Используем технику ОМ
Логистический процесс поставок отличается сложностью. Товар от производителя к конечному потребителю проходит длинную цепочку: производитель – транспортировка – склад – транспортировка – реализатор – потребитель. Непосредственно на складе имеются зоны, в которых с товаром выполняют различные работы.
Для достижения максимальной эффективности всего технологического процесса в каждой из них должны использоваться специализированные подъемно-транспортные машины и механизмы, применение которых значительно повышает скорость движения грузов. Рассмотрим, какое оборудование может использоваться при различных складских операциях, на примере техники известного итальянского производителя ОM Carrelli Elevatori S.p.A.
Разгрузка и приемка грузов
Наиболее тесный логистический контакт склада с поставщиками и клиентами требуется при операциях с входным и выходным материальными потоками, т. е. при разгрузке и погрузке транспортных средств. В ходе этих работ необходимо ориентироваться на скорость и качество. Соответственно должны быть подготовлены места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. На современных складах такие операции осуществляются на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор подъемно-транспортных средств оборудования позволяют проводить разгрузку эффективно (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, снижаются издержки.
В зоне разгрузки-выгрузки можно использовать транспортировщики паллет марки ОМ моделей TL16-TN30, TLX20-TSX30, TLR20, TSR30, электропогрузчики для работы в местах с ограниченным пространством E8N/E10N (контейнеры, вагоны и т. п.), XE12(3)-XE20(3) и IDEA либо XE15-XE80, а для работы на улице – погрузчики с двигателем внутреннего сгорания XD15-XD100, XG15-XG30. Как известно, каждый из этих видов техники имеет свои преимущества и недостатки, и их выбор определяется условиями применения. Электротележки (они могут сопровождаться пешим оператором или при более длинных расстояниях перевозки иметь площадку или платформу для размещения оператора) намного дешевле и маневреннее, для них не требуются специальные права на вождение. Вилочные погрузчики – универсальная техника, которая может оснащаться различным навесным оборудованием и способна поднимать грузы на высоту до 6 м.
Внутрискладская транспортировка и перевалка грузов
Такая транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки (проверка количества и качества поступающих товаров, оформление соответствующих документов приемки), а оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транспортных машин и механизмов. Внутри склада груз должен транспортироваться по сквозным «прямоточным» маршрутам. Протяженность работ должна быть минимальной. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций.
Для работы в этой зоне ОМ выпускает такую технику, как транспортировщики паллет, тягачи и платформенные тележки CTR60/250, CPF200. Расстояния, на которые перемещаются грузы, могут быть разными в зависимости от площади склада, схем размещения складских зон и маршрутов транспортировки. На коротких трассах целесообразно использовать самоходные электротележки, сопровождаемые пешим оператором. При средних расстояниях перевозки и большей интенсивности работ применяют транспортировщики паллет с платформой или площадкой для оператора. Для перемещения штучных грузов или грузов в прицепных контейнерах употребляются электроприводные тягачи и платформенные тележки.
Складирование и хранение грузов
Основной принцип рационального складирования – эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования, и в первую очередь складского оборудования.
Оборудование для хранения должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство, выделенное для рабочих проходов, должно быть минимальным, с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения, основанную на принципе твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора места складирования.
В основном используют два способа хранения: стеллажный, при котором товары могут храниться как в упакованном, так и в распакованном виде (он связан с широкой внутрискладской подсортировкой товаров), и штабельный. В последнем случае товары хранят, как правило, в таре, без распаковки, используя различные типы поддонов (плоские, стоечные, ящичные). Для этой зоны можно применять технику (штабелеры), выбор модели которых зависит от высоты подъема:
• до 6 м – электрические самоходные штабелеры (CL10,5-12, CN14-20, CNI14-20, СNS14-20, CTX14-20, CTXI14-20, CLR12-CLD20, CRS12,5-20 );
• до 10 м – ричтраки XR12-25, XRS14-20;
• до 12 м – сборщики заказов с трехсторонней обработкой грузов XNAac.
Ричтраки в отличие от обычных штабелеров, работа которых основана на принципе противовеса, имеют опорные консоли и выдвижную мачту, более устойчивы, у них большая остаточная грузоподъемность. Высотные комплектовщики заказов могут работать в очень узких проемах, экономя площадь склада, и позволяют проводить подбор заказа на верхних ярусах стеллажей, не снимая всей паллеты.
Комплектация (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузка
Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:
• получение заказа клиента (отборочный лист);
• отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
• комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
• подготовку товара к отправке (укладку в тару, на товароноситель);
• документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа;
• объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных.
Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации, а подготовка и оформление документации – через информационную систему. Адресная система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время и помогает отслеживать отпуск товара со склада. При комплектации отправки благодаря информационной системе облегчается выполнение функции объединения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный маршрут доставки заказов.
Отгрузку ведут на погрузочной рампе (требования к проведению эффективной отгрузки аналогичны требованиям к разгрузке). Для этой зоны можно использовать технику для комплектования груза, выбор которой зависит от высоты нахождения груза:
• до 6 м – сборщики заказов с нижних ярусов X LOGO1, LOGO2, XOP1-XOP2;
• до 9 м – сборщики заказов высотные XOP3;
• до 13 м – сборщики заказов с трехсторонней обработкой грузов XNAac.