компании из статьи

Dambach уникальные решения для узкопроходных складов

«Склад и Техника» №10/2007

Техника компании Dambach практически неизвестна в нашей стране, зато очень популярна у компаний, осуществляющих большие объемы складских операций в Европе. Оборудование этой марки давно и успешно применяют на узкопроходных складах именитые фирмы Ford, BMV, Merсedes-Benz, Sony Logistics, TNТ, Simens, IKEA и многие другие, и сейчас во всем мире работает порядка пяти тысяч машин. Не так давно у отечественных потребителей появилась возможность не только лучше ознакомиться с этими уникальными машинами, но и заказать их у российского партнера и эксклюзивного дистрибьютора Dambach, компании «4K». О возможностях техники Dambach рассказывают технический консультант компании «4K» Ашот Кочикян и руководитель департамента по продажам складской техники Максим Лебедев.

• Как в компании «4K» возникла идея о сотрудничестве с Dambach?

– Подобные машины довольно редки, и компаний, способных их производить, немного. Когда к нам впервые поступил запрос на приобретение высотных узкопроходных штабелеров с подъемной кабиной, мы обратились за консультацией к специалистам компании Mitsubishi. Консультанты Mitsubishi рекомендовали обратиться к одной из двух немецких компаний, которые специализируются в производстве этих машин, – Magaziner или Dambach. При этом компанию Dambach Lagersysteme они охарактеризовали как имеющую наибольший положительный опыт в этой сфере, а ее продукцию как наиболее совершенную в своем классе и способную гибко удовлетворять запросы самых взыскательных потребителей.

Мы установили контакт с компанией Dambach Lagersysteme, и оказалось, что интерес к сотрудничеству является взаимным. После этого к нам с визитом приехали ее руководители и провели презентацию компании и своей продукции. Мы высоко оценили возможности комби-траков Hi-Racker, и вскоре было подписано соглашение об эксклюзивном дистрибьюторстве между компаниями «Картрэйд» и Dambach Lagersysteme.

Идеология Dambach имеет типичную для многих немецких производителей направленность – производить высокотехнологичную технику эксклюзивного качества, не увлекаясь массовостью серийного производства. Все машины собирают фактически по индивидуальным заказам, они имеют специальную конфигурацию, точно соответствующую требованиям конкретного склада. Машины хотя и собирают из одинаковых базовых модулей, но благодаря гибкому сочетанию различных вариантов опционного оборудования могут учитываться любые специфические требования потребителя.

• Расскажите немного о фирме Dambach. Что она выпускает сейчас?

– К сожалению, пока это имя знакомо у нас только специалистам. Мало кому известно, что под брендами многих именитых компаний на самом деле реализуется техника, произведенная Dambach. Так, с 1979-го по 1981 г. она продавалась под маркой GTE (Geveke, Нидерланды), в 1984–1998 гг. – под брендом Jungheinrich (до приобретения Boss). В настоящее время Dambach производит высотные узкопроходные штабелеры типа man-up для шведских компаний Atlet (модели Omni 100 AC, 120 AC, 140 AC, 160 DC) и BT (Vector C10 и C12.5). Кстати, первые машины, которые поступили в Россию под маркой Jungheinrich еще в советское время, до сих пор работают на терминале «Лесной», расположенном на 12-м километре Минского шоссе.

Dambach расположена в г. Гаггенау (Шварцвальд) и начала свою
деятельность еще в 1925 г. с изготовления дорожных знаков, а подразделение Dambach Lagersysteme, разрабатывающее складскую технику, было основано в 1974 г. Таким образом, компания является одним из пионеров в области узкопроходной складской техники. Производство в Dambach Lagersysteme устроено исключительно рационально, фактически это лишь сборка. В этом районе сосредоточено множество металлургических предприятий, и все крупногабаритные металлические компоненты заказывают у них. Это обеспечивает не только гибкость производства, но и позволяет компании с небольшим штатом работников выполнять огромную работу.

Основным изделием в производственной программе компании сегодня являются машины Hi-Racker с высотой подъема до 14,5 м и номинальной грузоподъемностью (г/п) от 1,0 до 1,6 т. Эти узкопроходные штабелеры с подъемной кабиной оператора мы коротко называем «комби-трак», чтобы подчеркнуть свойство этих машин сочетать функции укладки паллет и сбора заказов. Эти же модели выпускают в варианте с полностью автоматическим управлением, без оператора.

Производится также и очень похожая на Hi-Racker модель комби-трака Hi-Lifter. Она имеет верхнее зацепление мачты, что обеспечивает высоту подъема до 18 м. Кроме этого Dambach Lagersysteme производит краны-штабелеры с высотой подъема вплоть до 40 м и г/п до 3 т. Они выпускаются в нескольких вариантах: как для работы в одном межстеллажном коридоре, так и способные переезжать из одного прохода в другой. Раньше они работали с операторами, но сейчас компания производит исключительно автоматические модели.

Недавно Dambach сделала еще одну очень интересную машину, типично немецкую – многоходовый штабелер Multi Lifter. Уже по внешнему виду этой разработки можно понять, что устроена она очень рационально и эстетично. Multi Lifter служит для обработки длинномерных грузов и имеет отличные грузовысотные характеристики (высота подъема до 11 м, г/п от 4,0 до 6 т), очень компактна и может рассматриваться как узкопроходник. На эту модель можно ставить шины суперэластик, благодаря чему ее можно эксплуатировать не только в закрытых помещениях.

• Какие новшества использовала компания в моделях Hi-Racker?

– Их очень много, но я упомяну лишь некоторые. По утверждению специалистов, жесткость конструкции Hi-Racker обеспечивает ту же остаточную грузоподъемность в среднем на высоте на метр выше, чем аналогичные модели конкурентов. Машины оснащены мощными двигателями переменного тока, что позволяет обеспечить самые высокие диагональные скорости движения груза (сочетание скоростей хода и подъема).

Другой конструктивной особенностью является расположение двигателей гидронасоса (мощностью 24 кВт) и хода в разных отсеках во избежание их перегрева. Для гидравлического масла используется большой гидробак вместимостью 80 л: такое большое количество масла позволяет избежать его перегрева в процессе интенсивной работы, что способно привести к изменению характеристик и последующей порче элементов гидросистемы.

В конструкции Hi-Racker используется уникальная система рекуперации энергии в процессе опускания мачты, разработанная Dambach. Она запатентована и является единственной действительно эффективной системой рекуперации, позволяющей возвращать значительную часть энергии в аккумулятор. В сочетании с мощными батареями это обеспечивает непревзойденную длительность работы на одной зарядке. На всех машинах, за исключением 1-тонной машины Hi-Racker 1000, где установлена 48-вольтовая батарея, в качестве источника питания используются 80-вольтовые аккумуляторные батареи емкостью от 560 до 840 А•ч.

Для замены аккумулятора при многосменной работе компания Dambach применила очень простую и рациональную систему. Как вы знаете, такая элементарная операция, как замена аккумуляторной батареи (АКБ), доставляет оператору много проблем. Обычно для этого потребуется специальное оборудование типа тележки с роликовой кроваткой или подъемного крана. Такие устройства обходятся достаточно дорого, однако без них рационально организовать бесперебойную работу техники чаще всего невозможно. В Hi-Racker батарейный блок выполнен из двух секций по 40 В, каждая из которых весит примерно 800 кг. Их устанавливают справа и слева машины под легкосъемными пластиковыми крышками, убрав которые можно получить свободный доступ для их осмотра и обслуживания. Сами же АКБ легко можно снять сбоку любым погрузчиком благодаря наличию под их коробами специальных карманов для вил. При необходимости можно предложить и привычное для некоторых клиентов решение с роликовой кроваткой и транспортировочной тележкой для АКБ.

Разнообразие вариантов комплектации и опций этой техники огромно, и поражает, с какой свободой реализуются любые решения, в том числе самые нестандартные. Так, для некоторых сфер применения, в частности для холодных складов, предлагается система электропитания, обеспечивающая круглосуточную работу машин. Вдоль стеллажа на высоте примерно 2 м, чтобы обеспечить безопасность персонала, прокладывают медную шину-токоподвод. Входя в коридор, машина получает от нее питание, и в результате отпадает необходимость в замене АКБ, которая в этом случае становится всего лишь резервным источником питания, используемым при переезде из одного рабочего коридора в другой.

Но, конечно, дело не только в технических деталях. Надо самому встать за пульт управления, чтобы почувствовать эргономичность машины, тщательную продуманность деталей и плавную мощь движений Hi-Rackerа.

• Мы заговорили о системе управления узкопроходником. Как она организована в машине?

– Система построена на пяти микропроцессорных блоках управления, соединенных информационной шиной CAN-bus. Все движения машины непрерывно контролируются датчиками, что дает возможность программно задавать профиль разгона-торможения и тем самым обеспечить сочетание большой скорости с исключительной плавностью движений. Все основные клапаны гидравлики имеют пропорциональное электромагнитное управление, механических приводов нет. С одной стороны, это обеспечивает плавность управления, а с другой – возможность всех необходимых блокировок для безопасности работы. Машина сама анализирует ситуацию и при необходимости может заблокировать работу любой подсистемы.

Панель управления очень удобна. В стандартном варианте исполнения непосредственно перед оператором находится большой графический дисплей АРЕ, а справа и слева от него размещены два консольных сегмента с кнопками выбора функций и «флажковыми» регуляторами скорости исполнения движений. Оператор, нажимая одной рукой кнопку, регулирует скорость выполнения этой функции второй рукой и таким образом в процессе выполнения движений всегда вынужден держать обе руки на пульте. Это также повышает безопасность работы. Если оператору часто приходится выполнять операции по сбору заказа, удобней использовать опционную панель управления, состоящую из двух частей, расположенных по бокам сиденья. Движения каретки, ведущего колеса, состояние всех подсистем, а также диагностическая информация в текстовом формате отображаются на дисплее АРЕ.

При движении вне рабочего коридора или с поднятой кабиной система управления из соображений безопасности ограничивает скорость хода до 2,5 км/ч. «Открытая» архитектура бортового компьютера дает возможность гибкого подключения множества дополнительных датчиков, по сигналам которых можно легко запрограммировать нужную логику действий машины. Так, при наличии в определенных местах на складе препятствий и ограничений по высоте можно поставить там датчики и задать ограничение высоты подъема в данной точке.

Тщательно продуманы и вопросы безопасности работы оператора в подъемной кабине. Даже в случае полного обесточивания машины кабину можно опустить вручную с помощью гидроклапана, а на крайний случай в кабине есть специальный трос с петельным сиденьем. С его помощью оператор может спокойно спуститься вниз, а специальный карабин обеспечит фиксированную скорость спуска.

• Где-нибудь в России работают модели Hi-Racker?

– Такая машина уже эксплуатируется в компании «Роста». Это крупнейший российский фармдистрибьютор, который входит в пятерку лидеров в этой области вместе с »SIA Интернешнл» и «Протек». Машина была взята в компанию на пробу и сейчас обслуживает пять из 16-ти проходов склада, которые обеспечивают самые интенсивные отгрузки крупным дистрибьюторам. Пока она работает двухсменно, но «Роста» уже заказала у нас дополнительную аккумуляторную батарею, чтобы использовать Hi-Racker круглосуточно. Фактически мы подогнали эту машину под параметры склада компании, под уже существующие рельсовые направляющие. Операторы сразу оценили преимущества Hi-Racker перед старыми моделями Yale, особенно впечатлила их скорость движения, которая у Hi-Racker может достигать 11,7 км/ч. Эта модель питается от 80-вольтовой батареи, а не от 48-вольтовой, как Yale, поэтому время работы от одной подзарядки значительно увеличилось. По достоинству оценены мощные и прочные боковые ролики новинки. При въезде в коридор ролики узкопроходника подвергаются сильным ударам, и на моделях Yale они постоянно ломались. Кроме того, Dambach дает очень подробное руководство по эксплуатации и техническую документацию.

Недавно мы заключили договор на поставку данного оборудования
с еще одним заказчиком Hi-Racker – компанией ТНК-BP и уже в ноябре планируем поставить и ввести его в эксплуатацию. У ТНК огромная программа по переоснащению своих складов, где в настоящее время используются обычные вилочные погрузчики. Модель Hi-Racker фактически должна стать первым «пробным шаром», и, после того как компания научится с ней работать и эффективно использовать, она планирует оснастить все свои склады такими машинами.

На сегодняшний день к нам поступило очень много запросов на подобное оборудование, но штабелеры Hi-Racker относятся к технике премиум-класса, и цена их выше, чем аналогов у конкурентов. Тем не менее в России есть ряд крупных клиентов, которые, уже имея опыт эксплуатации этой техники в Германии и других странах Европы и даже зная, что она дороже, готовы платить за это качество и требуют именно Dambach.

Каким образом вы осуществляете взаимодействие с немецкими партнерами?

– У Dambach узкопроходник является основным продуктом, потому на нем сосредоточены все усилия и разработки, и производитель готов идти нам навстречу. Поддержку со стороны немецких партнеров можно назвать безукоризненной. Специалисты компании готовы выезжать к нам, оказывать любую помощь в эксплуатации, обучении персонала и на своей, и на нашей территории. Можно организовать выезд операторов клиента в Германию, где они пройдут обучение и получат сертификат непосредственно у производителя. Также мы поддерживаем постоянную телефонную связь и при любых проблемах можем быстро получить квалифицированную консультацию. В компании «Роста» монтаж осуществляли сами немцы, но теперь и наши специалисты имеют достаточный опыт и могут самостоятельно производить запуск, настройку и программирование оборудования.

Как реально осуществляется проект внедрения столь сложной техники? Сколько времени проходит от момента заказа машины до ввода ее в эксплуатацию?

– Современный склад – это сложный комплекс, эффективность работы которого зависит от правильной организации логистических операций и точного соответствия возможностей комби-трака потребностям конкретного склада. Именно поэтому важно как можно точнее определить требуемые параметры машины еще на этапе подготовки заказа. Предпочтительней всего начать сотрудничество со специалистами по складской логистике и стеллажным системам еще на этапе проектирования склада, чтобы у них также была возможность заложить в проект определенные технические параметры машины. Но вполне возможна и подгонка ее параметров под требования имеющегося или модернизируемого склада. В любом случае специалист по логистике клиента должен заполнить специальную анкету, где он указывает данные груза, стеллажной системы, параметры склада и его зон и многое другое. Исходя из этого мы прорабатываем предварительную конфигурацию машины, согласуем ее с клиентом и затем отправляем на утверждение нашим германским коллегам. После окончательного согласования всех технических параметров и стоимости техники заключается договор и оформляется заказ. Изготовление машины занимает примерно три месяца, еще две-три недели уходит на доставку. Это достаточно хорошие сроки, и они всегда четко выполняются германской стороной.

Помимо этого наша компания предоставляет такие услуги, как обучение операторов техники, и у нас есть также множество решений по самой эксплуатации.

Какая гарантия на модель Hi- Racker и как проводится ТО этой машины?

– Гарантии достаточно гибкие. Имеется заводская гарантия – она составляет 1 год, но все зависит от качества эксплуатации машины, а потому период этот может быть изменен в б льшую сторону: 2 года и более. Пока ТО штабелера, который работает в компании «Роста», проводим мы сами. Что касается запчастей, то все быстроизнашивающиеся компоненты есть на нашем складе. У Dambach имеются на складе все запчасти, вопрос только в сроках их доставки. Если возникает непредвиденная ситуация, можем поставить любой необходимый компонент авиатранспортом.

Когда, по вашим оценкам, мы сможем увидеть на российских складах другую замечательную технику, которую выпускает Dambach?

– У нас, как и в Европе, земля постоянно дорожает, и все больше складских операторов переходят на узкопроходные системы с максимальной плотностью хранения грузов. Склады «растут вверх», поэтому высотные узкопроходные машины становятся все более востребованными. И вообще, во всем мире есть тенденция в сторону роста потребления электрических машин, особенно специализированных складских и узкопроходных. Поэтому мы не сомневаемся, что со временем и в России станут использоваться и краны-штабелеры, и полностью автоматические системы хранения. В этом сегменте рынка Dambach является нашим стратегическим партнером, с которым мы намерены работать в области складской обработки грузов долго и плодотворно.

Интервью провел В. Антонов