Тест Mitsubishi FB 20CN
Вилочные погрузчики компании Mitsubishi Forklift Truck достаточно часто становятся призерами различных конкурсов и смотров. Отчасти это объясняется тем, что специалисты японской корпорации при создании погрузочно-складской техники широко используют собственный опыт, накопленный при разработке космических, автомобильных, станкостроительных технологий. Протестированный нами вилочный четырехопорный электропогрузчик Mitsubishi FB 20CN грузоподъемностью 2 т очередное тому подтверждение.
Машины предыдущего поколения электрических погрузчиков Mitsubishi штатно оснащали так называемым пальчиковым управлением функциями грузоподъемника. Такая конструкция действительно была очень удобной: правая рука оператора лежала на специальном подлокотнике, а управление мачтой и направлением движения погрузчика осуществлялось только едва заметными движениями пальцев. За внедрение столь прогрессивного метода управления погрузчиком Mitsubishi также получала различные награды. Преимущество такой системы очевидно – оператор меньше уставал, что существенно увеличивало производительность труда. Однако прижилась новинка не везде. В некоторых странах, в том числе в России, специфические климатические условия, и зимой операторам зачастую приходится управлять техникой в перчатках или рукавицах. Помимо этого электропогрузчики часто используют в пищевой промышленности, где машины подолгу находятся в холодильных камерах. При низких температурах практически неподвижная рука оператора быстро замерзала, и управляться с пальчиковым приводом становилось некомфортно. Поэтому на электрических погрузчиках новой серии FBN конструкторы компании вернулись к классической схеме управления мачтой с помощью рычагов, а пальчиковое управление предлагается как опция.
На первый взгляд, погрузчики Mitsubishi кажутся большими и массивными, зеленый корпоративный цвет лишь усиливает это впечатление. Но если обратиться к языку цифр, то окажется, что на деле это не так. Длина машины до спинки вил – 2188 мм, габаритная ширина – 1130 мм. Это означает, что модель FB 20CN пусть незначительно, но все же меньше основных конкурентов аналогичной грузоподъемности. Например, 2-тонные вилочные погрузчики Komatsu имеют длину до спинки вил 3450 мм, а габаритную ширину по шинам – 1150 мм.
Характерной особенностью вилочных электропогрузчиков Mitsubishi является крыша закругленной формы, которая не только придает машине динамичный вид, но специально разработана для быстрого, легкого монтажа панелей кабины.
Внешний осмотр выявил и несколько недостатков. Во-первых, в комплектацию погрузчика не включили зеркало заднего вида, что странно для машины подобной грузоподъемности, да и экономить на комфорте столь именитой марке не подобает. Кроме того, машина оснащена только мощными передними фарами и фонарем заднего хода, а указатели поворотов и стоп-сигналы отсутствуют. Во времена, когда все мировые производители техники любыми методами борются за безопасность, заведомо усложняя конструкцию, а значит, увеличивая стоимость продукции, экономить энергию аккумуляторных батарей, отказываясь от стоп-сигналов и указателей поворота, мягко говоря, непонятное решение. Правда, на крыше штатно устанавливают оранжевый проблесковый маячок.
Ступенька расположена высоковато, тем не менее процесс посадки в погрузчик FB 20CN можно назвать почти идеальным. Решающую роль здесь сыграла маленькая передняя панель, которая почти не выступает за габариты рулевой колонки. Таким образом, входу и выходу из кабины ничто не мешает. Для большего удобства на передней левой стойке предусмотрен поручень.
Для улучшения круговой обзорности ширина новых стоек мачты уменьшена по сравнению с предыдущими моделями. Передняя панель находится максимально низко, позволяя оператору хорошо видеть вилы.
На остальных элементах комфорта оператора не стану останавливаться подробно. Кресло оператора с большим диапазоном регулировок, ремень безопасности, кармашки для мелочей и планшеты для бумаг, датчик присутствия оператора – т. е. компоненты, без которых трудно представить современный погрузчик, в машинах Mitsubishi присутствуют. И все они выполнены с учетом самых последних требований эргономики.
Mitsubishi FB 20CN оснащают двумя тяговыми электродвигателями переменного тока собственной разработки мощностью 5,0 кВт каждый. Для доступа к двигателям надо снять крышку возле педального узла. Двигатели соединены с редукторами и расположены один над другим, в зеркальном отражении. Такая сложная компоновка позволила установить на правое и левое ведущие колеса полностью взаимозаменяемые электромоторы и редукторы. Вообще взаимозаменяемость многих узлов является концепцией конструирования всего подъемно-складского оборудования Mitsubishi.
На FB 20CN устанавливают аккумуляторные батареи (АКБ) напряжением 48 В и емкостью 720 А.ч – показатели очень достойные, и это еще один плюс японской техники. Для увеличения продолжительности работы погрузчика на одном цикле зарядки применяется система рекуперации энергии, которая подзаряжает АКБ во время торможения двигателем, при движении накатом, управляемом скатывании задним ходом с рампы.
Дисковые тормоза установлены непосредственно на двигателе. Как видим, на погрузчике три вида торможения. Во-первых, при изменении направления движения погрузчика можно не убирать ногу с педали акселератора, достаточно перевести рычаг управления движением в положение «задний ход», и машина сама остановится, затормозив двигателем, и начнет движение назад. Педаль акселератора при этом может быть постоянно нажата. Второй вид торможения – отпускание педали акселератора. Машина также тормозит двигателем, вплоть до полной остановки. Третий вид остановки – экстренный. В этом случае нажимают педаль тормоза, и в действие приводится тормозной механизм, установленный на колесах погрузчика. Разумеется, в нормальном режиме эксплуатации рекомендуется пользоваться только первыми двумя методами торможения. Таким образом, вы подзаряжаете аккумуляторные батареи и продлеваете срок службы основной тормозной системы. Двухтонники
Mitsubishi оборудованы системой вертикального извлечения АКБ. Подразумевается, что, пока машина будет работать на одном блоке батарей, второй блок будет заряжаться, поэтому модель FB 20CN не оснащена встроенным зарядным устройством.
Электронная система управления нового поколения позволяет задавать необходимые параметры работы, подбирая идеальные характеристики для конкретных условий эксплуатации. Выбирая между пятью фиксированными режимами, можно значительно продлить срок службы аккумуляторных батарей, максимально увеличив при этом к.п.д. погрузчика. Например, режим «В» автоматически задает максимально возможные характеристики разгона, скорости хода, скоростей подъема и наклона мачты.
Понятно, что при таком режиме продолжительность работы будет минимальной. Режим «С» обеспечивает максимальное время работы при умеренных динамических характеристиках. Еще один из режимов используется при работе на длинных дистанциях – погрузчик имеет средние показатели разгона с места, но высокую установившуюся скорость. «Челночный» режим, напротив, обеспечивает мгновенный разгон машины, но небольшую постоянную скорость. Дополнительно кроме фиксированных режимов оператор может самостоятельно задавать максимальные и минимальные параметры работы погрузчика, т. е. его можно подстраивать под конкретные условия работы.
Энергия АКБ затрачивается не только на передвижение самого погрузчика, но и на подъем-опускание мачты и работу других узлов, поэтому оптимизация работы гидравлического оборудования – одна из приоритетных задач производителей подобной техники. Погрузчики Mitsubishi нового поколения оборудованы одним сдвоенным насосом, обеспечивающим работу и рулевого управления, и мачты. Это снижает не только уровень шума, но и количество обслуживаемых узлов. Мощность гидронасоса – 14 кВт – впечатляет: она на порядок выше, чем у конкурентов. Благодаря этому достигаются отменные показатели скорости подъема каретки. Точностью и плавностью управления не стали жертвовать ради мощности, напротив, привод стал более прогнозируемым. Такая же ситуация и с рулевым управлением – минимальные усилия на любых скоростях сочетаются с плавностью и точностью движений.
Все сбои в работе гидравлической системы, электроники и системы тормозов фиксируются в бортовом журнале записи ошибок, благодаря чему во время сервисного обслуживания неполадки можно устранить в кратчайший срок. Интервалы обслуживания увеличены до 500 машино-ч, а гарантия производителя на свою технику составляет 5 лет либо 6 тыс. машино-ч.