, а также звукового сигнала: они очень неудобно расположены для управления пальцами и требуют слишком больших усилий для включения соответствующих функций. Перекидные выключатели ускорения, наоборот, расположены в нужном месте и работают достаточно хорошо и плавно. Поворотная рукоятка показалась нам слишком длинной, что не очень удобно. При движении задним ходом, например, это вынуждает водителя удерживать ее в неестественно поднятом положении.
Toyota 7PML20-8,5
Конструкция электротележек 7РМL20-8,5 фирмы Toyota и ВТ Orion LPE200-8 идентична, поэтому неудивительно, что их оценки максимально близки. Первая часть испытаний показала, однако, значительные различия в мощности, производительности и расходе энергии, что явилось следствием по-разному настроенной электроники. Что касается эргономики и комфорта управления, то у модели Toyota они точно такие же, как и у оборудования фирмы ВТ, поскольку площадка водителя, боковые опоры и рукоятка у них совершенно одинаковые. Ходовые характеристики тележки Toyota хорошие, но торможение от рукоятки без усилителя рулевого управления было отрегулировано таким образом, что оказалось слишком резким.
Yale MP20X
Модели МР20Х фирмы Yale и P2.0S фирмы Hyster конструктивно очень близки. Заметным признаком обеих тележек является независимая подвеска колес. Большая площадка водителя опосредованно соединена с подвеской колес и отлично амортизирует толчки на неровностях пола. Боковые опоры обеспечивают хорошую поддержку на высоте бедер, но, к сожалению, снабжены слишком жестким полимерным покрытием. Отличиями обеих моделей являются точность регулировки и рукоятка. По сравнению с моделью Hyster тележка фирмы Yale при движении в направлении вил не так точно управляется и не так хорошо держит курс, как нам бы хотелось.
Можно предположить, что причина этого – в недостаточно удовлетворительном вращении верхнего подшипника рукоятки. Ходовые характеристики модели хорошие, но все движения происходят довольно резко. К тому же MP20X отрегулирована на слишком быстрое перемещение, и захвату поддона, как и в случае с моделью P2.0S, сопутствует удар. Чтобы смягчить наши критические замечания, еще раз отметим, что тележки этих марок, поступающие напрямую от производителей, имеют иные регулировки и соответственно оптимальные скоростные характеристики.